Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сжиженный газ станет основным грузом на Севморпути к 2035 году

Сжиженный газ станет основным грузом на Севморпути к 2035 году

На долю сжиженного природного газа будет приходиться 80% от всех грузоперевозок по Северному морскому пути, при этом производство СПГ в Арктике достигнет 120 млн тонн. Эксперт отметил, что развитие морского пути будет зависеть от СПГ в большей степени, чем от нефти.

К 2035 году на долю сжиженного природного газа (СПГ) будет приходиться 80% от всех грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП), пишут “Ведомости” со ссылкой на проект Стратегии развития Арктики, подготовленный Минвостокразвития.

В 2018 году перевозки грузов по Севморпути составили 20,2 млн тонн, в 2024 году, согласно прогнозам, они должны увеличиться до 80 млн тонн, в 2030 году – до 120 млн тонн и к 2035 году – до 160 млн тонн, транзитные грузы при этом вырастут с 0,49 млн до 10 млн тонн.

Производство СПГ в Арктике по итогам 2018 года составило 10,6 млн тонн. Этот показатель, согласно стратегии, к 2024 году должен увеличиться до 46,7 млн тонн, к 2030 году – до 73,5 млн тонн, а в 2035 году вырастет до 120 млн тонн. В итоге, на момент окончания действия программы на долю СПГ, транспортируемого морским путем, придется 80% от российских грузов, транспортируемых по СМП.

В публикации отмечается, что в наибольшей степени на развитие морского пути повлияют именно добыча и переработка газа и в меньшей степени – добыча нефти. Согласно прогнозам разработчиков стратегии, ожидается рост доли добытых в Арктике углеводородов в общей российской добыче – до 92% в 2035 году или 782–850 млрд куб.м. (для сравнения в 2018 году доля составила 82,7%).

В Арктике на данный момент построен только один СПГ-завод – "Ямал СПГ", который принадлежит "Новатэку". В текущем году планируется запустить его четвертую технологическую линию, после чего фактическая мощность производства СПГ составит около 19 млн тонн в год. Согласно нынешней стратегии компании предполагается рост производства сжиженного газа к 2030 году до 57 млн тонн в год, однако планка может быть пересмотрена до уровня 65-75 млн тонн год.

Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, в беседе с “НИ” отметил, что развитие морского пути будет зависеть от СПГ в большей степени, чем от нефти:

“Я думаю, что основным грузом Севморпути будет действительно СПГ. Это уже произошло – сейчас вывозится по СМП в основном грузы “Новатэка”, это проект “Ямал СПГ”, он произвел примерно 18 млн тонн за 2019 год. Многие другие грузы, которые прошли по северному морскому пути были просто теми грузами, которые нужны для достраивания четвертой очереди этого завода и освоения новых месторождений, которые станут ресурсной базой для новых СПГ-проектов. В частности, развивается и строится второй СПГ-завод “Арктик СПГ-2” “Новатэка”, работы идут, инвесторы есть, на Гыданском полуострове будет размещен отгрузочный терминал. Параллельно строиться Обский СПГ-завод (третий СПГ-завод “Новатэка”), они заработают на полную мощность где-то в 24-25-м годах. И фактически “Новатэк” готовит ресурсную базу еще, как минимум, где-то к двум СПГ-заводам – инвестиционные решения есть, все будет реализовано.

Перспективы таковы – основной груз, который будет вывозиться по Северному морскому пути – это СПГ. Да, там присутствует никель – “Норникель” вывозит. По нефти, если говорить не о Баренцевом или Печорском море, а хотя бы восточнее – район Ямала – это “Газпромнефть”, которая вывозит из портового месторождения нефть, правда, там объемы не такие большие (пара миллионов тонн).

Единственный крупный проект, который мог бы загрузить нефтью Севморпуть, это проект “Роснефти” и еще одной компании, которые добиваются предоставления им налоговых льгот и господдержки, но точных, достоверных данных о геологических запасах в той области пока нет. Т.е., проект потенциально может быть крупным, но здесь возникает много вопросов – зачем вообще нужно экспортировать, например, из Ванкорского месторождения нефть через Северный морской путь? Предлагается создать даже несколько кластеров, которые будут выходить в Арктику и далее по Севморпути доставляться, и логично, если бы это были новые месторождения, а там, помимо новых, предлагается вывозить нефть из уже разработанных месторождений (в том числе Ванкора), и это как раз нелогично, потому что Ванкор подключен к ВСТО (нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан”) и поставляет нефть в том числе в Китай.

Так что здесь изначально вся история развития Северного морского пути, Арктики и т.д. – она вся начиналась с подачи компании “Новатэк”, который хотел переложить часть своих затрат по развитию инфраструктуры на государство. Так что вполне логично, что именно СПГ становится основным грузом, потому что вся эта акрктическая история и затевалась для помощи “Новатэку””.

Источник: Новые Известия, 24.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики