Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потребитель не важен. От новых газопроводов в Прибалтике выиграют только те, кто их строит

Потребитель не важен. От новых газопроводов в Прибалтике выиграют только те, кто их строит

В Эстонии предвкушают момент, когда страна сможет якобы закупать "голубое топливо" у самых разных поставщиков, среди которых есть и Норвегия, и США, и Россия. Акцент делается на прекращении зависимости от "Газпрома". Но конкретных цифр и цен никто не озвучивает.

В прибалтийских странах в последние годы постоянно обсуждают тему "освобождения от российской газовой зависимости". Тема стала настолько популярной среди правящего класса этого региона, что все рассуждения уже полностью переместились в политическое поле, а экономическая составляющая вопроса ушла на второй план.

Так произошло и в случае со строящейся газовой перемычкой между Польшей и Литвой – GIPL. Впрочем, небольшая "изюминка" все же есть. Эстонская сторона, анонсируя закупки углеводородов по этой магистрали в будущем, стала сомневаться в целесообразности приобретать СПГ у литовского терминала в Клайпеде. Основная мысль таких сомнений – зачем платить за безопасные, но все же очень дорогие поставки газа, когда вот-вот появится новый источник?

На самом деле Таллин разрывать торговые связи с Вильнюсом не намерен. Да и поставки из литовской Клайпеды символические. Гораздо интереснее эйфория политиков Эстонии, которые радуются разнообразию поставок газа.

"Теперь ситуация совершенно изменилась: можем брать газ от "Газпрома", если они предлагают его по цене, которая нас устраивает. А можем в любой момент воспользоваться мощностями находящегося в Латвии газохранилища и Клайпедского СПГ-терминала. В 2021 году будет готова газовая перемычка между Польшей и Литвой", – цитирует издание Delfi директора эстонского предприятия Elering.

Слишком уж хорошо все складывается. Чувствуется какой-то подвох…

Много газопроводов и терминалов… а поставщик кто?

Литовская компания Amber Grid сообщила о начале подготовительного этапа строительства газопровода GIPL. Участники проекта уже занимаются организацией поставок труб из Польши в Литву. Параллельно с этим состоялся торжественный запуск газопровода (из Финляндии в Эстонию) Balticconnector. В итоге поводов для радости вроде как много.

Все это ведь не пустые слова, а конкретные магистрали, которые можно "пощупать" руками. Речь идет о реальной строящейся (или уже готовой) инфраструктуре, а не о бесполезных конференциях, где "стороны пописывают договоры о взаимовыгодном сотрудничестве".

Но вот незадача. Газовая перемычка GIPL может наступить на те же "грабли", что и другие газопроводы или даже СПГ-терминалы прибалтийских государств, которые считались "убийцами русского газа", а теперь тихонько покупают углеводороды у российского НОВАТЭКа.

А может, Balticconnector – это реальная замена контрактам с "Газпромом".

"Такой газопровод позволит поставлять в Финляндию через Эстонию газ из латвийских хранилищ, полученный, в частности, от Норвегии", – пишет немецкое издание Deutsche Welle.

Норвегия будет поставлять газ. Но как много? Он заполнит собой всю мощность магистрали? Долго ли Норвегия будет это делать? Скандинавская страна ведь официально сообщила еще в прошлом году, что наращивать добычу она не намерена, а в некоторых месторождениях, возможно, объем извлечения углеводородов даже уменьшится.

Вполне может быть, что кончится все наращиванием Финляндией импорта российского газа, который и пойдет в новенький Balticconnector.

А теперь возвращаемся к перемычке GIPL, которой так радуются в Эстонии. Литва и Польша газ в больших количествах, чтобы продавать его соседям, не добывают. Они берут его либо в России, либо у США в виде СПГ (в редких случаях есть поставки из Катара или других стран).

Банальный вопрос: "Чьи углеводороды будут в новом газопроводе, проложенном из Польши в Литву?". Ответ максимально простой – американские или российские. Будут ли они дешевле для Эстонии, чем те источники поставок, которыми она уже пользуется? А вот тут четкого ответа никто не дает.

Никакого анализа, только политические спекуляции

Как отметил в комментарии для Baltnews эстонский экономист, ректор Института экономики и управления – ECOMEN, Ханон Барабанер, всегда возникает вопрос, когда в Прибалтике действительно откажутся от российского газа. Но при этом мало кто думает о том, откуда будет изначально поступать "голубое топливо" и по какой цене. А это, между прочим, для любой экономики определяющий момент.

"Я наблюдаю за этими процессами, но могу пока лишь сказать, что, говоря о покупке Эстонией углеводородов из нового трубопровода, нельзя оперировать какими-то точными цифрами. Их попросту еще нет. Сейчас все рассуждения о новой газовой перемычке и закупках газа из нее – это по большей степени политические процессы, а не экономические", – сообщил эксперт.

Ректор Института экономики и управления ECOMEN особо подчеркнул, что пока нет никакого конкретного официального анализа и цифр по этим поставкам. Исходя из этого, невозможно дать прогноз, насколько Эстония действительно освободится от российских углеводородов. Отсюда и невозможность предсказать, перестанет ли Таллин закупать "голубое топливо" в литовском терминале в Клайпеде.

"У нас очень часто пытаются серьезные экономические расчеты подменить политическими лозунгами, а потом на основе этого принимают решения, которые де-факто сказываются на кармане рядового жителя прибалтийской республики.

Если же грубо обобщить вопрос закупок "голубого топлива" из трубопровода GIPL, то тут все, конечно, просто. Кто географически ближе всего к месту источника, который будет закачивать углеводороды в трубопровод, тот и будет больше всех получать выгоду. Да, у Эстонии действительно появится альтернатива по импорту газа. Но насколько она будет выгоднее и удобнее уже существующих – это покажет время и детальный анализ затрат на транспортировку. Пока этого нет, все разговоры на подобную тему – лишь политическая спекуляция", – резюмировал Ханон Барабанер.

Построить газопровод, не думая о его назначении

Как отметил в беседе с Baltnews аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, никто не запрещает Эстонии пользоваться новым газопроводом. Только вот чем он будет загружен? Евросоюз всем своим членам рекомендует иметь три поставщика углеводородов. Такое условие необязательно, оно носит рекомендательный характер. Вот GIPL и строят. А о том, что ни Польша, ни Литва не добывают газ на своей территории, стараются не вспоминать.

"У Вильнюса и Варшавы есть только два серьезных поставщика – это США с их СПГ и Россия, экспортирующая газ по трубопроводам (а с недавнего времени и в сжиженном состоянии от компании НОВАТЭК). В ЕС полно примеров, когда построенные газопроводы не используются или загружены не на полную мощность. Вполне вероятно, что GIPL не избежит такой же участи", – считает эксперт.

Игорь Юшков отметил, что наличие инфраструктуры – это еще не стопроцентная гарантия, что в страну пойдет дешевый газ.

"Не совсем понятно, как Таллин сделает газ из GIPL намного дешевле уже существующих поставок по трубопроводам. Нет, конечно, когда постройку магистрали частично или полностью финансирует ЕС, тогда и переживать не стоит. Но вот зачем маленькому рынку Эстонии столько углеводородов? Допустим, загрузка мощностей магистрали не на 100% изначально задумывалась. Допустим, цель этого проекта – безопасность. Но я не припомню ни одной глобальной остановки или аварии в Эстонии за всю историю ее импорта газа из России.

При этом Польша и Литва будут бороться, чтобы наполнять со своих СПГ-терминалов новую трубу. Зачем взваливать расходы своих граждан на плавучую платформу и дорогой сжиженный газ, когда его можно закачать в трубу и продавать соседям? Отсюда и громкие заявления Варшавы и Вильнюса о том, что они стали новыми воротами СПГ в Европу", – рассуждает эксперт.

Кто в итоге выиграл?

Выходит, пока что от нового газопровода GIPL выигрывают только подрядчики, которые его строят. Если по этой магистрали пойдет российский газ, то Эстонии он обойдется дороже, чем прямые покупки у России (посредники ведь должны брать процент за транзит). Если в магистраль закачают "голубое топливо" из США, то цена вряд ли будет самой выгодной по сравнению с другими альтернативами. СПГ ведь нужно доставить через Атлантический океан, конвертировать на терминалах в Польше или Литве, а только потом доставить в Эстонию.

Вот и получается, что даже без точных цифр и анализа всей строящейся инфраструктуры GIPL можно усомниться в реальной пользе для Таллина такой магистрали. И дело тут не в том, что Эстонии теперь можно отказаться от символических закупок из литовского терминала в Клайпеде. Все – по принципу "шило на мыло". Вместо СПГ из Клайпеды Таллин будет символически закупать газ из новой магистрали, которая по целому ряду причин не способна выдать на выходе более низкую цену, чем российская альтернатива.

Но с финансированием помогает ЕС, в инфополе появился повод для радости, а тезис "освободимся от российского газа" воплощается в реальность в виде конкретной трубы, которую можно "пощупать". Да, она может быть наполовину пустая или заполненная дорогими углеводородами (или вообще российским газом)… но разве это так важно для политиков?

Автор: Илья Морозов

Источник: Baltnews.ee, 20.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики