Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Зависимость России от ОПЕК+ это порочный круг: мы сокращаем, страны не ОПЕК увеличивают - проблема в этом, а не в коронавирусе"

"Зависимость России от ОПЕК+ это порочный круг: мы сокращаем, страны не ОПЕК увеличивают - проблема в этом, а не в коронавирусе"

Станислав Митрахович - эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности:

Участники встречи нефтяников с главой Минэнерго РФ Александром Новаком в среду 12 февраля обменялись мнениями относительно соглашения ОПЕК+, однако к окончательному решению о позиции России не пришли. Большая часть российских нефтяных компаний склоняется к продлению сделки ОПЕК+ с текущими квотами на второй квартал 2020 года. Окончательное решение по судьбе сделки будет принято правительством РФ позже.

Технический комитет ОПЕК+ на прошлой неделе сначала рекомендовал членам организации сократить добычу на 600 тысяч баррелей в сутки, но потом пересмотрел свою позицию, и предлагает оставить добычу неизменной.

ОПЕК в своем февральском отчете ухудшила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2020 году на 230 тыс. баррелей в сутки - до 990 тыс. баррелей. В ОПЕК полагают, что спрос ослабнет из-за распространения нового коронавируса. В ОПЕК ожидают, что в первом полугодии спрос на нефть в Китае из-за распространения коронавируса упадет на 200 тыс. баррелей в сутки. В целом в 2020 году мировой спрос на нефть ожидается на уровне 100,73 млн баррелей в сутки против 99,74 млн баррелей в 2019 году.

При этом спрос на нефть ОПЕК снизится на 1,3 млн баррелей в сутки по сравнению с прошлым годом, рост предложения нефти из стран, не входящих в альянс, составит 2,25 млн баррелей. Рост поставок ожидается со стороны США, Норвегии, Бразилии, Канады, Гайаны и Австралии.

Вопросы:

- Как Вы считаете, какая позиция в отношении сохранения квот ОПЕК на добычу, их расширения, или, наоборот, сокращения, оптимальна для российской нефтяной отрасли?

- Как можно оценить эффективность стратегии ОПЕК по сокращению добычи для поддержания цены нефти в условиях роста предложения со стороны стран «не ОПЕК», в первую очередь, производителей сланцевой нефти, снижения мировых темпов роста потребления сырья и форс-мажорных факторов вроде китайского коронавируса?

- Есть ли смысл для России и других стран пытаться учредить новую организацию для координации рынка нефти наподобие ОПЕК, но без ее недостатков?

Мнение эксперта:

Зависимость России от ОПЕК+ напоминает уже зависимость от сильнодействующего лекарства: мы сокращаем добычу, помогаем добыче в странах вне ОПЕК+, они увеличивают производство нефти - и мы опять вынуждены само ограничиваться в добыче, причем все больше и больше. Фундаментальная проблема именно в этом порочном круге, а не в коронавирусе, который все же локализованная во времени проблема, это форс-мажор, который сойдет на нет через несколько месяцев. А вот добыча в США продолжит расти. Отказаться от сильнодействующего лекарства прямо "здесь и сейчас" - тоже опасно. Отказ от ОПЕК+ на фоне коронавируса обвалит цены существенно ниже 50 долларов за баррель. России будет трудно вести сразу две ценовые войны - и газовую (цены на газ сейчас очень низкие), и нефтяную. Тем более что в США есть возможность за счет своей финансовой системы поддерживать собственную нефтянику через механизмы переакредитования. Американцы "производят" не только нефть, но и доллары, об этом забывать нельзя. Хотя затяжная ценовая война на каком-то этапе будет очень болезненна и для американской нефтянки, при цене на нефть как в начале 2016 года они тоже будут вынуждены сокращать производство. Но сценарий затяжной ценовой войны столь болезнен для всех производителей, что его все же постараются избежать. Поэтому пока что ОПЕК+ еще поработает, и весьма вероятно - несмотря на недовольство многих российских компаний - согласование дополнительных объемов сокращения производства нефти. Саудиты предлагают дополнительное сокращение на 600 т. баррелей в сутки, России придется взять на себя минимум четверть этого объема.

Опубликовано: ИРТТЭК, 18.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики