Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия нашла разовую замену российской нефти в Норвегии

Белоруссия нашла разовую замену российской нефти в Норвегии

После того как Минск в конце года не смог договориться по поставкам с основными российскими нефтяными компаниями, альтернативный импорт был найден в Норвегии — на месторождении в Северном море

Через литовский порт Клайпеда Белоруссия закупит 80 тысяч тонн норвежской нефти для своего НПЗ «Нафтан» в Витебской области, сообщает БелТА со ссылкой на пресс-службу концерна «Белнефтехим». Это количество немногим превышает трехдневный объем перерабатываемой нефти на этом заводе, за год там реализуется около 9 млн тонн.

Норвежская нефть по своим характеристикам сходна с российской Urals и может конкурировать с ней, отмечает Reuters. Запасов месторождения Johan Sverdrup, разработки которого начались только прошлой осенью, тоже достаточно. S&P Global называло его «гигантским», отмечая, что уже к февралю объем добычи на месторождении может достичь 400 тысяч баррелей в сутки.

Впрочем, с учетом доставки в Белоруссию норвежская нефть существенно проигрывает российской, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Если белорусы хотят закрыть все 18 млн тонн, то норвежскую нефть надо будет прогонять через всю Европу, Средиземное море, Черное море и гнать в Одессу, потому что та схема, которая будет использоваться сейчас, — это запитка только Новополоцкого НПЗ. Здесь вопрос скорее не в поставщике и его ограничениях по объемам, а в маршруте. По деньгам это будет гораздо дороже, это абсолютное повторение истории фактически десятилетней давности, когда белорусы начали закупать венесуэльскую нефть и закупали ее больше года. На это у них ушло на 1 млрд 300 млн долларов больше, чем если бы они покупали в то же самое время просто объемы в России. И примерно такие же показатели будут и с норвежской нефтью. Они будут покупать все по мировым ценам — это около 70-80 долларов на тонну, и примерно выйдет по 10 долларов больше с каждого барреля, это при покупке только, плюс доставка, что тоже даст около 6-8 долларов на баррель сверху. То есть, по сути, будет где-то примерно на 20 долларов дороже, чем российские поставки. Поэтому здесь история абсолютно неэкономическая. Это желание Белоруссии показать возможность диверсифицировать поставки нефти, это можно сделать, но это экономический мазохизм. Я думаю, что эта история сейчас не пройдет, она удалась десять лет назад с венесуэльской нефтью, но сейчас у Москвы гораздо более твердые переговорные позиции. На самом деле, Россия при снижении экспорта нефти из Белоруссии не теряет, а приобретает, потому что те объемы, которые мы поставляли в Белоруссию, не облагались экспортной пошлиной, соответственно, бюджет ничего от них не получал. А теперь, когда эти объемы перенаправлены в другие страны, компании будут платить экспортную пошлину, поэтому бюджет получит солидную сумму сверху.

Александр Лукашенко заявил, что импорт нефти из России планируется снизить до 30-40% от потребностей республики, остальные объемы будут завозиться из Балтики и Украины. На поставки нефти из Казахстана Россия не дает согласие, подчеркнул белорусский президент.

Поставки российской нефти в Белоруссию не осуществляются из-за отсутствия контрактов с российскими нефтяными компаниями. Как ранее заявлял первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой, «в условиях реализации налогового маневра и ежегодного увеличения стоимости нефти для Белоруссии за счет уменьшения таможенной пошлины платить премию российским нефтяным компаниям в том размере, в котором мы договаривались это делать в 2011 году, сегодня не имеет никакого смысла — это просто экономически нецелесообразно».

Получается, что для Белоруссии норвежская нефть будет невыгоднее российской. Решение объясняет президент Научно-исследовательского центра Мизеса из Минска Ярослав Романчук:

— Кремль хочет доказать Александру Лукашенко, что подписание «дорожных карт» и углубление интеграции по его сценарию является самым главным и единственно приемлемым. Поскольку Александр Лукашенко не хочет этого делать по разным своим соображениям, то подключаются инструменты нефтяного и газового убеждения. Да, действительно, на 15%, может быть, даже на 20% поставки дороже, нужно будет переплачивать, но, в конце концов, статус Белоруссии как нефтяного эмирата должен закончиться.

— Но ведь дополнительные расходы могут дестабилизировать социальную сферу, вызвать недовольство. Насколько существенны дополнительные расходы?

— Естественно, в первый период будет ломка. Ломка в белорусском случае связана с нефтью, с необходимостью пересмотра бюджета, выхода на мировые цены и отказа от групповых дотаций. В Белоруссии объем госзакупок 7,5 млрд долларов, и где-то 25-30% — это деньги, которые просто уходят налево, тратятся в виде откатов, освоения и так далее. Улучшение в системе госуправления корпоративного управления с лихвой перекрывает эти выпадающие доходы. Говорить о том, что Белоруссия не сможет сделать экономическую политику и расти без российской нефти, — это концепция старых времен, старое мышление.

Ранее Минск направил коммерческие предложения о покупке нефти на Украину, в Польшу, странам Балтии, в Казахстан и Азербайджан.

Источник: BFM.RU, 21.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики