Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По какой цене Белоруссия будет покупать нефть в России

По какой цене Белоруссия будет покупать нефть в России

Россия будет поставлять нефть в Белоруссию по рыночной цене, на чем и настаивал Минск, заявил первый вице-премьер белорусского правительства Дмитрий Крутой.

Я думаю, что на самом деле, речь идет не о мировых ценах как таковых, потому что отпускные цены для Белоруссии будут не такие, как для Европы, например. С начала января Белоруссия не хотела покупать российскую нефть, потому что у нас произошел следующий шаг налогового маневра, и скидка для Белоруссии уменьшилась.

В 2019 году разница между мировыми ценами и стоимостью российской нефти для Белоруссии составляла в среднем $14,7 с каждого барреля с учетом того, что экспортная пошлина отсутствует. Теперь у нас экспортная пошлина уменьшилась за счет роста НДПИ, настолько же сократилась скида для Белоруссии. Именно это им не нравилось.

Поэтому когда они говорят, что они будут покупать по мировым ценам, это на самом деле означает, что они продолжат покупать по низким ценам в силу отсутствия экспортной пошлины. При этом они будут настаивать на том, чтобы прибыль российских компаний, которые продают им нефть, была не выше, чем их прибыль при поставках нефти на внешние рынки. То есть они не хотят, чтобы российские компании зарабатывали на них больше, чем при поставках в другие страны. А сейчас они будут покупать нефть в России на $10-12 с каждого барреля дешевле, чем мы продаем на мировом рынке.

Понятно, что это прибыльная история для Белоруссии, потому что это позволяет зарабатывать на перепродаже нефтепродуктов, но вопрос в том, кто именно на этом зарабатывает. Если посмотреть отчет «Нафтана» (Новополоцкий НПЗ в Белоруссии), то по итогам 2018 года он был в убытках. А налоговый маневр сделал шаг в 2019 году, и теперь еще шаг. Если он тогда был в убытках, то возникает вопрос, а где же прибыль?

Белоруссия покупала нашу нефть дешевле почти на $15 с каждого барреля в сравнении с мировыми рынками, перерабатывала и продавала нефтепродукты по европейским ценам. Крупными покупателями этих нефтепродуктов являются Великобритания и Нидерланды, но они не являются конечными покупателями, туда просто поставляются нефтепродукты, а затем меняется право собственности.

В статистике отображается, что большую часть нефтепродуктов купили Великобритания и Нидерланды, но там их покупают трейдеры, которые их уже перепродают конечным потребителям. Не исключено, что прибыль формируется у этих трейдеров, а не у «Белнефтехима», которому принадлежит НПЗ. То есть белорусские госкомпании прибыль не формируют, они продают нефтепродукты по дешевке неким трейдерам, а трейдеры перепродают по мировым ценам конечным покупателям.

Получается, что прибыль получают трейдеры, которые зарегистрированы в Великобритании и Нидерландах. Кому принадлежат эти трейдеры, большой вопрос. Однако с налоговым маневром прибыль этих трейдеров понемногу уменьшается. Лукашенко как раз говорил о «моменте истины» в отношениях с Россией, потому что разрыв между мировой ценой на нефть и ценой для Белоруссии снижается, и к 2024 году этой разницы уже не будет.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 10.02.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики