Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ожидаемый рост экспортной пошлины на нефть принесет дополнительные доходы бюджету РФ

Ожидаемый рост экспортной пошлины на нефть принесет дополнительные доходы бюджету РФ

Рост экспортной пошлины в Российской Федерации не принесет глобальных изменений на внутреннем рынке, но увеличит доход государственного бюджета, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Экспортная пошлина на нефть в Российской Федерации поднимется с 1 февраля 2020 года и составит 78,5 доллара за тонну. Об этом сообщается в материалах Минфина, опубликованных на официальном сайте ведомства.

«Указанное повышение будет проходить без сюрпризов для населения. По факту экспортная пошлина является частью стоимости вывозимого за границу товара, переходящей от экспортера в пользу государства. То есть это определенная доля от экспортной цены нефти, уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны», – разъяснил эксперт.

Например, в 2017 году в российский бюджет поступило 5,97 трлн рублей нефтегазовых доходов, а в период с января по июль 2018 года продажа нефти за рубеж принесла в казну 71,24 млрд долларов, а нефтепродуктов – 44,8 млрд долларов.

Методология расчета экспортной пошлины основывается на средней цене на нефть на мировом рынке. Если мировые цены на энергоресурс растут, то увеличиваются и пошлины, уточнил собеседник.

Предусмотрительная формула Минфина РФ

Рост денежного сбора с экспорта российской нефти связан с особенностью в расчетах, которые применяет Министерство финансов Российской Федерации.

«Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. Например, февральский рост обусловлен достаточно высокой ценой, зафиксированной в январе: с 15 декабря по 14 января 2020 года средняя стоимость нефти Urals составила 65,42 доллара за баррель. Стоимость отечественной нефти, кстати, рассчитывается из расчета цены на эталонную Brent, которая также была дорогой.

Иными словами, декабрьская цена влияла на экспортную пошлину в январе, а январская, соответственно, теперь сказывается на февральской пошлине», – объяснил Юшков.

Таким образом, пошлина на экспорт нефти повысится на 1,3 доллара за тонну. Пошлина на высоковязкий энергоресурс, напротив, понизится с 7,8 доллара за тонну до 7,7 доллара за тонну в январе 2020 года.

Это предусмотрено формулой, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года, согласно которой ставки экспортной пошлины для указанных месторождений остаются нулевыми, если средняя цена нефти будет ниже 76 долларов за баррель. Однако до этой отметки, уверен эксперт, нефтяным ценам еще далеко.

Внутренний рынок – ждать ли роста цен на нефтепродукты

Согласно данным Минфина Российской Федерации, пошлина на светлые нефтепродукты и масла вырастет с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара. На темные нефтепродукты пошлина вырастет с 77,2 доллара за тонну до 78,5 доллара. А пошлина на экспорт товарного бензина повысится с 23,1 доллара за тонну до 23,5 доллара, прямогонного с 42,4 доллара за тонну до 43,1.

«Указанный рост никак не скажется на стоимости топлива и не повлияет на состояние внутреннего рынка России в целом. Связано это с тем, что экспортная пошлина предполагает только изъятие денег у российских компаний за экспорт энергоресурса», – заверил Игорь Юшков.

Исходя из изменения показателей, эксперт предположил, что в марте 2020 года нефтяной рынок может столкнуться со снижением экспортной пошлины, которое негативно скажется на бюджете государства.

Ежемесячные поправки: вывозишь – заплати

Минфин каждый месяц занимается корректировкой размера экспортной пошлины на нефть. Это следует из данных на сайте ведомства. Поэтому ничего удивительного в повышении или понижении платежа с 1 числа каждого месяца нет.

«По факту – это стандартная практика, которая связана как с внутренним, так и с внешним рынком. На последнем, кстати, ждать изменений тоже не стоит. Экспортная пошлина рассчитывается так, чтобы и государство, и нефтяные компании получали прибыль. Тех денег, которые нефтяные организации получают за экспорт энергоресурса, обычно хватает и на оплату пошлин. Рынок устроен так, что в убыток никто не работает», – отметил собеседник.

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. Согласно данным Минфина РФ, по итогам 2018 года размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд рублей, или почти 13% от выручки компаний.

Предполагается, что влияние экспортной пошлины на деятельность нефтяных организаций будет снижаться на фоне действия «налогового маневра». Возможно, в 2024 году на смену пошлине придет подросший НДПИ.

«Мировая цена оказывает значимое влияние на ставку российской экспортной пошлины, которая чувствительно реагирует на мировую конъюнктуру. Благодаря этому при снижении цен на нефть компании не теряют в доходах настолько, чтобы не суметь заплатить государству», – добавил Юшков.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 29.01.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики