Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ожидаемый рост экспортной пошлины на нефть принесет дополнительные доходы бюджету РФ

Ожидаемый рост экспортной пошлины на нефть принесет дополнительные доходы бюджету РФ

Рост экспортной пошлины в Российской Федерации не принесет глобальных изменений на внутреннем рынке, но увеличит доход государственного бюджета, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Экспортная пошлина на нефть в Российской Федерации поднимется с 1 февраля 2020 года и составит 78,5 доллара за тонну. Об этом сообщается в материалах Минфина, опубликованных на официальном сайте ведомства.

«Указанное повышение будет проходить без сюрпризов для населения. По факту экспортная пошлина является частью стоимости вывозимого за границу товара, переходящей от экспортера в пользу государства. То есть это определенная доля от экспортной цены нефти, уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны», – разъяснил эксперт.

Например, в 2017 году в российский бюджет поступило 5,97 трлн рублей нефтегазовых доходов, а в период с января по июль 2018 года продажа нефти за рубеж принесла в казну 71,24 млрд долларов, а нефтепродуктов – 44,8 млрд долларов.

Методология расчета экспортной пошлины основывается на средней цене на нефть на мировом рынке. Если мировые цены на энергоресурс растут, то увеличиваются и пошлины, уточнил собеседник.

Предусмотрительная формула Минфина РФ

Рост денежного сбора с экспорта российской нефти связан с особенностью в расчетах, которые применяет Министерство финансов Российской Федерации.

«Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. Например, февральский рост обусловлен достаточно высокой ценой, зафиксированной в январе: с 15 декабря по 14 января 2020 года средняя стоимость нефти Urals составила 65,42 доллара за баррель. Стоимость отечественной нефти, кстати, рассчитывается из расчета цены на эталонную Brent, которая также была дорогой.

Иными словами, декабрьская цена влияла на экспортную пошлину в январе, а январская, соответственно, теперь сказывается на февральской пошлине», – объяснил Юшков.

Таким образом, пошлина на экспорт нефти повысится на 1,3 доллара за тонну. Пошлина на высоковязкий энергоресурс, напротив, понизится с 7,8 доллара за тонну до 7,7 доллара за тонну в январе 2020 года.

Это предусмотрено формулой, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года, согласно которой ставки экспортной пошлины для указанных месторождений остаются нулевыми, если средняя цена нефти будет ниже 76 долларов за баррель. Однако до этой отметки, уверен эксперт, нефтяным ценам еще далеко.

Внутренний рынок – ждать ли роста цен на нефтепродукты

Согласно данным Минфина Российской Федерации, пошлина на светлые нефтепродукты и масла вырастет с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара. На темные нефтепродукты пошлина вырастет с 77,2 доллара за тонну до 78,5 доллара. А пошлина на экспорт товарного бензина повысится с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара, прямогонного с 42,4 доллара за тонну до 43,1.

«Указанный рост никак не скажется на стоимости топлива и не повлияет на состояние внутреннего рынка России в целом. Связано это с тем, что экспортная пошлина предполагает только изъятие денег у российских компаний за экспорт энергоресурса», – заверил Игорь Юшков.

Исходя из изменения показателей, эксперт предположил, что в марте 2020 года нефтяной рынок может столкнуться со снижением экспортной пошлины, которое негативно скажется на бюджете государства.

Ежемесячные поправки: вывозишь – заплати

Минфин каждый месяц занимается корректировкой размера экспортной пошлины на нефть. Это следует из данных на сайте ведомства. Поэтому ничего удивительного в повышении или понижении платежа с 1 числа каждого месяца нет.

«По факту – это стандартная практика, которая связана как с внутренним, так и с внешним рынком. На последнем, кстати, ждать изменений тоже не стоит. Экспортная пошлина рассчитывается так, чтобы и государство, и нефтяные компании получали прибыль. Тех денег, которые нефтяные организации получают за экспорт энергоресурса, обычно хватает и на оплату пошлин. Рынок устроен так, что в убыток никто не работает», – отметил собеседник.

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. Согласно данным Минфина РФ, по итогам 2018 года размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд рублей, или почти 13% от выручки компаний.

Предполагается, что влияние экспортной пошлины на деятельность нефтяных организаций будет снижаться на фоне действия «налогового маневра». Возможно, в 2024 году на смену пошлине придет подросший НДПИ.

«Мировая цена оказывает значимое влияние на ставку российской экспортной пошлины, которая чувствительно реагирует на мировую конъюнктуру. Благодаря этому при снижении цен на нефть компании не теряют в доходах настолько, чтобы не суметь заплатить государству», – добавил Юшков.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 29.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики