Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович назвал причины отказа правительства от налогов на попутный нефтяной газ

Митрахович назвал причины отказа правительства от налогов на попутный нефтяной газ

Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что правительство России не планирует вводить налог на попутный нефтяной газ. В случае введения такой меры энергетические компании перестали бы перерабатывать газ, а начали сжигать, нанося существенный вред экологии, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Предшественник Борисовав прежнем составе российского кабмина Дмитрий Козак инициировал разработку мер для развития нефтегазохимических проектов, в числе которых было введение налога на попутный нефтяной газ, пишет РБК. Отмечается, что предприятия нефтегазохимии, переработчики этана и сжиженного углеводородного газа могли бы получить льготы — вычет из стоимости энергоресурсов.

Согласно поручению Юрия Борисова, курирующего в том числе топливно-энергетический комплекс, данные меры вводить не будут. В протоколе по итогам совещания это сформулировано следующим образом:

 

«Считать, что принятие законопроекта не повлечет увеличения существующих налогов и сборов, а также введения новых налогов и сборов».

 

Однако российские компании, перерабатывающие этан и СУГ, все равно получат льготы. На них, в первую очередь, претендуют строящиеся предприятия компании «Сибур» и «Русгаздобыча», они могут получить государственную поддержку в числе первых.

При этом правительство не видит оснований для повышения налога на добычу угля, алмазов, золота и других полезных ископаемых, не относящихся к углеводородам, что ранее предлагал Минфин.

Эксперт Станислав Митрахович высказал мнение, что правительство обычно не любит давать льготы компаниям, если они не находят способы их компенсировать.

 

«Это решение предлагалось в качестве компенсации выпадающих доходов бюджета из-за того, что введены льготы для одного из месторождений «Роснефти» и «Газпромнефти», — сообщил Митрахович в комментарии Федеральному агентству новостей. — В правительстве считают, что если дали льготы одним компаниям, то значит нужно собрать доходы за счет повышения налогов на деятельность других компаний. В качестве одного из способов компенсации доходов предполагалось введение НДПИ на попутный нефтяной газ, который добывается при добыче нефти».

 

Первая проблема состоит в том, что получение льгот только компаниями «Роснефть» и «Газпромнефть» было бы не очень справедливо, так как всем остальным нефтегазовым структурам приходится платить за добычу этого газа, объясняет собеседник ФАН.

 

«Этот вид газа также добывают «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть». Поэтому это решение было неоднозначное», — пояснил он.

 

Кроме того, по словам Митраховича, вторая проблема заключается в том, что повышение налогов на попутный нефтяной газ, снизит стимулы для компаний его перерабатывать.

 

«Если они добыли этот газ, то его очень часто некуда девать. Например, в месторождении в тайге нет мест, куда этот газ деть. Нужно строить трубу для магистрального газопровода или электростанцию. Но это не всегда везде возможно и требует времени. Если ввести налог, то этот газ стал бы настолько дорогим, что компании предпочли бы вообще его не перерабатывать, а в факелах сжигать. Это плохо с точки зрения развития переработки попутного нефтяного газа и борьбы за экологию. Предыдущее решение было сомнительным, и поэтому от него отказались, а нынешнее является более рациональным», — подытожил специалист.

 

В октябре 2019 года Россия заняла второе место в мире по объему поставки энергоносителей в США. За месяц РФ доставила 20,9 миллиона баррелей нефти и нефтепродуктов. Соответствующие данные были приведены Управлением по энергетической информации министерства энергетики США. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 19.02.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики