Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Морозы на Ямале превратились в коммерческое преимущество российского СПГ

Морозы на Ямале превратились в коммерческое преимущество российского СПГ

Строительство газовозов на заводе «Звезда» является уступкой компании «НОВАТЭК», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Появилась информация о подписании соглашения о лизинговом финансировании строительства на судоверфи «Звезда» четырех арктических газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Соглашение подписали ООО «СМАРТ СПГ» и группа «ВЭБ», причем ООО «СМАРТ СПГ» является совместным предприятием ПАО «Совкомфлот» и компании «НОВАТЭК».

Разговор идет о танкерах-газовозах класса Arc7, поставка которых должна быть реализована в 2023 году. С помощью этих танкеров «НОВАТЭК» планирует усилить позиции России на международном рынке СПГ, подвинуть Малайзию и США и составить конкуренцию Австралии и Катару.

Для экспорта СПГ России нужны газовозы

«Для того, чтобы возить СПГ с Ямала, нужны газовозы арктического типа. И таких судов в мире нет кроме тех пятнадцати штук, которые были построены специально для «Ямал-СПГ» в Южной Корее. Путин возмущался тем, что эти суда были построены в Южной Корее и даже публично высказал об этом недовольство главе «НОВАТЭКа» Леониду Михельсону», - заключает Юшков.

Позиция президента РФ заключается в том, что такие контракты должны реализовываться в России, поскольку именно для этого в нашей стране была построена новая судоверфь «Звезда».

«Михельсон и Тимченко оправдывались тем доводом, что к моменту запуска «Ямал-СПГ» судоверфь «Звезда» даже не была построена, поэтому не было смысла строить там газовозы. Ведь тогда бы получилось, что к запуску «Ямал-СПГ» не были бы готовы ни газовозы, ни даже верфь, на которых они должны быть построены», - констатирует Юшков.

Это бы просто заблокировало работу «Ямал-СПГ», поскольку данный проект находится в арктической зоне, где существует постоянная ледовая опасность и где не могут работать стандартные СПГ-танкеры.

«Когда пришло время строить второй завод «НОВАТЭКа», а именно «Арктик СПГ-2», позиция Путина стала жесткой – проект по строительству новой партии танкеров должен быть реализован в России. Размещение этого заказа на «Звезде» также лоббировал глава «Роснефти» Игорь Сечин, поскольку к его структуре перешел контроль над этой судоверфью», - резюмирует Юшков.

В итоге было принято решение, что «НОВАТЭК» построит часть своих газовозов на «Звезде», но в обмен на эту уступку компании разрешат заказать 10 газовозов в Южной Корее, чтобы иметь гарантированные транспортные мощности после ввода «Арктик СПГ-2».

«В «НОВАТЭКе» не уверены, что «Звезда» сможет исполнить такой проект в срок, но наша государственная политика основана на импортозамещении, поэтому руководство компании вынуждено было уступить. В Москве считают, что «Звезда» построена для строительства судов, поэтому российские газовозы необходимо строить там», - заключает Юшков.

Как полагает эксперт, такой «размен» пошел на руку «НОВАТЭКу», поскольку кредиты на реализацию этого проекта выдаются группой «ВЭБ», т.е. государственным банком, а это означает льготные условия.

«Первые газовозы на «Звезде» будут собираться из блоков, которые привезут из Южной Кореи, причем если стоимость кораблей выйдет дороже, чем на мировом рынке, то государство компенсирует «НОВАТЭКу» эту разницу», - констатирует Юшков.

Мороз на Ямале является рыночным преимуществом российского СПГ

Нет сомнений, что «НОВАТЭК» будет обеспечен необходимым танкерным флотом, но вопрос в том, а сможет ли эта компания помочь России найти свое место на рынке СПГ. Были разговоры, что общий экспорт российского СПГ должен достигнуть 80 млрд кубов в год, но в этом году цены на это сырье просели, из-за чего ниже себестоимости оказались производители Австралии и, судя по всему, США.

«Во многом эти планы являются стратегией самих российских компаний, причем за «НОВАТЭКом» закреплено лидерство по направлению СПГ, поскольку эта структура планирует ввести в строй на Ямале и Гыдани еще, как минимум, 2-3 завода. И здесь позиционируется идея, что Россия должна присутствовать на всех сегментах газового рынка, и что нам нужно конкурировать здесь с США. Из-за этого «НОВАТЭК» спекулирует даже темой наших политических отношений с американцами», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, в «НОВАТЭКе» рассчитывают, что благодаря более низкой себестоимости производства газа они смогут выиграть конкуренцию на рынке у Катара, Австралии и США и преодолеть текущую ситуацию, связанную с падением цен на СПГ.

«В России надеются, что глобальный рынок СПГ будет расширяться, а так здесь в 2019 году сложился переизбыток сырья из-за того, что слишком много новых мощностей было введено в строй», - заключает Юшков.

У «НОВАТЭКА» одна из самых низких себестоимостей добычи газа в мире, и то же касается его сжижения. Например, завод «Ямал-СПГ», который должен был производить 16,5 млрд тонн, сейчас выходит на гораздо большие цифры выпуска СПГ.

«В компании Total, акционере «Ямал-СПГ», заявили, что завод работает сегодня на 20,5 млрд тонн. За счет низкой температуры там производится гораздо больше СПГ, чем планировалось. Ведь проще сжижать газ при минус 40 на Ямале, чем при плюс 50 в Катаре», - констатирует Юшков.

Еще нельзя забывать про налоговые льготы, благодаря которым «НОВАТЭК» не платит в бюджет практически ничего, а также вложения государства в инфраструктуру на Ямале.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики