Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишняя либерализация: что не так с законом о допуске зарубежных компаний в русскую Арктику

Лишняя либерализация: что не так с законом о допуске зарубежных компаний в русскую Арктику

Допуск частных инвесторов до работ на арктическом шельфе РФ, безусловно, принесет выгоду России. Однако, по словам экспертов, сейчас эта инициатива не выглядит своевременной.

Красный свет для «Росшельфа»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с министерством энергетики не поддержали законопроект Минвостокразвития о создании госкорпорации «Росшельф» и расширении доступа к шельфу частных недропользователей. Информация об этом попала в распоряжение газеты «Коммерсантъ». Как следует из письма замминистра энергетики Павла Сорокина, создание такой корпорации, безусловно, положительно скажется на разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, но из текста законопроекта неясно, каким именно образом к шельфовым проектам будут привлекаться иностранные инвесторы.

Также новая госкорпорация претендует на целый ряд полномочий, которыми на данный момент наделены действующие органы власти. Иными словами, это может создать конфликт интересов, что неблагоприятно скажется на всей отрасли. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике Игорь Ананских, именно возможное привилегированное положение «Росшельфа», которое предусматривается законопроектом, и вызывает главные вопросы.

«Само создание новой госкорпорации как таковой никто сейчас не оспаривает. Это по-прежнему вполне справедливая идея, которая имеет право на жизнь. Основные вопросы здесь кроются в деталях и нюансах. Например, не очень понятно, для чего предоставлять так много льгот этой структуре, когда она еще ничего не сделала. И в кабмине посчитали эти предложения неправомерными или как минимум преждевременными. Поэтому разговоры идут именно об этом, в то время как вопрос создания корпорации по большому счету никакого негатива не вызывает», – объясняет депутат.

Такой же позиции придерживаются и в кабмине. Так, источник «Коммерсанта» передает, что в Минприроды считают наделение корпорации предлагаемыми полномочиями неправомерным, поскольку это будет противоречить принципам функционирования системы органов исполнительной власти.

Нехватка конкуренции на шельфе

Законопроект, предполагающий создание госкорпорации «Росшельф», был разработан министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики в конце 2019 года. И одним из его непосредственных инициаторов стал лично глава ведомства Юрий Трутнев. Новый закон предусматривает введение новой системы предоставления прав пользования недрами на континентальном шельфе России. В частности, доступ к месторождениям может быть предоставлен частным инвесторам, в том числе и из-за рубежа. Предполагается, что новый закон должен существенно повысить эффективность освоения участков недр на континентальном шельфе РФ.

На сегодняшний момент российское законодательство ограничивает доступ частных компаний к работе на шельфе, в результате чего этим правом обладают лишь две государственные российские компании – «Газпром» и «Роснефть». В случае же принятия подготовленного Минвостокразвития законопроекта, разработкой месторождений смогут заниматься как российские частные предприятия (например, «Лукойл»), так и мировые гиганты в лице British Petroleum, Total или Chevron. По словам Игоря Ананских, это позволит решить проблему нехватки конкуренции на шельфе.

«Идея допускать частные компании до разработки шельфа весьма позитивная, и именно так она и воспринимается. Более того, эти меры необходимы. Сегодня право на работы на шельфе имеют лишь две государственные компании, между которыми распределена большая часть территорий. Но остальные участки простаивают, и вполне логично пустить на них частников, в том числе и из-за рубежа», – объясняет парламентарий.

По его словам, необходимо понимать, что речь в данном случае идет об условиях Крайнего Севера, для работы на котором требуется использование современных технологий и высококлассного оборудования. И зарубежные компании, будь то представители Норвегии или США, могут их не только предоставить, но и поделиться с российскими коллегами. Но при этом нельзя допустить такого развития событий, при котором частные инвесторы пользовались бы нашими ресурсами на безвозмездной основе.

Шаг в сторону либерализации

Как ранее отмечал Юрий Трутнев, в случае решения допускать на арктический шельф иностранцев, нашей стране придется прибегнуть к так называемой норвежской модели работ на месторождениях. Она предполагает, что у местной госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы. Благодаря этой модели на шельфе Норвегии работают многие международные компании, большинство из которых будут заинтересованы и в выходе на российский рынок. И, по сути, частные инвесторы смогут участвовать в работе лишь на условиях вхождения в консорциумы с участием госкорпорации.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, такой подход может принести определенную и вполне весомую выгоду всем участникам этого процесса, а это значит, что инициатива Минвостокразвития как минимум заслуживает детального рассмотрения.

«Сам по себе вопрос допуска частников до шельфа весьма неоднозначен, и тут есть разные точки зрения. Есть аргументы как в пользу того, чтобы активнее приглашать иностранных и российских частных инвесторов на шельф, так и в пользу того, чтобы преференции в этом вопросе имели государственные компании РФ. Если приходят частники из-за рубежа, то они приносят с собой деньги и технологии. Если говорить о наших компаниях, таких как "Лукойл", то это тоже не вызывает никаких вопросов – это российский игрок, почему ему нужно отказывать? Они тоже будут привлекать новые деньги, необходимые для развития месторождений», – объясняет эксперт.

О возможной эффективности нового закона весьма красноречиво говорят и те шельфовые месторождения, которые сегодня есть у «Лукойла». Они были получены до ужесточения законодательства в 2008 году, и сейчас компания их весьма успешно разрабатывает. Но с тех пор работа на шельфе стала прерогативой исключительно государственных компаний.

«Конечно, госкомпании больше контролируются государством, и это позволяет, допустим, устроить более строгие механизмы контроля за экологическими вопросами. Где-то могут возникать чувствительные вопросы, связанные с военной тематикой. Например, если речь идет о маршрутах, по которым проходят какие-то важные корабли», – объясняет сложившуюся ситуацию Станислав Митрахович.

Тем не менее стремление российских властей двигаться в сторону большей либерализации в этом вопросе вполне объяснимо, поскольку российский энергетический рынок может многое получить от сотрудничества с иностранными инвесторами. Другой вопрос заключается в том, насколько целесообразно производить такие изменения сейчас. И ответ на него не является однозначным.

Запоздалые меры

О том, что с возможностью допуска частных инвесторов до арктического шельфа РФ не все так просто, говорит и крайне сдержанная реакция самих компаний по этому поводу. Так, в конце января 2020 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов публично заявил, что его компания не видит никаких интересных для инвестиций проектов на шельфе Арктики. По его словам, все перспективные объекты уже распределены между «Газпромом» и «Роснефтью», а вкладываться в другие не слишком рентабельно.

К сожалению, редакции «ПолитРоссии» не удалось получить свежие комментарии «Лукойла» по этому вопросу, точно так же без ответа остался и запрос, посланный в пресс-службу российского представительства французской компании Total. Отказался от комментариев и представитель British Petroleum в России. Как считает Станислав Митрахович, компании не спешат делать громкие заявления, просто потому что не видят себя на российском арктическом шельфе даже в случае принятия нового закона.

«Сейчас цена на нефть относительно низкая, и заходить на шельф в принципе не очень интересно. В мире перепроизводство нефти, и из-за соглашения ОПЕК+ мы вынуждены даже ограничивать добычу, чтобы хоть как-то поддержать стоимость. Сейчас не то время, чтобы выходить на шельф – там достаточно тяжелые месторождения, нужны новые технологии. Это был актуальный разговор в условном 2008 году, когда нефть стоила по 147 долларов. Сейчас это просто не так актуально», – объясняет эксперт.

По его словам, говорить о каких-то перспективах можно будет только в том случае, если ситуация в мире изменится. Например, это может произойти в том случае, если американская добыча перестанет расти, или, допустим, возникнет какая-то проблема на Ближнем Востоке, и поток нефти оттуда сократится, интерес к Арктике вновь проявится. И в этих условиях непременно произойдет либерализация доступа. Но ясность в этом вопросе наступит еще не скоро. Пока же такие послабления выглядят лишними и неуместными.

«Не думаю, что это произойдет в ближайшие пару лет. Поэтому эта инициатива сейчас носит характер обсуждения на будущее. Даже если бы "Лукойл" сегодня пустили на шельф, он бы только обозначил свое присутствие и провел какие-нибудь исследования. Но добывать нефть про себестоимости 70 долларов, при том что на рынке она стоит 50, мягко говоря, не очень актуально», – резюмирует Станислав Митрахович.

Ранее российское посольство в Осло выступило с заявлением о том, что наша страна настроена на поддержание стабильности в северном регионе, развитие сотрудничества с Норвегией. Такое взаимодействие подразумевает политические контакты, межрегиональное, межведомственное взаимодействие.

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 18.02.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики