Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Восточносибирской нефти Китаю мало

Восточносибирской нефти Китаю мало

Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Напомним, что «Роснефть» и «Транснефть» взяли у КНР кредит на 25 млрд долларов под поставки 300 млн тонн нефти в течение 20 лет по 15 млн тонн. Изначально планировалось также 30 млн тонн поставлять по ВСТО-1 в Китай, а 50 млн тонн качать по трубе на берег Тихого океана и далее в Корею и в Японию. Собственно, то, о чем мы говорим много-много лет, начинает сбываться.

Еще когда ВСТО до Сковордино планировалось строить с двумя ответвлениями – одно на Китай, другое - на Козьмино, Тихий океан, ФНЭБ тогда уже говорил, что, стоит трубе достигнуть Сковордино, все изменится, и Китай наверняка попробует увеличить свою квоту в ущерб поставкам на берег Тихого океана. Российские лоббисты этого проекта, безусловно, заинтересованы, в большей степени по политическим мотивам, в поставках нефти в сторону Китая. Для компании «Роснефть», например, совершенно не все равно, куда она будет поставлять нефть. И ее политическим кураторам тоже не все равно. Именно это сейчас и происходит: Китай требует все больше нефти. И когда говорили, мол, вот, Россия подписала контракт с Поднебесной, будут лимитированные поставки, уже тогда, к огромному сожалению, было ясно, что потребности Китая в нефти увеличиваются.

Более того, Китай начинает шантажировать Россию, заявляя, что только при условии дополнительных поставок будет строиться завод на территории Поднебесной. Кстати, в контексте того же совещания в Омске, на котором говорилось о состоянии дел в сфере российской нефтепереработки, вообще непонятно, а почему завод строится на территории КНР? Почему за последние несколько лет у нас не построено ни одного крупного завода, и теперь инвестпроект реализуется на территории Китая? Совершенно не ясно, где же здесь экспорт нефтепродуктов?

Мы много раз говорили, что в ситуации, когда в стране добыча нефти растет на 1% в год, в пределах статпогрешности, увеличение поставок нефти на восток означает неизбежное изъятие нефти с западного направления. За это нас критиковали близкие к «Транснефти» эксперты, уверяли, что в стране начнется увеличение добычи, нефти хватит и на БТС-2, и на ВСТО, волноваться нечего. А вот теперь волноваться приходится, потому что сегодня искусственно «притягивается за уши» финансовая рентабельность этих поставок. Мы можем понять, когда обнуляется НДПИ на восточносибирских месторождениях, потому что их НУЖНО вводить в эксплуатацию. Но когда обнуляется экспортная пошлина! Когда искусственно «притягиваются» тарифы по железным дорогам! Когда говорится о равнодоходности поставок на запад и на восток, что означает субсидирование поставок нефти в Китай экспортерами поставок нефти на запад, вот здесь финансовые результаты для бюджета становятся все менее очевидными и все менее ясными.

«Транснефть» заявляет, что нефти в Восточной Сибири хватит. Однако из официальных планов видно, что там нет такого количества нефти даже на те объемы, какие были заявлены – по 15 млн тонн в год прокачки в Китай. Не говоря уже о новых потребностях Пекина. Накануне началось строительство нефтепровода Пурпэ – Самотлор, что означает создание полноценной системы перекачки нефти с Западной Сибири на Восток. Т.е. уже сознательно строится нефтепроводная система, которая будет брать нефть с Западной Сибири – традиционной ресурсной базы поставок в Европу, и направлять в сторону Китая.

Мы не были противниками диверсификации поставок, но давайте задумаемся о финансовой целесообразности такого рода решений. Диверсификация пока идет в ущерб российскому бюджету. Не имея уверенности в том, что у нас будет расти добыча нефти, нельзя отказываться от поставок сырья в Европу и переориентироваться на Китай. Что уж и говорить о перспективах роста добычи на Востоке!

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики