Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Восточносибирской нефти Китаю мало

Восточносибирской нефти Китаю мало

Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Напомним, что «Роснефть» и «Транснефть» взяли у КНР кредит на 25 млрд долларов под поставки 300 млн тонн нефти в течение 20 лет по 15 млн тонн. Изначально планировалось также 30 млн тонн поставлять по ВСТО-1 в Китай, а 50 млн тонн качать по трубе на берег Тихого океана и далее в Корею и в Японию. Собственно, то, о чем мы говорим много-много лет, начинает сбываться.

Еще когда ВСТО до Сковордино планировалось строить с двумя ответвлениями – одно на Китай, другое - на Козьмино, Тихий океан, ФНЭБ тогда уже говорил, что, стоит трубе достигнуть Сковордино, все изменится, и Китай наверняка попробует увеличить свою квоту в ущерб поставкам на берег Тихого океана. Российские лоббисты этого проекта, безусловно, заинтересованы, в большей степени по политическим мотивам, в поставках нефти в сторону Китая. Для компании «Роснефть», например, совершенно не все равно, куда она будет поставлять нефть. И ее политическим кураторам тоже не все равно. Именно это сейчас и происходит: Китай требует все больше нефти. И когда говорили, мол, вот, Россия подписала контракт с Поднебесной, будут лимитированные поставки, уже тогда, к огромному сожалению, было ясно, что потребности Китая в нефти увеличиваются.

Более того, Китай начинает шантажировать Россию, заявляя, что только при условии дополнительных поставок будет строиться завод на территории Поднебесной. Кстати, в контексте того же совещания в Омске, на котором говорилось о состоянии дел в сфере российской нефтепереработки, вообще непонятно, а почему завод строится на территории КНР? Почему за последние несколько лет у нас не построено ни одного крупного завода, и теперь инвестпроект реализуется на территории Китая? Совершенно не ясно, где же здесь экспорт нефтепродуктов?

Мы много раз говорили, что в ситуации, когда в стране добыча нефти растет на 1% в год, в пределах статпогрешности, увеличение поставок нефти на восток означает неизбежное изъятие нефти с западного направления. За это нас критиковали близкие к «Транснефти» эксперты, уверяли, что в стране начнется увеличение добычи, нефти хватит и на БТС-2, и на ВСТО, волноваться нечего. А вот теперь волноваться приходится, потому что сегодня искусственно «притягивается за уши» финансовая рентабельность этих поставок. Мы можем понять, когда обнуляется НДПИ на восточносибирских месторождениях, потому что их НУЖНО вводить в эксплуатацию. Но когда обнуляется экспортная пошлина! Когда искусственно «притягиваются» тарифы по железным дорогам! Когда говорится о равнодоходности поставок на запад и на восток, что означает субсидирование поставок нефти в Китай экспортерами поставок нефти на запад, вот здесь финансовые результаты для бюджета становятся все менее очевидными и все менее ясными.

«Транснефть» заявляет, что нефти в Восточной Сибири хватит. Однако из официальных планов видно, что там нет такого количества нефти даже на те объемы, какие были заявлены – по 15 млн тонн в год прокачки в Китай. Не говоря уже о новых потребностях Пекина. Накануне началось строительство нефтепровода Пурпэ – Самотлор, что означает создание полноценной системы перекачки нефти с Западной Сибири на Восток. Т.е. уже сознательно строится нефтепроводная система, которая будет брать нефть с Западной Сибири – традиционной ресурсной базы поставок в Европу, и направлять в сторону Китая.

Мы не были противниками диверсификации поставок, но давайте задумаемся о финансовой целесообразности такого рода решений. Диверсификация пока идет в ущерб российскому бюджету. Не имея уверенности в том, что у нас будет расти добыча нефти, нельзя отказываться от поставок сырья в Европу и переориентироваться на Китай. Что уж и говорить о перспективах роста добычи на Востоке!

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики