Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, на сколько Беларуси невыгодно везти нефть через Литву (аудио)

Юшков объяснил, на сколько Беларуси невыгодно везти нефть через Литву (аудио)

Поставки норвежской нефти в Беларусь через Литву ограничатся несколькими танкерами - затраты Минска на этот канал транзита несопоставимы со стоимостью доставки российского сырья

Беларусь купила 80 тысяч тонн норвежской нефти для нефтеперерабатывающего завода "Нафтан", партию сырья импортируют через литовский порт Клайпеда, а затем доставят до белорусского предприятия по железной дороге. Ожидается, что танкер с нефтью для Беларуси прибудет в Клайпеду в среду, 22 января.

Затраты Минска на доставку норвежской нефти несопоставимы со стоимостью транзита российского сырья, поэтому речи о постоянных поставках через Литву быть не может, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью Sputnik Литва.

"Беларусь возвращается на десять лет назад. В мае 2010 года они закупали венесуэльскую нефть и рассматривали это как инструмент давления на Россию. В итоге было подписано соглашение, более выгодное Минску, чем Москве, о поставках 18 миллионов тонн российской беспошлинной нефти. Тот инструмент стоил Беларуси примерно миллиард сто миллионов долларов - на закупку венесуэльской нефти они потратили больше, чем могли бы на российскую", - напомнил Юшков.

По словам эксперта, Минску сейчас ничего не остается, как попробовать применить тот же самый инструмент.

"Не один месяц уже Беларусь заявляет, что найдет альтернативу российской нефти. И пока ей больше ничего не остается, как купить хотя бы один танкер той самой альтернативной нефти, чтобы доказать серьезность своих заявлений. Мы видим, что они покупают норвежскую нефть, и это явно дороже, чем покупка российской", - констатировал Юшков.

Аналитик указал, что Беларусь закупила нефть у Норвегии по мировым ценам, а Россия даже в условиях налогового маневра продает Минску сырье со скидкой примерно в десять долларов с каждого барреля.

"Во-вторых, белорусы заплатят за перевалку в Клайпеде. Танкер нужно будет разгрузить на берег, и дальше гнать сырье по железной дороге. В этом плане Литва может радоваться - она получит деньги за перевалку и за поставку нефти по железной дороге. Но вопрос в том, какие будут объемы и на какой срок эта схема. Не думаю, что это будет долго - у Минска сейчас недостаточно денег для продолжительной осады", - объяснил Юшков. 

По мнению эксперта, отдельные танкеры с нефтью для Беларуси, возможно, будут приходить через Литву, но это даже не те объемы, которые были закуплены у Венесуэлы.

"Какие-то небольшие деньги Литва может заработать. Годами зарабатывать на этой истории, я думаю, все-таки не удастся. С точки зрения экономики даже российская нефть по мировым ценам Беларуси все равно будет выгоднее, чем по мировым ценам любого другого поставщика. Когда Беларусь покупает нефть у России, ей надо доставить ее только по нефтепроводу по своей территории. При покупке у любого другого поставщика сначала нужно будет оплатить перевалку в портах, потом транзит через сопредельные государства. И эта разница в стоимости доставки будет существенной", - заключил Юшков.

Как уточняет Sputnik Беларусь, Минск договорился о покупке партии норвежской нефти марки Johan Sverdrup, максимально близкой по характеристикам к российской Urals. Пропускная способность порта Клайпеды в год не превышает 3,6 миллиона тонн сырья, в то время как для загрузки одного "Нафтана" ежегодно требуется около девяти миллионов тонн. За перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь заплатит на 20 долларов за тонну больше, чем российской.

Источник: Sputnik Латвия, 21.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики