Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Успеть до полуночи: Москва и Киев начали подписывать газовое соглашение

Успеть до полуночи: Москва и Киев начали подписывать газовое соглашение

В срыве транзита не заинтересована ни одна из сторон

Тексты соглашений между Москвой и Киевом о транзите российского газа в Европу не доработаны и не согласованы. «Боремся за каждую запятую», — обрисовал ситуацию глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Можно ли говорить, что судьба транзита под вопросом? По словам опрошенных «МК» экспертов, речь идет о массе технических и правовых коллизий, которые стороны непременно урегулируют. А если даже не успеют до Нового года, потом «подгонят» задним числом. Ни Россия, ни Украина не заинтересованы в ином развитии событий — слишком многое стоит на кону.

За столом продолжающихся в Вене переговоров по газу делегации двух стран провели уже четыре дня. Работа кипит, надо торопиться. Практически с рассвета и до глубокой ночи собравшиеся обсуждают три документа. Один — это соглашение между новым оператором газотранспортной системы (ГТС) Украины и «Газпромом». Оно определяет технические регламенты и правила взаимодействия операторов смежных сетей. Второй — мировое соглашение, которым «Нафтогаз» и «Газпром» признают урегулированными взаимные претензии по контрактам 2009 года. Третий — договор между двумя компаниями об организации транзита.

В последнем случае, как пояснил Андрей Коболев, речь идет об условиях прокачки газа по украинской ГТС на определенный объем в течение следующих пяти лет. «Газпром» или иная компания может прокачивать дополнительные объемы в течение этого периода или после него. Но договор фиксирует именно ту величину транзита, которую готов обеспечить «Нафтогаз».

«Мы понимаем, что, на какой бы срок ни был заключен такой договор, если будет построен «Северный поток-2», обеспечить его выполнение будет чрезвычайно проблематично. О способах снижения таких рисков, собственно, и ведутся сейчас переговоры с участием наших юристов», — сообщил украинский топ-менеджер.

20 декабря Москва и Киев подписали пакетный протокол о намерениях. В соответствии с ним для продолжения транзита «Газпром» заключит с «Нафтогазом» договор, по которому тот забронирует мощности для транспортировки 65 млрд куб. м газа в 2020 году и по 40 млрд куб. м в 2021–2024 годах. Обе стороны пытаются действовать предельно конструктивно и оперативно, считает заместитель директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Когда нужно согласовать подобные стратегические документы, неизбежно возникает масса юридических вопросов. Основная задача — исключить риск, что соглашение будет неверно интерпретировано или использовано. С этим обстоятельством, напоминает собеседник «МК», связан и нынешний непростой геополитический фон.

«Заметьте, в последнее время переговорный процесс, причем в алармистском духе, комментирует исключительно господин Коболев, — говорит Гривач. — При этом он не подписывал протокол, не участвовал в самих переговорах».

В принципе, продолжает эксперт, сорвать подписание нового межгосударственного соглашения о транзите газа способен разве что какой-нибудь чудовищный форс-мажор. Главные шаги навстречу друг другу уже сделаны. Правительство Украины одобрило проект мирового соглашения с «Газпромом» об урегулировании взаимных претензий. Свою часть обязательств российская компания выполнила, выплатив «Нафтогазу» $2,9 млрд. Теперь украинский газовый монополист должен отозвать все иски, направленные на арест имущества «Газпрома».

«До Нового года подпишут, это неизбежно, — убежден генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Каждая из сторон боится, что в чем-то ее обманут. Соответственно, участники венской встречи стараются максимально обезопасить себя с юридической точки зрения. Но срыв транзита им однозначно не нужен: если даже допустить, что не уложатся в намеченные сроки, потом «подгонят» задним числом».

Кстати, чисто технически остановить транзит несложно. По словам Алексея Гривача, для этого Украине достаточно лишь закрутить вентили на своей границе с Россией или с ЕС. Проблема в том, что местная ГТС не способна функционировать в таком экстренном реверсивном режиме в течение длительного времени. Это чревато износом оборудования или даже выходом из строя каких-то его частей. Ну и имидж Киева как транзитера будет бесповоротно испорчен. Впрочем, репутация Москвы может пострадать ничуть не меньше.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 29.12.2019


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики