Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ожидаемый рост экспортной пошлины на нефть принесет дополнительные доходы бюджету РФ

Ожидаемый рост экспортной пошлины на нефть принесет дополнительные доходы бюджету РФ

Рост экспортной пошлины в Российской Федерации не принесет глобальных изменений на внутреннем рынке, но увеличит доход государственного бюджета, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Экспортная пошлина на нефть в Российской Федерации поднимется с 1 февраля 2020 года и составит 78,5 доллара за тонну. Об этом сообщается в материалах Минфина, опубликованных на официальном сайте ведомства.

«Указанное повышение будет проходить без сюрпризов для населения. По факту экспортная пошлина является частью стоимости вывозимого за границу товара, переходящей от экспортера в пользу государства. То есть это определенная доля от экспортной цены нефти, уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны», – разъяснил эксперт.

Например, в 2017 году в российский бюджет поступило 5,97 трлн рублей нефтегазовых доходов, а в период с января по июль 2018 года продажа нефти за рубеж принесла в казну 71,24 млрд долларов, а нефтепродуктов – 44,8 млрд долларов.

Методология расчета экспортной пошлины основывается на средней цене на нефть на мировом рынке. Если мировые цены на энергоресурс растут, то увеличиваются и пошлины, уточнил собеседник.

Предусмотрительная формула Минфина РФ

Рост денежного сбора с экспорта российской нефти связан с особенностью в расчетах, которые применяет Министерство финансов Российской Федерации.

«Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. Например, февральский рост обусловлен достаточно высокой ценой, зафиксированной в январе: с 15 декабря по 14 января 2020 года средняя стоимость нефти Urals составила 65,42 доллара за баррель. Стоимость отечественной нефти, кстати, рассчитывается из расчета цены на эталонную Brent, которая также была дорогой.

Иными словами, декабрьская цена влияла на экспортную пошлину в январе, а январская, соответственно, теперь сказывается на февральской пошлине», – объяснил Юшков.

Таким образом, пошлина на экспорт нефти повысится на 1,3 доллара за тонну. Пошлина на высоковязкий энергоресурс, напротив, понизится с 7,8 доллара за тонну до 7,7 доллара за тонну в январе 2020 года.

Это предусмотрено формулой, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года, согласно которой ставки экспортной пошлины для указанных месторождений остаются нулевыми, если средняя цена нефти будет ниже 76 долларов за баррель. Однако до этой отметки, уверен эксперт, нефтяным ценам еще далеко.

Внутренний рынок – ждать ли роста цен на нефтепродукты

Согласно данным Минфина Российской Федерации, пошлина на светлые нефтепродукты и масла вырастет с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара. На темные нефтепродукты пошлина вырастет с 77,2 доллара за тонну до 78,5 доллара. А пошлина на экспорт товарного бензина повысится с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара, прямогонного с 42,4 доллара за тонну до 43,1.

«Указанный рост никак не скажется на стоимости топлива и не повлияет на состояние внутреннего рынка России в целом. Связано это с тем, что экспортная пошлина предполагает только изъятие денег у российских компаний за экспорт энергоресурса», – заверил Игорь Юшков.

Исходя из изменения показателей, эксперт предположил, что в марте 2020 года нефтяной рынок может столкнуться со снижением экспортной пошлины, которое негативно скажется на бюджете государства.

Ежемесячные поправки: вывозишь – заплати

Минфин каждый месяц занимается корректировкой размера экспортной пошлины на нефть. Это следует из данных на сайте ведомства. Поэтому ничего удивительного в повышении или понижении платежа с 1 числа каждого месяца нет.

«По факту – это стандартная практика, которая связана как с внутренним, так и с внешним рынком. На последнем, кстати, ждать изменений тоже не стоит. Экспортная пошлина рассчитывается так, чтобы и государство, и нефтяные компании получали прибыль. Тех денег, которые нефтяные организации получают за экспорт энергоресурса, обычно хватает и на оплату пошлин. Рынок устроен так, что в убыток никто не работает», – отметил собеседник.

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. Согласно данным Минфина РФ, по итогам 2018 года размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд рублей, или почти 13% от выручки компаний.

Предполагается, что влияние экспортной пошлины на деятельность нефтяных организаций будет снижаться на фоне действия «налогового маневра». Возможно, в 2024 году на смену пошлине придет подросший НДПИ.

«Мировая цена оказывает значимое влияние на ставку российской экспортной пошлины, которая чувствительно реагирует на мировую конъюнктуру. Благодаря этому при снижении цен на нефть компании не теряют в доходах настолько, чтобы не суметь заплатить государству», – добавил Юшков.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 29.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики