Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Медведев открывает северный путь на Камчатку

Медведев открывает северный путь на Камчатку

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение Правительства РФ, которым утверждается план развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года

Специалистам дано задание уже до конца текущего года подготовить все необходимые обоснования для создания транзитного коридора «Мурманск – Камчатка» при обслуживании международных перевозок.

Согласно распоряжению Дмитрия Медведева, Минвостокразвития, Минтранс и ГК «Росатом» должны завершить разработку ТЭО до декабря 2020 года. Согласно предварительным расчетам специалистов, это поможет развитию всего Арктического региона России. В этом случае лидерами инвестиционной привлекательности уже в 2020-2025 годах окажутся регионы, на территории которых будут реализованы проекты в рамках возрождения СМП. В первую очередь — Мурманская область, ЯНАО, Красноярский край, Чукотка, Камчатский край и Якутия.

Стоит напомнить, что еще в 2019 году президент Владимир Путин назвал восстановление Севморпути приоритетной задачей развития отечественной экономики. Рентабельность самой короткой транспортной артерии, связывающей Европу и Дальний Восток, будет обеспечена налоговым стимулированием проектов по разработке арктического шельфа и строительством глубоководных портов, которое откроет новые ворота для освоения Арктики. В этом случае «Арктическими воротами» России станет Мурманск, а «Восточными воротами» для стран АТР – Камчатка.

Собственно, инвестиции уже идут в регион. Напомним, что компания «НОВАТЭК» (реализует проект по СПГ) и правительство Камчатского края еще в 2018 году подписали соглашение о строительстве в регионе терминала по перевалке сжиженного природного газа в октябре прошлого года. Сразу после этого Камчатка стала интересовать крупные логистические компании как центр будущего притяжения азиатской логистики. Рост инвестиционной привлекательности региона был отмечен в том числе и Агентством стратегических инициатив (АСИ), которое поместило Камчатку в ТОП-30 наиболее привлекательных регионов России. Шансы на реализацию у СПГ-проектов компании «НОВАТЭК» довольно большие, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Уже идет речь о пункте-перевалке на Камчатке, так что почти нет сомнения по поводу строительства ледокольного флота и газовозов», – отмечает Юшков. Следующий по вероятности реализации – проект «Газпром нефти» по добыче нефти на месторождениях Арктического кластера. Новопортовское месторождение должно обеспечить перевозку 7 млн тонн нефти в год по Севморпути. «Этот кластер уже есть, он будет развиваться», – говорит Юшков.

По словам губернатора Камчатки Владимира Илюхина, Петропавловск-Камчатский станет в этой схеме опорным пунктом на трассе Северного морского пути. Илюхин отмечает, что развитие петропавловского порта и создание в крае опорной базы для СМП – один из проектов, который уже входит в ТОР «Камчатка». Для Камчатки реализация этих проектов – возможность выхода на поставки продукции в европейскую часть России, создание новых рабочих мест. «Развитие портов стимулирует экономическую активность в регионах», – так считает замдиректора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгений Плисецкий. Он также подчеркнул, что для экономики таких регионов, как Камчатка, развитие СМП сыграет большую роль: «СМП – это стратегический маршрут, который играет важную экономическую роль. Кроме того, его развитие и контроль над ним обеспечивают и национальную безопасность. В том числе он является важным плацдармом для будущего освоения Арктики».

«СМП – это драйвер развития для всего ДВФО на ближайшие десять лет», - считает президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков. - Мы это отмечаем уже несколько лет подряд, в частности, в нашем ежегодном Рейтинге развития потенциала регионов РФ, который учитывает то самое «пространственное развитие» страны, о котором говорил Путин. И тут очевидно, что такие регионы как Якутия и Камчатка – получают новое дыхание, новые возможности». По словам Гращенкова, рост инвестиций в Камчатку и Республику Саха подтверждает тенденции мирового хозяйствования, льды тают, начинается конкуренция за Арктику, и наиболее стратегически мыслящие лидеры видят в этом новые возможности. «Ведь что такое инвестиции? Это попытка угадать будущее. Разве кто-то мог еще в 1998 году спрогнозировать айфон и последующую «смартфон-революцию»? Нет, но теперь IT-отрасль в сумме весит больше, чем все нефтегазовые компании в мире, а что нас ждет в будущем? Сегодня Артика – это миф, а уже завтра – реальность, и тут Россия неожиданно оказалась в лидерах по освоению этой территории», - говорит Гращенков.

Возможности нарастить региональную экономику и инвестиции в нее за счет глобальных мировых изменений в Камчатском крае решили использовать одними из первых. «Включение полуострова в мировую морскую логистику означает для нашего региона не только новые налоговые поступления, но и расширенные горизонты социально-экономического развития, эволюцию транспортной системы, дополнительные возможности для привлечения российских и зарубежных туристов», – считает глава Корпорации развития Камчатского края Юлия Харитонова.

Очевидно, что развитие арктической транспортной системы необходимо для обеспечения устойчивого развития экономики российской Арктики, военно-политической стабильности и безопасности в этом регионе и в России. Однако до ее экономически эффективной эксплуатации еще предстоит выполнить большой объем работы. Требуется грамотный обоснованный подход к решению транспортных проблем, максимально учитывающий существующие требования и ограничения хозяйственной деятельности в этом регионе, обеспечение экологической безопасности чрезвычайно хрупкой арктической экосистемы.

Автор: Петр Кузнецов

Источник: Блокнот.Ru, 14.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики