Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сложности транзита казахской нефти заставят Минск задуматься о возврате к энергоресурсу РФ

Сложности транзита казахской нефти заставят Минск задуматься о возврате к энергоресурсу РФ

Попытками наладить возможные поставки нефти из Казахстана Белоруссия откладывает решение интеграционного вопроса с Россией, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Белоруссия снова актуализировала вопрос о возможных поставках казахстанской нефти на свою территорию через российскую трубу. При этом представители министерства энергетики Казахстана не намерены принимать участие в переговорах Минска и Москвы.

«Некоторое время назад российская сторона четко дала понять Белоруссии, что решение о поставках нефти из Казахстана является не совсем приемлемым. Россия вряд ли пойдет на допуск дополнительного объема казахской нефти в свои нефтепроводы по крайней мере до 2025 года, когда должен заработать общий рынок нефти и нефтепродуктов в ЕАЭС», – отметил эксперт.

Напомним, что Казахстан и Белоруссия договорились о поставках казахстанской нефти осенью 2019 года. Планировалось, что соглашение подпишут до конца года, однако документ не успел пройти внутригосударственные процедуры. Кроме того, стороны заявили, что им необходимо согласовать транзит с Россией через ее территорию. Заявлялось, что Казахстан может экспортировать в Белоруссию от 1 до 3,5 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год.

Неисполнимые чаяния Белоруссии: недоступная нефть Казахстана

Белоруссия и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 6 долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне были приостановлены поставки сырья в республику.

Сейчас Минск организовал поиски альтернативных источников энергоресурса и возобновил переговоры с Казахстаном, которые велись еще с 2000-х годов. К слову, тогда Белоруссии все же удалось получить желаемое – по белорусской части нефтепровода «Дружба» в Европу шло около 4 млн тонн казахской нефти в год. Уже тогда Минск всячески пытался оставить часть этого транзита на своих НПЗ, однако долгие годы это не удавалось сделать. В начале 2004 года по белорусской инициативе был подготовлен проект соглашения между Казахстаном и Белоруссией о развитии сотрудничества в топливно-энергетической отрасли.

«Добиться входа в российскую трубу нефтедобытчикам Казахстана всегда было проблематично, так как мощности системы «Транснефти» были ограничены, а тарифы на транзит носили запретительный характер», – подчеркнул собеседник.

В 2010 году на фоне обострений отношений с Москвой, напоминает эксперт, Белоруссия снова подняла вопрос о поставках, а впервые импортировала пробную партию казахской нефти только в сентябре 2014 года. Но Белоруссия, не оценив выгоду поставок, их прекратила.

Авось получится: как Белоруссия снова захотела казахскую нефть

Сегодня, как и в прошлые годы, главными проблемами в поставках нефти из Казахстана в Белоруссию остаются цена и способ ее доставки.

«Известно, что стоимость казахского сырья не была и не будет ниже российского. За недолгий период покупки казахской нефти Минск переплатил около 5 млн долларов. Если Минск продолжит искать альтернативных поставщиков нефти, то наиболее подходящими для него станут другие варианты. Но иные пути транзита нефти обойдутся дороже – уже есть расчеты, которые это доказывают. Минску придется доплачивать и за транспортировку энергоресурса», – уверен эксперт.

Например, в 2018 году цена поставок нефти на внутреннем рынке Казахстана составляла 140−155 долларов за тонну, а усредненная стоимость на внешнем рынке – 460−470 долларов. При этом в первом квартале 2019 года белорусские НПЗ покупали нефть из России по 368 долларов за тонну.

Предполагается, что после 2024 года, когда цена российского сырья для Белоруссии сравняется с мировой, закупать его все равно будет выгоднее. В том числе и по причине того, что оно поступает в республику по нефтепроводу, а не через другие пути и порты Прибалтики.

Обходными путями, но все равно к российской нефти

Казахстан действительно может поставлять нефть в Белоруссию по нефтепроводу, который идет по территории России. Однако в данном случае стоит учитывать, что вопрос поставок российской нефти в Белоруссию нельзя рассматривать только со стороны экономической. Это связано с тем, что сегодняшние белорусско-российские отношения абсолютно во всех сферах двухстороннего сотрудничества обусловлены политикой.

«Белоруссия сейчас просто пытается сопротивляться четкой позиции России, которая стремится к тесной интеграции и возвращению политических долгов Минска за многолетние преференции. Поэтому Минск оттягивает экономическое воссоединение.

Позиция Москвы в данном случае связана не только с тем, что, пуская казахскую нефть в свою трубу, Россия будет вынуждена корректировать объемы собственного экспорта, но и с политическими вопросами. Например, появление альтернативного сырья для белорусских НПЗ ослабит степень влияния Москвы на двухсторонние отношения и сделает Минск менее сговорчивым.

Но я думаю, что Белоруссия сейчас задумается о том, что ей все-таки делать: идти навстречу России или же всерьез организовывать альтернативные поставки нефти. Прогнозировать итог сложившейся ситуации еще рано, так как на территориях белорусской стороны присутствуют противники интеграции, которые оказывают давление и влияние на Александра Лукашенко, оттягивающего продолжение предметных переговоров. В связи с этим Белоруссия будет до последнего биться за суверенитет и пытаться искать обходные пути. К слову, накануне Лукашенко пригласил председателя КНР к диалогу, во время которого планирует обсудить белорусско-китайское партнерство», – резюмировал Перов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 26.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики