Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сжиженный газ станет основным грузом на Севморпути к 2035 году

Сжиженный газ станет основным грузом на Севморпути к 2035 году

На долю сжиженного природного газа будет приходиться 80% от всех грузоперевозок по Северному морскому пути, при этом производство СПГ в Арктике достигнет 120 млн тонн. Эксперт отметил, что развитие морского пути будет зависеть от СПГ в большей степени, чем от нефти.

К 2035 году на долю сжиженного природного газа (СПГ) будет приходиться 80% от всех грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП), пишут “Ведомости” со ссылкой на проект Стратегии развития Арктики, подготовленный Минвостокразвития.

В 2018 году перевозки грузов по Севморпути составили 20,2 млн тонн, в 2024 году, согласно прогнозам, они должны увеличиться до 80 млн тонн, в 2030 году – до 120 млн тонн и к 2035 году – до 160 млн тонн, транзитные грузы при этом вырастут с 0,49 млн до 10 млн тонн.

Производство СПГ в Арктике по итогам 2018 года составило 10,6 млн тонн. Этот показатель, согласно стратегии, к 2024 году должен увеличиться до 46,7 млн тонн, к 2030 году – до 73,5 млн тонн, а в 2035 году вырастет до 120 млн тонн. В итоге, на момент окончания действия программы на долю СПГ, транспортируемого морским путем, придется 80% от российских грузов, транспортируемых по СМП.

В публикации отмечается, что в наибольшей степени на развитие морского пути повлияют именно добыча и переработка газа и в меньшей степени – добыча нефти. Согласно прогнозам разработчиков стратегии, ожидается рост доли добытых в Арктике углеводородов в общей российской добыче – до 92% в 2035 году или 782–850 млрд куб.м. (для сравнения в 2018 году доля составила 82,7%).

В Арктике на данный момент построен только один СПГ-завод – "Ямал СПГ", который принадлежит "Новатэку". В текущем году планируется запустить его четвертую технологическую линию, после чего фактическая мощность производства СПГ составит около 19 млн тонн в год. Согласно нынешней стратегии компании предполагается рост производства сжиженного газа к 2030 году до 57 млн тонн в год, однако планка может быть пересмотрена до уровня 65-75 млн тонн год.

Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, в беседе с “НИ” отметил, что развитие морского пути будет зависеть от СПГ в большей степени, чем от нефти:

“Я думаю, что основным грузом Севморпути будет действительно СПГ. Это уже произошло – сейчас вывозится по СМП в основном грузы “Новатэка”, это проект “Ямал СПГ”, он произвел примерно 18 млн тонн за 2019 год. Многие другие грузы, которые прошли по северному морскому пути были просто теми грузами, которые нужны для достраивания четвертой очереди этого завода и освоения новых месторождений, которые станут ресурсной базой для новых СПГ-проектов. В частности, развивается и строится второй СПГ-завод “Арктик СПГ-2” “Новатэка”, работы идут, инвесторы есть, на Гыданском полуострове будет размещен отгрузочный терминал. Параллельно строиться Обский СПГ-завод (третий СПГ-завод “Новатэка”), они заработают на полную мощность где-то в 24-25-м годах. И фактически “Новатэк” готовит ресурсную базу еще, как минимум, где-то к двум СПГ-заводам – инвестиционные решения есть, все будет реализовано.

Перспективы таковы – основной груз, который будет вывозиться по Северному морскому пути – это СПГ. Да, там присутствует никель – “Норникель” вывозит. По нефти, если говорить не о Баренцевом или Печорском море, а хотя бы восточнее – район Ямала – это “Газпромнефть”, которая вывозит из портового месторождения нефть, правда, там объемы не такие большие (пара миллионов тонн).

Единственный крупный проект, который мог бы загрузить нефтью Севморпуть, это проект “Роснефти” и еще одной компании, которые добиваются предоставления им налоговых льгот и господдержки, но точных, достоверных данных о геологических запасах в той области пока нет. Т.е., проект потенциально может быть крупным, но здесь возникает много вопросов – зачем вообще нужно экспортировать, например, из Ванкорского месторождения нефть через Северный морской путь? Предлагается создать даже несколько кластеров, которые будут выходить в Арктику и далее по Севморпути доставляться, и логично, если бы это были новые месторождения, а там, помимо новых, предлагается вывозить нефть из уже разработанных месторождений (в том числе Ванкора), и это как раз нелогично, потому что Ванкор подключен к ВСТО (нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан”) и поставляет нефть в том числе в Китай.

Так что здесь изначально вся история развития Северного морского пути, Арктики и т.д. – она вся начиналась с подачи компании “Новатэк”, который хотел переложить часть своих затрат по развитию инфраструктуры на государство. Так что вполне логично, что именно СПГ становится основным грузом, потому что вся эта акрктическая история и затевалась для помощи “Новатэку””.

Источник: Новые Известия, 24.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики