Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сложности транзита казахской нефти заставят Минск задуматься о возврате к энергоресурсу РФ

Сложности транзита казахской нефти заставят Минск задуматься о возврате к энергоресурсу РФ

Попытками наладить возможные поставки нефти из Казахстана Белоруссия откладывает решение интеграционного вопроса с Россией, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Белоруссия снова актуализировала вопрос о возможных поставках казахстанской нефти на свою территорию через российскую трубу. При этом представители министерства энергетики Казахстана не намерены принимать участие в переговорах Минска и Москвы.

«Некоторое время назад российская сторона четко дала понять Белоруссии, что решение о поставках нефти из Казахстана является не совсем приемлемым. Россия вряд ли пойдет на допуск дополнительного объема казахской нефти в свои нефтепроводы по крайней мере до 2025 года, когда должен заработать общий рынок нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС», – отметил эксперт.

Напомним, что Казахстан и Белоруссия договорились о поставках казахстанской нефти осенью 2019 года. Планировалось, что соглашение подпишут до конца года, однако документ не успел пройти внутригосударственные процедуры. Кроме того, стороны заявили, что им необходимо согласовать транзит с Россией через ее территорию. Заявлялось, что Казахстан может экспортировать в Белоруссию от 1 до 3,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год.

Неисполнимые чаяния Белоруссии: недоступная нефть Казахстана

Белоруссия и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 6 долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне были приостановлены поставки сырья в республику.

Сейчас Минск организовал поиски альтернативных источников энергоресурса и возобновил переговоры с Казахстаном, которые велись еще с 2000-х годов. К слову, тогда Белоруссии все же удалось получить желаемое – по белорусской части нефтепровода «Дружба» в Европу шло около 4 млн тонн казахской нефти в год. Уже тогда Минск всячески пытался оставить часть этого транзита на своих НПЗ, однако долгие годы это не удавалось сделать. В начале 2004 года по белорусской инициативе был подготовлен проект соглашения между Казахстаном и Белоруссией о развитии сотрудничества в топливно-энергетической отрасли.

«Добиться входа в российскую трубу нефтедобытчикам Казахстана всегда было проблематично, так как мощности системы «Транснефти» были ограничены, а тарифы на транзит носили запретительный характер», – подчеркнул собеседник.

В 2010 году на фоне обострений отношений с Москвой, напоминает эксперт, Белоруссия снова подняла вопрос о поставках, а впервые импортировала пробную партию казахской нефти только в сентябре 2014 года. Но Белоруссия, не оценив выгоду поставок, их прекратила.

Авось получится: как Белоруссия снова захотела казахскую нефть

Сегодня, как и в прошлые годы, главными проблемами в поставках нефти из Казахстана в Белоруссию остаются цена и способ ее доставки.

«Известно, что стоимость казахского сырья не была и не будет ниже российского. За недолгий период покупки казахской нефти Минск переплатил около 5 млн долларов. Если Минск продолжит искать альтернативных поставщиков нефти, то наиболее подходящими для него станут другие варианты. Но иные пути транзита нефти обойдутся дороже – уже есть расчеты, которые это доказывают. Минску придется доплачивать и за транспортировку энергоресурса», – уверен эксперт.

Например, в 2018 году цена поставок нефти на внутреннем рынке Казахстана составляла 140−155 долларов за тонну, а усредненная стоимость на внешнем рынке – 460−470 долларов. При этом в первом квартале 2019 года белорусские НПЗ покупали нефть из России по 368 долларов за тонну.

Предполагается, что после 2024 года, когда цена российского сырья для Белоруссии сравняется с мировой, закупать его все равно будет выгоднее. В том числе и по причине того, что оно поступает в республику по нефтепроводу, а не через другие пути и порты Прибалтики.

Обходными путями, но все равно к российской нефти

Казахстан действительно может поставлять нефть в Белоруссию по нефтепроводу, который идет по территории России. Однако в данном случае стоит учитывать, что вопрос поставок российской нефти в Белоруссию нельзя рассматривать только со стороны экономической. Это связано с тем, что сегодняшние белорусско-российские отношения абсолютно во всех сферах двухстороннего сотрудничества обусловлены политикой.

«Белоруссия сейчас просто пытается сопротивляться четкой позиции России, которая стремится к тесной интеграции и возвращению политических долгов Минска за многолетние преференции. Поэтому Минск оттягивает экономическое воссоединение.

Позиция Москвы в данном случае связана не только с тем, что, пуская казахскую нефть в свою трубу, Россия будет вынуждена корректировать объемы собственного экспорта, но и с политическими вопросами. Например, появление альтернативного сырья для белорусских НПЗ ослабит степень влияния Москвы на двухсторонние отношения и сделает Минск менее сговорчивым.

Но я думаю, что Белоруссия сейчас задумается о том, что ей все-таки делать: идти навстречу России или же всерьез организовывать альтернативные поставки нефти. Прогнозировать итог сложившейся ситуации еще рано, так как на территориях белорусской стороны присутствуют противники интеграции, которые оказывают давление и влияние на Александра Лукашенко, оттягивающего продолжение предметных переговоров. В связи с этим Белоруссия будет до последнего биться за суверенитет и пытаться искать обходные пути. К слову, накануне Лукашенко пригласил председателя КНР к диалогу, во время которого планирует обсудить белорусско-китайское партнерство», – резюмировал Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 26.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики