Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Восточносибирской нефти Китаю мало

Восточносибирской нефти Китаю мало

Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Напомним, что «Роснефть» и «Транснефть» взяли у КНР кредит на 25 млрд долларов под поставки 300 млн тонн нефти в течение 20 лет по 15 млн тонн. Изначально планировалось также 30 млн тонн поставлять по ВСТО-1 в Китай, а 50 млн тонн качать по трубе на берег Тихого океана и далее в Корею и в Японию. Собственно, то, о чем мы говорим много-много лет, начинает сбываться.

Еще когда ВСТО до Сковордино планировалось строить с двумя ответвлениями – одно на Китай, другое - на Козьмино, Тихий океан, ФНЭБ тогда уже говорил, что, стоит трубе достигнуть Сковордино, все изменится, и Китай наверняка попробует увеличить свою квоту в ущерб поставкам на берег Тихого океана. Российские лоббисты этого проекта, безусловно, заинтересованы, в большей степени по политическим мотивам, в поставках нефти в сторону Китая. Для компании «Роснефть», например, совершенно не все равно, куда она будет поставлять нефть. И ее политическим кураторам тоже не все равно. Именно это сейчас и происходит: Китай требует все больше нефти. И когда говорили, мол, вот, Россия подписала контракт с Поднебесной, будут лимитированные поставки, уже тогда, к огромному сожалению, было ясно, что потребности Китая в нефти увеличиваются.

Более того, Китай начинает шантажировать Россию, заявляя, что только при условии дополнительных поставок будет строиться завод на территории Поднебесной. Кстати, в контексте того же совещания в Омске, на котором говорилось о состоянии дел в сфере российской нефтепереработки, вообще непонятно, а почему завод строится на территории КНР? Почему за последние несколько лет у нас не построено ни одного крупного завода, и теперь инвестпроект реализуется на территории Китая? Совершенно не ясно, где же здесь экспорт нефтепродуктов?

Мы много раз говорили, что в ситуации, когда в стране добыча нефти растет на 1% в год, в пределах статпогрешности, увеличение поставок нефти на восток означает неизбежное изъятие нефти с западного направления. За это нас критиковали близкие к «Транснефти» эксперты, уверяли, что в стране начнется увеличение добычи, нефти хватит и на БТС-2, и на ВСТО, волноваться нечего. А вот теперь волноваться приходится, потому что сегодня искусственно «притягивается за уши» финансовая рентабельность этих поставок. Мы можем понять, когда обнуляется НДПИ на восточносибирских месторождениях, потому что их НУЖНО вводить в эксплуатацию. Но когда обнуляется экспортная пошлина! Когда искусственно «притягиваются» тарифы по железным дорогам! Когда говорится о равнодоходности поставок на запад и на восток, что означает субсидирование поставок нефти в Китай экспортерами поставок нефти на запад, вот здесь финансовые результаты для бюджета становятся все менее очевидными и все менее ясными.

«Транснефть» заявляет, что нефти в Восточной Сибири хватит. Однако из официальных планов видно, что там нет такого количества нефти даже на те объемы, какие были заявлены – по 15 млн тонн в год прокачки в Китай. Не говоря уже о новых потребностях Пекина. Накануне началось строительство нефтепровода Пурпэ – Самотлор, что означает создание полноценной системы перекачки нефти с Западной Сибири на Восток. Т.е. уже сознательно строится нефтепроводная система, которая будет брать нефть с Западной Сибири – традиционной ресурсной базы поставок в Европу, и направлять в сторону Китая.

Мы не были противниками диверсификации поставок, но давайте задумаемся о финансовой целесообразности такого рода решений. Диверсификация пока идет в ущерб российскому бюджету. Не имея уверенности в том, что у нас будет расти добыча нефти, нельзя отказываться от поставок сырья в Европу и переориентироваться на Китай. Что уж и говорить о перспективах роста добычи на Востоке!

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики