Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скорый поиск: «Роснефть» создает технологии для выпуска дизельного топлива Евро-5

Скорый поиск: «Роснефть» создает технологии для выпуска дизельного топлива Евро-5

Компания открыла первый в стране опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов

Первый в России опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов запустила «Роснефть». Первоочередной задачей объекта, расположенного на территории Новокуйбышевского завода, станет отработка технологий выпуска катализаторов нового поколения — они необходимы для производства дизельного топлива Евро-5. Мощность нового комплекса составит 6 т в месяц, рассказали «Известиям» в пресс-службе «Роснефти». Там отметили, что это масштабирование производственного процесса позволит снизить зависимость от зарубежных поставок катализаторов. По мнению экспертов, создание такого опытно-промышленного комплекса не только оправдывает задачи импортозамещения, но и сокращает путь от научной разработки до промышленного освоения, уменьшает плечо между производством и наукой. А заодно позволяет выпускать продукцию по конкурентным ценам и выходить на международный рынок.

Что даст новый комплекс

Построенный в Новокуйбышевске высокотехнологичный «Опытно-промышленный комплекс для производства катализаторов гидропроцессов» не имеет аналогов в России. Его общая площадь занимает 720 кв. м, новый объект входит в периметр «Роснефти». Компания по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы. Так что надежность их поставок — это стратегический вопрос обеспечения технологической устойчивости работы не только ее предприятий, но и страны в целом.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Катализаторы — это вещества, возбуждающие химические реакции или ускоряющие их протекание. При этом они остаются неизменными и не входят в состав конечных продуктов. 

 

В периметре «Роснефти» работают несколько катализаторных предприятий. Ангарский завод выпускает более 50 марок для различных процессов нефтепеработки и нефтехимии (платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций). Новокуйбышевский завод специализируется на регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга — то есть восстановлении потерянной активности веществ. С 2016 года здесь переработано около 3500 т катализаторов с крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий «Роснефти» и России в целом, что позволило сэкономить более 2 млрд рублей. Также создано совместное предприятие ООО «РН-Кат» на базе Стерлитамакского завода по выпуску катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга.

В институтских лабораториях научные разработки в области технологий производства и применения катализаторов ведутся в граммовых или, в лучшем случае, килограммовых количествах. Но для промышленного применения требуется наработка десятков, а иногда и сотен тонн соответствующего вещества. И тут всё не так просто. К примеру, если работник в лаборатории научился получать 1 кг нового катализатора в сутки, то на следующем шаге ему нужно научиться нарабатывать уже 200 кг в сутки. Соответственно и процесс нужно вести не в колбах емкостью 1 литр, а в емкостях, месильных машинах и печах объемом, например, 200 л. А в них процессы массообмена и теплопереноса идут совсем не так, как в колбах.

У всех серьезных мировых игроков на рынке катализаторов есть необходимое оборудование для обеспечения масштабных переходов от лабораторных разработок к крупнотоннажному производству. В России до сегодняшнего дня его не было. Опытный комплекс, запущенный в Новокуйбышевске, даст возможность осуществлять переход от перспективных лабораторных разработок к крупнотоннажному производству, производить катализаторы в действительно больших масштабах.

В составе комплекса — девять основных технологических линий (блоков), а также пять вспомогательных, они включают в себя не только оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, но также различные средства контроля, измерения и управления процессами.

В компании уточнили, что установки комплекса способны производить около 200 кг различных катализаторов в сутки — то есть около 6 т ежемесячно. Сейчас российские заводы могут выпускать катализаторы только для гидроочистки бензина и керосина. Первоочередная задача нового комплекса — отработка технологии производства катализаторов гидроочистки нового поколения. Они необходимы, к примеру, для очистки вакуумного газойля, а также для выпуска дизельного топлива Евро-5.

Промышленные испытания нового катализатора гидроочистки дизельного топлива уже прошли в 2019 году на базе Уфимской группы НПЗ. Там удалось создать уникальный продукт — единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5.

Каталитическая зависимость

По расчетам «Роснефти», компания сможет получить значительный экономический эффект от нового производства, это произойдет за счет сокращения затрат на закупку катализаторов у других производителей, а также на их доставку. Например, потребности НПЗ компании в катализаторах гидроочистки составляют около 2 тыс. т в год, а стоимость такого количества катализаторов веществ доходит до 2,5 млрд рублей.

В «Роснефти» «Известиям» напомнили, что еще несколько лет назад зависимость российской переработки от некоторых видов импортных катализаторов достигала 100%. Сейчас этот показатель заметно снизился. К примеру, на потребление отечественных катализаторов гидропроцессов в нефтепереработке приходится 10% в год, катализаторов каткрекинга — уже 75%, катализаторов риформинга — 27%. В компании предполагают, что развитие производства катализаторов гидропроцессов позволит снизить зависимость от заграничных поставок катализаторов гидропроцессов до 50% к 2024 году.

При этом отрасль серьезно нуждается в этих веществах, ведь 95% процессов нефтепереработки — каталитические. К примеру, ежегодно «Роснефть» тратит на вещества, ускоряющие химические реакции, около $95 млн. При этом выпуск продукции на НПЗ компании с их использованием превышает $50 млрд в год. Поэтому одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки — это исключение зависимости от поставок импортных катализаторов, уверены в компании.

— С января 2020 года мы полностью переходим с импорта катализаторов гидроочистки дизельных топливов, а также планируем выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов этого вида, — отметил вице-президент «Роснефти» Александр Романов.

Стратегия на импортозамещение

Российские нефтяные компании последние 10 лет активно сотрудничают друг с другом и исследовательскими учреждениями в области разработки и внедрения в производство новых катализаторов, отметил в беседе с «Известиями» замглавы Института национальной энергетики Александр Фролов.

–– Стремление отечественных нефтяных компаний выводить импортозамещение в области производства катализаторов на опытно-промышленную и промышленную стадии можно только приветствовать, –– сказал эксперт.

Он добавил, что катализаторные производства «Роснефти» служат общей цели по переходу отечественной нефтепереработки на самообеспечение. Открытие комплекса важно и потому, что создание и разработка собственных катализаторов позволяет не просто отказаться от импортных аналогов, но и уменьшить плечо между производством и наукой, уверен Александр Фролов. Благодаря этому специалисты могут быстрее и эффективнее совершенствовать катализаторы под конкретные условия различных НПЗ. Это крайне проблематично, если используется только импортное оборудование, объяснил аналитик.

Появление таких производств — это элемент стратегии импортозамещения, подчеркнул ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, если отечественные катализаторы гидропроцессов будут конкурентоспособны по цене с зарубежными аналогами, это положительно скажется на российской отрасли нефтепереработки.

По мнению Игоря Юшкова, создание собственных производств важно еще и потому, что санкции пока никто не отменяет и приходится надеяться только на себя. Сегодня уже неактуальны принципы 1990-х годов, когда считалось, что России не нужен свой собственный «нефтесервис», поскольку его можно купить на мировом рынке. С 2014 года регулярно вводятся ограничения на поставки различных технологий, и нельзя исключать, что в дальнейшем они не коснутся и нефтепереработки, сказал эксперт. Он считает, что подобных комплексов должно быть как можно больше — тогда между ними появится здоровая конкуренция. Это позволит сдерживать рост цен и повышать качество продукции.

Автор: Харитон Галицкий

Источник: Известия, 28.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики