Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишняя либерализация: что не так с законом о допуске зарубежных компаний в русскую Арктику

Лишняя либерализация: что не так с законом о допуске зарубежных компаний в русскую Арктику

Допуск частных инвесторов до работ на арктическом шельфе РФ, безусловно, принесет выгоду России. Однако, по словам экспертов, сейчас эта инициатива не выглядит своевременной.

Красный свет для «Росшельфа»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с министерством энергетики не поддержали законопроект Минвостокразвития о создании госкорпорации «Росшельф» и расширении доступа к шельфу частных недропользователей. Информация об этом попала в распоряжение газеты «Коммерсантъ». Как следует из письма замминистра энергетики Павла Сорокина, создание такой корпорации, безусловно, положительно скажется на разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, но из текста законопроекта неясно, каким именно образом к шельфовым проектам будут привлекаться иностранные инвесторы.

Также новая госкорпорация претендует на целый ряд полномочий, которыми на данный момент наделены действующие органы власти. Иными словами, это может создать конфликт интересов, что неблагоприятно скажется на всей отрасли. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике Игорь Ананских, именно возможное привилегированное положение «Росшельфа», которое предусматривается законопроектом, и вызывает главные вопросы.

«Само создание новой госкорпорации как таковой никто сейчас не оспаривает. Это по-прежнему вполне справедливая идея, которая имеет право на жизнь. Основные вопросы здесь кроются в деталях и нюансах. Например, не очень понятно, для чего предоставлять так много льгот этой структуре, когда она еще ничего не сделала. И в кабмине посчитали эти предложения неправомерными или как минимум преждевременными. Поэтому разговоры идут именно об этом, в то время как вопрос создания корпорации по большому счету никакого негатива не вызывает», – объясняет депутат.

Такой же позиции придерживаются и в кабмине. Так, источник «Коммерсанта» передает, что в Минприроды считают наделение корпорации предлагаемыми полномочиями неправомерным, поскольку это будет противоречить принципам функционирования системы органов исполнительной власти.

Нехватка конкуренции на шельфе

Законопроект, предполагающий создание госкорпорации «Росшельф», был разработан министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики в конце 2019 года. И одним из его непосредственных инициаторов стал лично глава ведомства Юрий Трутнев. Новый закон предусматривает введение новой системы предоставления прав пользования недрами на континентальном шельфе России. В частности, доступ к месторождениям может быть предоставлен частным инвесторам, в том числе и из-за рубежа. Предполагается, что новый закон должен существенно повысить эффективность освоения участков недр на континентальном шельфе РФ.

На сегодняшний момент российское законодательство ограничивает доступ частных компаний к работе на шельфе, в результате чего этим правом обладают лишь две государственные российские компании – «Газпром» и «Роснефть». В случае же принятия подготовленного Минвостокразвития законопроекта, разработкой месторождений смогут заниматься как российские частные предприятия (например, «Лукойл»), так и мировые гиганты в лице British Petroleum, Total или Chevron. По словам Игоря Ананских, это позволит решить проблему нехватки конкуренции на шельфе.

«Идея допускать частные компании до разработки шельфа весьма позитивная, и именно так она и воспринимается. Более того, эти меры необходимы. Сегодня право на работы на шельфе имеют лишь две государственные компании, между которыми распределена большая часть территорий. Но остальные участки простаивают, и вполне логично пустить на них частников, в том числе и из-за рубежа», – объясняет парламентарий.

По его словам, необходимо понимать, что речь в данном случае идет об условиях Крайнего Севера, для работы на котором требуется использование современных технологий и высококлассного оборудования. И зарубежные компании, будь то представители Норвегии или США, могут их не только предоставить, но и поделиться с российскими коллегами. Но при этом нельзя допустить такого развития событий, при котором частные инвесторы пользовались бы нашими ресурсами на безвозмездной основе.

Шаг в сторону либерализации

Как ранее отмечал Юрий Трутнев, в случае решения допускать на арктический шельф иностранцев, нашей стране придется прибегнуть к так называемой норвежской модели работ на месторождениях. Она предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы. Благодаря этой модели на шельфе Норвегии работают многие международные компании, большинство из которых будут заинтересованы и в выходе на российский рынок. И, по сути, частные инвесторы смогут участвовать в работе лишь на условиях вхождения в консорциумы с участием госкорпорации.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, такой подход может принести определенную и вполне весомую выгоду всем участникам этого процесса, а это значит, что инициатива Минвостокразвития как минимум заслуживает детального рассмотрения.

«Сам по себе вопрос допуска частников до шельфа весьма неоднозначен, и тут есть разные точки зрения. Есть аргументы как в пользу того, чтобы активнее приглашать иностранных и российских частных инвесторов на шельф, так и в пользу того, чтобы преференции в этом вопросе имели государственные компании РФ. Если приходят частники из-за рубежа, то они приносят с собой деньги и технологии. Если говорить о наших компаниях, таких как "Лукойл", то это тоже не вызывает никаких вопросов – это российский игрок, почему ему нужно отказывать? Они тоже будут привлекать новые деньги, необходимые для развития месторождений», – объясняет эксперт.

О возможной эффективности нового закона весьма красноречиво говорят и те шельфовые месторождения, которые сегодня есть у «Лукойла». Они были получены до ужесточения законодательства в 2008 году, и сейчас компания их весьма успешно разрабатывает. Но с тех пор работа на шельфе стала прерогативой исключительно государственных компаний.

«Конечно, госкомпании больше контролируются государством, и это позволяет, допустим, устроить более строгие механизмы контроля за экологическими вопросами. Где-то могут возникать чувствительные вопросы, связанные с военной тематикой. Например, если речь идет о маршрутах, по которым проходят какие-то важные корабли», – объясняет сложившуюся ситуацию Станислав Митрахович.

Тем не менее стремление российских властей двигаться в сторону большей либерализации в этом вопросе вполне объяснимо, поскольку российский энергетический рынок может многое получить от сотрудничества с иностранными инвесторами. Другой вопрос заключается в том, насколько целесообразно производить такие изменения сейчас. И ответ на него не является однозначным.

Запоздалые меры

О том, что с возможностью допуска частных инвесторов до арктического шельфа РФ не все так просто, говорит и крайне сдержанная реакция самих компаний по этому поводу. Так, в конце января 2020 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов публично заявил, что его компания не видит никаких интересных для инвестиций проектов на шельфе Арктики. По его словам, все перспективные объекты уже распределены между «Газпромом» и «Роснефтью», а вкладываться в другие не слишком рентабельно.

К сожалению, редакции «ПолитРоссии» не удалось получить свежие комментарии «Лукойла» по этому вопросу, точно так же без ответа остался и запрос, посланный в пресс-службу российского представительства французской компании Total. Отказался от комментариев и представитель British Petroleum в России. Как считает Станислав Митрахович, компании не спешат делать громкие заявления, просто потому что не видят себя на российском арктическом шельфе даже в случае принятия нового закона.

«Сейчас цена на нефть относительно низкая, и заходить на шельф в принципе не очень интересно. В мире перепроизводство нефти, и из-за соглашения ОПЕК+ мы вынуждены даже ограничивать добычу, чтобы хоть как-то поддержать стоимость. Сейчас не то время, чтобы выходить на шельф – там достаточно тяжелые месторождения, нужны новые технологии. Это был актуальный разговор в условном 2008 году, когда нефть стоила по 147 долларов. Сейчас это просто не так актуально», – объясняет эксперт.

По его словам, говорить о каких-то перспективах можно будет только в том случае, если ситуация в мире изменится. Например, это может произойти в том случае, если американская добыча перестанет расти, или, допустим, возникнет какая-то проблема на Ближнем Востоке, и поток нефти оттуда сократится, интерес к Арктике вновь проявится. И в этих условиях непременно произойдет либерализация доступа. Но ясность в этом вопросе наступит еще не скоро. Пока же такие послабления выглядят лишними и неуместными.

«Не думаю, что это произойдет в ближайшие пару лет. Поэтому эта инициатива сейчас носит характер обсуждения на будущее. Даже если бы "Лукойл" сегодня пустили на шельф, он бы только обозначил свое присутствие и провел какие-нибудь исследования. Но добывать нефть про себестоимости 70 долларов, при том что на рынке она стоит 50, мягко говоря, не очень актуально», – резюмирует Станислав Митрахович.

Ранее российское посольство в Осло выступило с заявлением о том, что наша страна настроена на поддержание стабильности в северном регионе, развитие сотрудничества с Норвегией. Такое взаимодействие подразумевает политические контакты, межрегиональное, межведомственное взаимодействие.

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 18.02.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики