Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков объяснил, на сколько Беларуси невыгодно везти нефть через Литву (аудио)

Юшков объяснил, на сколько Беларуси невыгодно везти нефть через Литву (аудио)

Поставки норвежской нефти в Беларусь через Литву ограничатся несколькими танкерами - затраты Минска на этот канал транзита несопоставимы со стоимостью доставки российского сырья

Беларусь купила 80 тысяч тонн норвежской нефти для нефтеперерабатывающего завода "Нафтан", партию сырья импортируют через литовский порт Клайпеда, а затем доставят до белорусского предприятия по железной дороге. Ожидается, что танкер с нефтью для Беларуси прибудет в Клайпеду в среду, 22 января.

Затраты Минска на доставку норвежской нефти несопоставимы со стоимостью транзита российского сырья, поэтому речи о постоянных поставках через Литву быть не может, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью Sputnik Литва.

"Беларусь возвращается на десять лет назад. В мае 2010 года они закупали венесуэльскую нефть и рассматривали это как инструмент давления на Россию. В итоге было подписано соглашение, более выгодное Минску, чем Москве, о поставках 18 миллионов тонн российской беспошлинной нефти. Тот инструмент стоил Беларуси примерно миллиард сто миллионов долларов - на закупку венесуэльской нефти они потратили больше, чем могли бы на российскую", - напомнил Юшков.

По словам эксперта, Минску сейчас ничего не остается, как попробовать применить тот же самый инструмент.

"Не один месяц уже Беларусь заявляет, что найдет альтернативу российской нефти. И пока ей больше ничего не остается, как купить хотя бы один танкер той самой альтернативной нефти, чтобы доказать серьезность своих заявлений. Мы видим, что они покупают норвежскую нефть, и это явно дороже, чем покупка российской", - констатировал Юшков.

Аналитик указал, что Беларусь закупила нефть у Норвегии по мировым ценам, а Россия даже в условиях налогового маневра продает Минску сырье со скидкой примерно в десять долларов с каждого барреля.

"Во-вторых, белорусы заплатят за перевалку в Клайпеде. Танкер нужно будет разгрузить на берег, и дальше гнать сырье по железной дороге. В этом плане Литва может радоваться - она получит деньги за перевалку и за поставку нефти по железной дороге. Но вопрос в том, какие будут объемы и на какой срок эта схема. Не думаю, что это будет долго - у Минска сейчас недостаточно денег для продолжительной осады", - объяснил Юшков. 

По мнению эксперта, отдельные танкеры с нефтью для Беларуси, возможно, будут приходить через Литву, но это даже не те объемы, которые были закуплены у Венесуэлы.

"Какие-то небольшие деньги Литва может заработать. Годами зарабатывать на этой истории, я думаю, все-таки не удастся. С точки зрения экономики даже российская нефть по мировым ценам Беларуси все равно будет выгоднее, чем по мировым ценам любого другого поставщика. Когда Беларусь покупает нефть у России, ей надо доставить ее только по нефтепроводу по своей территории. При покупке у любого другого поставщика сначала нужно будет оплатить перевалку в портах, потом транзит через сопредельные государства. И эта разница в стоимости доставки будет существенной", - заключил Юшков.

Как уточняет Sputnik Беларусь, Минск договорился о покупке партии норвежской нефти марки Johan Sverdrup, максимально близкой по характеристикам к российской Urals. Пропускная способность порта Клайпеды в год не превышает 3,6 миллиона тонн сырья, в то время как для загрузки одного "Нафтана" ежегодно требуется около девяти миллионов тонн. За перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь заплатит на 20 долларов за тонну больше, чем российской.

Источник: Sputnik Латвия, 21.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики