Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Морозы на Ямале превратились в коммерческое преимущество российского СПГ

Морозы на Ямале превратились в коммерческое преимущество российского СПГ

Строительство газовозов на заводе «Звезда» является уступкой компании «НОВАТЭК», считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Появилась информация о подписании соглашения о лизинговом финансировании строительства на судоверфи «Звезда» четырех арктических газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Соглашение подписали ООО «СМАРТ СПГ» и группа «ВЭБ», причем ООО «СМАРТ СПГ» является совместным предприятием ПАО «Совкомфлот» и компании «НОВАТЭК».

Разговор идет о танкерах-газовозах класса Arc7, поставка которых должна быть реализована в 2023 году. С помощью этих танкеров «НОВАТЭК» планирует усилить позиции России на международном рынке СПГ, подвинуть Малайзию и США и составить конкуренцию Австралии и Катару.

Для экспорта СПГ России нужны газовозы

«Для того, чтобы возить СПГ с Ямала, нужны газовозы арктического типа. И таких судов в мире нет кроме тех пятнадцати штук, которые были построены специально для «Ямал-СПГ» в Южной Корее. Путин возмущался тем, что эти суда были построены в Южной Корее и даже публично высказал об этом недовольство главе «НОВАТЭКа» Леониду Михельсону», - заключает Юшков.

Позиция президента РФ заключается в том, что такие контракты должны реализовываться в России, поскольку именно для этого в нашей стране была построена новая судоверфь «Звезда».

«Михельсон и Тимченко оправдывались тем доводом, что к моменту запуска «Ямал-СПГ» судоверфь «Звезда» даже не была построена, поэтому не было смысла строить там газовозы. Ведь тогда бы получилось, что к запуску «Ямал-СПГ» не были бы готовы ни газовозы, ни даже верфь, на которых они должны быть построены», - констатирует Юшков.

Это бы просто заблокировало работу «Ямал-СПГ», поскольку данный проект находится в арктической зоне, где существует постоянная ледовая опасность и где не могут работать стандартные СПГ-танкеры.

«Когда пришло время строить второй завод «НОВАТЭКа», а именно «Арктик СПГ-2», позиция Путина стала жесткой – проект по строительству новой партии танкеров должен быть реализован в России. Размещение этого заказа на «Звезде» также лоббировал глава «Роснефти» Игорь Сечин, поскольку к его структуре перешел контроль над этой судоверфью», - резюмирует Юшков.

В итоге было принято решение, что «НОВАТЭК» построит часть своих газовозов на «Звезде», но в обмен на эту уступку компании разрешат заказать 10 газовозов в Южной Корее, чтобы иметь гарантированные транспортные мощности после ввода «Арктик СПГ-2».

«В «НОВАТЭКе» не уверены, что «Звезда» сможет исполнить такой проект в срок, но наша государственная политика основана на импортозамещении, поэтому руководство компании вынуждено было уступить. В Москве считают, что «Звезда» построена для строительства судов, поэтому российские газовозы необходимо строить там», - заключает Юшков.

Как полагает эксперт, такой «размен» пошел на руку «НОВАТЭКу», поскольку кредиты на реализацию этого проекта выдаются группой «ВЭБ», т.е. государственным банком, а это означает льготные условия.

«Первые газовозы на «Звезде» будут собираться из блоков, которые привезут из Южной Кореи, причем если стоимость кораблей выйдет дороже, чем на мировом рынке, то государство компенсирует «НОВАТЭКу» эту разницу», - констатирует Юшков.

Мороз на Ямале является рыночным преимуществом российского СПГ

Нет сомнений, что «НОВАТЭК» будет обеспечен необходимым танкерным флотом, но вопрос в том, а сможет ли эта компания помочь России найти свое место на рынке СПГ. Были разговоры, что общий экспорт российского СПГ должен достигнуть 80 млрд кубов в год, но в этом году цены на это сырье просели, из-за чего ниже себестоимости оказались производители Австралии и, судя по всему, США.

«Во многом эти планы являются стратегией самих российских компаний, причем за «НОВАТЭКом» закреплено лидерство по направлению СПГ, поскольку эта структура планирует ввести в строй на Ямале и Гыдани еще, как минимум, 2-3 завода. И здесь позиционируется идея, что Россия должна присутствовать на всех сегментах газового рынка, и что нам нужно конкурировать здесь с США. Из-за этого «НОВАТЭК» спекулирует даже темой наших политических отношений с американцами», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, в «НОВАТЭКе» рассчитывают, что благодаря более низкой себестоимости производства газа они смогут выиграть конкуренцию на рынке у Катара, Австралии и США и преодолеть текущую ситуацию, связанную с падением цен на СПГ.

«В России надеются, что глобальный рынок СПГ будет расширяться, а так здесь в 2019 году сложился переизбыток сырья из-за того, что слишком много новых мощностей было введено в строй», - заключает Юшков.

У «НОВАТЭКА» одна из самых низких себестоимостей добычи газа в мире, и то же касается его сжижения. Например, завод «Ямал-СПГ», который должен был производить 16,5 млрд тонн, сейчас выходит на гораздо большие цифры выпуска СПГ.

«В компании Total, акционере «Ямал-СПГ», заявили, что завод работает сегодня на 20,5 млрд тонн. За счет низкой температуры там производится гораздо больше СПГ, чем планировалось. Ведь проще сжижать газ при минус 40 на Ямале, чем при плюс 50 в Катаре», - констатирует Юшков.

Еще нельзя забывать про налоговые льготы, благодаря которым «НОВАТЭК» не платит в бюджет практически ничего, а также вложения государства в инфраструктуру на Ямале.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 07.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики