Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, на сколько Беларуси невыгодно везти нефть через Литву (аудио)

Юшков объяснил, на сколько Беларуси невыгодно везти нефть через Литву (аудио)

Поставки норвежской нефти в Беларусь через Литву ограничатся несколькими танкерами - затраты Минска на этот канал транзита несопоставимы со стоимостью доставки российского сырья

Беларусь купила 80 тысяч тонн норвежской нефти для нефтеперерабатывающего завода "Нафтан", партию сырья импортируют через литовский порт Клайпеда, а затем доставят до белорусского предприятия по железной дороге. Ожидается, что танкер с нефтью для Беларуси прибудет в Клайпеду в среду, 22 января.

Затраты Минска на доставку норвежской нефти несопоставимы со стоимостью транзита российского сырья, поэтому речи о постоянных поставках через Литву быть не может, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью Sputnik Литва.

"Беларусь возвращается на десять лет назад. В мае 2010 года они закупали венесуэльскую нефть и рассматривали это как инструмент давления на Россию. В итоге было подписано соглашение, более выгодное Минску, чем Москве, о поставках 18 миллионов тонн российской беспошлинной нефти. Тот инструмент стоил Беларуси примерно миллиард сто миллионов долларов - на закупку венесуэльской нефти они потратили больше, чем могли бы на российскую", - напомнил Юшков.

По словам эксперта, Минску сейчас ничего не остается, как попробовать применить тот же самый инструмент.

"Не один месяц уже Беларусь заявляет, что найдет альтернативу российской нефти. И пока ей больше ничего не остается, как купить хотя бы один танкер той самой альтернативной нефти, чтобы доказать серьезность своих заявлений. Мы видим, что они покупают норвежскую нефть, и это явно дороже, чем покупка российской", - констатировал Юшков.

Аналитик указал, что Беларусь закупила нефть у Норвегии по мировым ценам, а Россия даже в условиях налогового маневра продает Минску сырье со скидкой примерно в десять долларов с каждого барреля.

"Во-вторых, белорусы заплатят за перевалку в Клайпеде. Танкер нужно будет разгрузить на берег, и дальше гнать сырье по железной дороге. В этом плане Литва может радоваться - она получит деньги за перевалку и за поставку нефти по железной дороге. Но вопрос в том, какие будут объемы и на какой срок эта схема. Не думаю, что это будет долго - у Минска сейчас недостаточно денег для продолжительной осады", - объяснил Юшков. 

По мнению эксперта, отдельные танкеры с нефтью для Беларуси, возможно, будут приходить через Литву, но это даже не те объемы, которые были закуплены у Венесуэлы.

"Какие-то небольшие деньги Литва может заработать. Годами зарабатывать на этой истории, я думаю, все-таки не удастся. С точки зрения экономики даже российская нефть по мировым ценам Беларуси все равно будет выгоднее, чем по мировым ценам любого другого поставщика. Когда Беларусь покупает нефть у России, ей надо доставить ее только по нефтепроводу по своей территории. При покупке у любого другого поставщика сначала нужно будет оплатить перевалку в портах, потом транзит через сопредельные государства. И эта разница в стоимости доставки будет существенной", - заключил Юшков.

Как уточняет Sputnik Беларусь, Минск договорился о покупке партии норвежской нефти марки Johan Sverdrup, максимально близкой по характеристикам к российской Urals. Пропускная способность порта Клайпеды в год не превышает 3,6 миллиона тонн сырья, в то время как для загрузки одного "Нафтана" ежегодно требуется около девяти миллионов тонн. За перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь заплатит на 20 долларов за тонну больше, чем российской.

Источник: Sputnik Латвия, 21.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики