Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за январь 2020 г.

Топ-лист событий за январь 2020 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за январь 2020 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Отставка кабинета Дмитрия Медведева, формирование нового правительства и смена кураторов нефтегаза

    Конечно, правительство не то чтобы совсем новое. Например, в промышленном блоке изменения минимальны, это касается и нефтегазового комплекса. На своем месте остался министр энергетики Александр Новак. Правда, сменился куратор нефтегазового комплекса на уровне вице-премьера, причем, интересно, что нового куратора не появилось: Дмитрий Козак ушел, но Юрий Борисов, который раньше курировал только оборонку и промышленность, теперь получил еще и нефтегазовый комплекс. Это действительно интересный ход. Козак ушел в администрацию президента, это фигура, крайне близкая к Владимиру Путину. И есть вероятность, что Путин рассчитывал, что Козак возьмет на себя функцию такого первичного арбитража сложных ситуаций в ТЭКе. И Козак, засучив рукава, пытался взять на себя эти функции – начались жесткие совещания, попытки войти то в одну тему, то в другую. Но отрасль очень сложная. Плюс в отрасли присутствуют настоящие гиганты – и экономические, и политические. И выстроить систему объективного арбитража оказалось крайне затруднительно. Достаточно вспомнить хотя бы историю конфликта «Роснефти» и «Транснефти». Кстати, на этой истории очень ярко видно, что фактически правительство ничего не смогло в этой ситуации предложить. До сих пор нам даже не объяснили, а что вообще там случилось, не говоря уже про какие-то выводы. Получается, что система, при которой вице-премьером становится фигура сильная, но при этом нейтральная для отрасли, себя не оправдала. Борисов же вообще никогда ТЭКом не занимался, отрасль ему, по сути, довесили. И насколько ему удастся погрузиться в тему, мы увидим в самое ближайшее время.

  2. Новые ориентиры в социальной политике государства и налоговые ожидания нефтегазовых компаний

    Новое правительство появилось не просто так. 15 января Владимир Путин заявил о новых социальных приоритетах. По большому счету, начался так называемый политический трансфер: Путин меняет политическую систему. Очевидно, что Путин остается во главе государства, но вот в каком качестве с точки зрения институциональной, это еще не ясно. Соответственно, готовятся поправки в Конституцию, и чтобы не было неожиданностей, все это сопровождается «раздачей слонов» населению, и «слонов» очень больших. И естественно, нефтегазовые компании вздрогнули от такого нового социального курса. Тем более, что первым вице-премьером стал Андрей Белоусов, который прославился идеей изъятия девальвационной выручки с компаний. И, с одной стороны, мы видим, что налоги на нефтегаз растут. С другой стороны, последний год оказался довольно неплохим, в том числе благодаря тому, что не самые низкие цены сопровождались довольно дешевым рублем и это позволяло нефтяникам зарабатывать. Поэтому, конечно, нефтяники постоянно ждут, что в случае, когда у правительства закончатся деньги, к ним придут снова. Конечно, они оказались в определенной зоне риска, и ничего хорошего от нового социального курса ждать не приходится.

  3. Одобрение правительством пакета законопроектов о льготах для инвесторов, планирующих реализовать проекты в Арктике

    Это история интересная. С одной стороны, мы наблюдаем тревожные ожидания в отрасли. С другой стороны, крупные компании прекрасно знают золотое правило: лучшая защита – это нападение. И вместо того, чтобы ждать, когда правительство придет к ним за новыми сборами, пока не поздно, нужно что-то просить для себя. Может быть, и получится. Правительство оказалось в непростой ситуации: задача номер один – поиск денег под социальные обещания Путина, но и задачу экономического роста никто не отменял. Сейчас оперативный экономический рост в России может поддержать только нефтегазовый комплекс. Это очевидно. Можно, конечно, говорить про какой-то малый и средний бизнес, про хорошие институты, но надо было это все делать гораздо раньше. Поскольку ничего этого не делали, то сейчас уже поздно. Поэтому ставка может быть только на крупные промышленные проекты. А где они могут быть? Естественно, в нефтегазовом комплексе. Вот отсюда и идея с этими арктическими льготами, которые активно лоббирует «Роснефть». По большому счету, «Роснефть» не случайно бьет в эту слабую точку правительства. Она обещает ему чуть ли не 2% роста ВВП, фантастические цифры, но идея именно в этом: без новых проектов в нефтегазе не будет экономического роста; пока еще есть деньги в Фонде национального благосостояния (ФНБ), дайте их на эти проекты. Правительство все это понимает, поэтому задача кабинета министров – как сделать так, чтобы деньги в ФНБ и были и их не было. Здесь, конечно, гениальный ход – это выкуп Сбербанка у ЦБ. Потому что получится, что деньги все равно останутся в бюджете, но вся эта сделка будет оплачена за счет ФНБ, и когда туда придут лоббисты, кабмин может развести руками: «Вы знаете, мы дали деньги за Сбербанк, поэтому сейчас у нас ничего нет».

  4. Продолжение ценового нефтяного и газового конфликта между Россией и Белоруссией

    Судя по всему, действительно, была идея создания единого государства. Идея красивая: к 75-летию Победы создается единое государство, Владимир Путин продляет свои полномочия. Но, видимо, Александр Лукашенко от этой идеи отказался и стал жертвой своей несговорчивости, потому что тут уже Путин проявил принципиальность. Продлены на 2020 год ценовые условия по газу – 127 долларов за тысячу кубов. Но когда на споте цена падает ниже 100 долларов, конечно, такое предложение уже не кажется Минску оптимальным. У Белоруссии вообще нет альтернатив. По нефти же иная история. Ведь Белоруссия по-прежнему не платит таможенную пошлину, а это серьезная экономия – более 10 долларов за баррель. И когда Лукашенко кричит, что ему не дают каких-то «честных» цен, понятно, что здесь он сильно лукавит. Но пока в январе Путин жестко свою позицию выдержал. Не исключено, что Лукашенко пытается что-то выбить, потому что его главная идея – продавать политику, а значит всё, что ему остается – это постоянно угрожать «уходом на Запад» и превращением Белоруссии во вторую Украину. Понятно, что январем белорусская история не закончится.

  5. Начало применения нового газового контракта с Украиной

    Отдельные страницы контракта стали появляться в сети. Прошлый контракт был целиком опубликован в «Украинской правде», жаль, что сейчас этого не происходит. Но страницы тоже любопытны. В частности, обнаружилось, что контракт по принципу «качай или плати» заключен не на год, а помесячно. Т.е. «Газпрому» нужно будет выполнять обязательства ежемесячно, и уже в январе прокачка была ниже запланированной, потому «Газпром» оплатил неиспользованную мощность. Понятно, что эта часть контракта «Газпрому» невыгодна, но ведь соглашение с Украиной носило компромиссный характер. Что такое компромисс? Это когда каждая из сторон в чем-то уступает. Скажем, по тарифу – Украину пошла на уступки. Тариф практически не вырос, ну, на символическую величину, ниже даже уровня российской инфляции. Тариф не вырос, соответственно, появился более жесткий пункт «качай или плати». Т.е. в этом плане компромисс, конечно, есть компромисс. Никто и не говорил, что мы полностью прогнули под себя Украину.

  6. Торжественное открытие газопровода «Турецкий поток»

    Газопровод заработал, в январе уже был прокачан первый миллиард кубометров. На этом примере мы видим, что обходные проекты всё-таки реализуются. По «Северному потоку-2» сохраняется известная политическая проблема. По «Турецкому потоку» тоже есть трудности - с Болгарией. Однако в саму Турцию труба заработала. Несмотря на падение потребления там российского газа в 2019 г., с точки зрения стратегической перспективы, конечно, наличие нового газопровода – важный и серьезный аргумент.

  7. Встреча Владимира Путина и Ангелы Меркель в Кремле и развитие ситуации вокруг строительства «Северного потока-2»

    Да, политическая напряженность сохраняется, но Германия по-прежнему поддерживает данный проект. Рассчитывать на то, что под санкциями нам кто-то рискнет помочь технологически или другим способом не приходится, поэтому теперь завершение строительства – дело «Газпрома». Техническая возможность для этого есть, суда у нас есть, и есть год на завершение проекта. Это, действительно, уже вызов для «Газпрома» и для страны, и провалиться здесь мы не имеем права.

  8. Российский СПГ как один из основных конкурентов российского трубопроводного газа на европейском рынке

    Январь – традиционное время подведения итогов. И для российского трубопроводного газа самым поразительным стало то, что именно российский СПГ стал одним из его основных конкурентов в Европе. Россия заняла второе место по поставкам СПГ на европейский рынок. Получается, что здесь уже в чистом виде начался каннибализм. Обещали, что поставки российского СПГ с нового завода «Ямал СПГ» пойдут в Азию, а в результате начались поставки в Европу – более 20 млрд кубов ушло туда. Причем цены были таковы, что заявления НОВАТЭКа о том, что перегрузка там совершается в Азию, не совсем честны. Например, в начале 2020 г. бессмысленно было перегружать в Азию, потому что цены на споте в Европе были выше, чем в Азии. Это новая реальность. Официальные органы власти молчат об этом. «Газпром», кстати, тоже предпочитает об этом особенно не распространяться. Но факты – вещь упрямая. И самое интересное, что проект «Ямал СПГ» создавался при колоссальной государственной поддержке. Получается, что государство вложило деньги в проект, который сбивает цены на европейском рынке и подрывает наши трубопроводные поставки. Вот такой стратегический выбор, который никто объяснить не хочет.

  9. Политическая ситуация в Ливии, проседание добычи и ситуация на мировом рынке нефти

    Хотя говорят, что геополитика уходит из цен, мы видим, что если бы это было так в полной мере, цена на нефтяном рынке была бы намного ниже и ситуация хуже. В этом плане Ливия нас в январе всё-таки поддержала, потому что фактически там экспорт останавливался по политическим мотивам. И не случайно сразу же европейцы озаботились ливийской историей. Россия и здесь оказалась игроком. Политическое присутствие в таких непростых регионах мира позволяет России хоть как-то, но влиять на нефтяные цены. По крайней мере, ситуация без Ливии была бы в январе уже намного-намного хуже. Потом уже началась история с коронавирусом, панические прогнозы о падении спроса в Китае. И эта ситуация до сих пор не разрешена. Но если бы к коронавирусу добавилась бы еще Ливия и не было бы ситуации вокруг Венесуэлы, все было бы намного хуже.

  10. Обязательство Пекина в течение двух лет дополнительно купить американских энергоносителей на 52 млрд долларов

    Не надо забывать, что рынок нефти уже глобален и рынок газа тоже идет в сторону глобальности, поэтому все надо смотреть в мировом масштабе. Если бы не было Китая, американцы обязательно пристроили бы свои энергоносители в другое место. Рост добычи нефти и газа в США давно является проблемой для их конкурентов, в том числе и для России. Но посмотрим, как будут развиваться торговые отношения между США и КНР. Тем более что здесь есть проблема возможного снижения темпа роста спроса на энергоносители в Китае. У нас много лет говорили, что только дураки добывают нефть и газ, в то время как Соединенные Штаты за короткий промежуток времени фактически удвоили добычу нефти и сейчас являются нашими серьезными конкурентами на мировом рынке.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики