Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство смотрит в будущее с умеренным оптимизмом

Правительство смотрит в будущее с умеренным оптимизмом

Перекрестное субсидирование остается главной проблемой отечественного ТЭК

Минэнерго России представило проект Энергостратегии России на период до 2035 года. На разных дискуссионных площадках началось ее обсуждение. В открытой дискуссии в Минэнерго приняли участие представители бизнес-сообщества и отраслевые аналитики. Необходимость в актуализации предыдущей редакции стратегии, принятой в 2009 году и рассчитанной на период до 2030 года, была обусловлено изменениями, произошедшими как в экономике, так и на глобальных рынках энергоносителей. «Мы открыты для замечаний и предложений, – обратился к участникам обсуждения заместитель главы Минэнерго Алексей Текслер. – В марте мы представим в правительство скорректированный документ, а 8 мая на заседании правительства запланирован доклад министра энергетики Александра Новака о проекте Энергетической стратегии России до 2035 года». Алексей Текслер подчеркнул значимость энергетической стратегии для последующей разработки других важнейших отраслевых документов – генеральных схем и долгосрочных программ развития: «В рамках базового сценария мы опирались на рост экономики в среднем на 3,8% в год до 2035 года. Мы прогнозируем стабильное состояние цен на мировых рынках. «Допинга» в виде растущих цен на нефтегазовом рынке ожидать не стоит. Мы выступаем за понятную долгосрочную налоговую и тарифную политику, в том числе в перспективе планируется переход к налогообложению финансового результата в нефтяной отрасли, а также выход на равнодоходность внутренних цен на газ с экспортными (за минусом пошлин и расходов на транспортировку). При этом в абсолютном значении цены на газ внутри страны всегда будут меньше европейских».Алексей Текслер также подчеркнул, что эти вопросы еще предстоит обсудить с другими федеральными органами власти и в правительстве. Отдельная дискуссия касалась проблем развития электроэнергетики и развития угольной промышленности.Главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве Леонид Григорьев заявил, что нынешняя энергостратегия – это «разумный взгляд в будущее, не исключающий возможных угроз».Академик РАН, глава Института энергетических исследований РАН Алексей Макаров, отметил, что при разработке документа упор был сделан на умеренно оптимистический сценарий социально-экономического развития.По словам генерального директора ГУ ИЭС Виталия Бушуева, впервые изменилось отношение к отрасли: «Теперь ТЭК обозначен не как «локомотив развития», а как «стимулирующая инфраструктура для развития других секторов экономики». В этом мы видим серьезное институциональное отличие».

В ходе обсуждения этой темы на круглом столе «Энергостратегия-2035: досрочные ориентиры в изменчивых условиях», которая проходила в Госдуме, заместитель председателя правления Ассоциации «НП Совет рынка» Oлег Бapкин в своем выступлении обозначил несколько тем, которые недостаточно раскрыты или не нашли отражения в текущем документе в разделах про электроэнергетику, притом что в целом текст энергостратегии можно признать достаточно проработанным.

Во-первых, он согласился с ранее выступившими депутатами Госдумы в том, что необходимо конкретизировать задачи снижения перекрестного субсидирования и введения измеряемых показателей, причем желательно по различным типам «перекрестки»: в сетевых тарифах, в регулируемых договорах, в межрегиональной и межотраслевой надбавках к мощности и др. Перекрестное субсидирование является серьезным тормозом дальнейшего развития электроэнергетики.

«В тексте говорится о приоритете рыночных отношений. Но из новой формулировки главной задачи электроэнергетики по какой-то причине исключено повышение эффективности. Остались традиционные: повышение надежности и качества и обеспечение потребности социально-экономического развития. Безусловно, это тоже важные цели, но без экономической эффективности они неполноценны. Поэтому я считаю, что данную цель нужно вернуть в текст. Тогда будет понятно, что инструмент по повышению эффективности – это и есть развитие рыночных отношений», – отметил заместитель председателя правления ассоциации.

Олег Баркин добавил, что задача повышения платежной дисциплины также отсутствует в стратегии, хотя это тоже серьезная и, к сожалению, трудно решаемая проблема, признаваемая во вводной части документа. По мнению заместителя председателя правления ассоциации, ее нужно включить в стратегические задачи и наделить простым целевым показателем в 100%.

Кроме того, он обратил внимание на то, что в тексте есть упоминание о необходимости развития конкуренции на розничных рынках, развитии новых технологий «хранения» электроэнергии и управлении спросом. Но при этом, кроме как в отношении изолированных территорий, практически отсутствует упоминание распределенной генерации, которая активно развивается в последнее десятилетие и в ценовых зонах, и, очевидно, будет также развиваться и далее. Стратегической задачей в отношении этого вида генерации должно стать создание эффективной и сбалансированной системы ее взаимодействия с ЕЭС на основе не запретительных мер, а нормальных экономических стимулов.

«На мой взгляд, один из ключевых вызовов электроэнергетики на горизонте ближайших 15 лет – то, что спрос в связи с развитием распределенной генерации и иных технологий на стороне потребителей становится эластичным. То есть чем выше цена, тем меньше спрос, так как потребители находят альтернативные решения. Такого планирования в предыдущие периоды не было, и эту логику рынка нельзя не учитывать в энергостратегии», – добавил заместитель председателя правления ассоциации.

Также, по словам Олега Баркина, в энергостратегии важно зафиксировать тот факт, что меры поддержки возобновляемой энергетики будут действовать только до 2035 года. Поэтому у ВИЭ-генерации должен быть четкий ориентир на повышение эффективности и стремление к паритету с традиционными видами генерации. Далее востребованность ее в энергобалансе должен определять рынок. То, что ее доля будет расти в долгосрочной перспективе, это высоковероятный сценарий, но его в российских условиях неправильно задавать директивно. Будет спрос, например, в силу охватившего весь мир углеродного протекционизма, либо в силу достижения новыми технологиями более высоких экономических показателей и показателей надежности – будет и предложение.

Завершая свое выступление, заместитель председателя правления ассоциации отметил, что в разделе, касающемся сетевого комплекса, отсутствуют экономические целевые показатели. Очевидно, они в горизонте 2035 года должны быть на порядок выше, чем сейчас.

«Мы все понимаем, что эффективность электросетевого комплекса – это вообще ключевое понятие для целостности электроэнергетики и эффективной работы оптового и розничных рынков. Только эффективная сеть сможет объединять централизованную и распределенную генерацию, минимизировать ограничения пропускной способности, обеспечивать надежность и резервирование, сделать электроснабжение простым, удобным и недорогим. Но эффективности развития сетей в этом смысле в стратегии пока нет. Хотелось бы дополнить этот момент», – сказал он. 

С точки зрения Александра Перова, руководителя специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности, Энергетической стратегии РФ до 2035 года выпала непростая судьба. Она должна была прийти на смену Энергостратегии-2030 еще в 2014 году. Однако обвал нефтяных цен и введение санкций поставили энергетику страны перед новыми мощными вызовами. Это затянуло до 2015 года сроки подготовки проекта новой энергостратегии, который, впрочем, в итоге так и не был одобрен. В результате мы сейчас получили новый вариант энергостратегии – до 2035 года. И хотя споры вокруг него не прекращаются, имеются хорошие шансы, что стратегия все-таки будет принята в этом году. По крайней мере на это надеются в Минэнерго. Дело в том, что к 2020 году задержка с главным стратегическим документом отрасли, который должен обновляться не реже одного раза в пять лет, стала выглядеть совсем неприлично. Сейчас, когда уже пора разработать Энергостратегию до 2040 года, у нас по-прежнему продолжают обсуждать проект энергостратегии-2035. В таких условиях на многие его недостатки, возможно, просто закроют глаза с надеждой на их исправление уже в новой версии энергостратегии.

Вполне возможно, что способствовать принятию документа поможет и попытка связать ЭС-2035 с национальными целями, обозначенными в президентском майском указе. В частности, значительное место в ней уделено модным нынче вопросам цифровой трансформации. Стоит особо отметить, что энергетику принято относить к одному из ключевых направлений в области цифровизации.

Что касается непосредственно содержания Э нергостратегии-2035, то, пожалуй, наиболее нашумевшей ее новеллой стала констатация возможности допуска независимых производителей газа к трубопроводному экспорту. Однако здесь же содержится оговорка о том, что это будет сделано лишь в случае необходимости увеличения объема поставок. Таким образом, в реальности ничего неожиданного ЭС-2035 в этом плане не содержит. Вопрос либерализации доступа к экспортной трубе для независимых производителей газа по-прежнему находится в плоскости «может, разрешат, а может, и нет».

Кстати, то, что в Энергостратегии-2035 отсутствует ясность по многим вопросам, справедливо называется одним из главных ее недостатков. Вполне вероятно, что авторы документа сознательно решили избежать конкретики в условиях как непредсказуемости ситуации в мировой энергетике, так и неопределенности с развитием ее отечественного сегмента. В частности, в стратегии признается критическая зависимость российского ТЭКа от импортных технологий, оборудования, материалов, услуг и программного обеспечения по ряду наиболее перспективных направлений развития. Из чего, пусть и не напрямую, следует вывод, что решение многих стратегических задач Энергостратегии-2035 находится в прямой зависимости от успеха политики импортозамещения.

Весьма любопытные вещи обнаруживают себя при сравнении нынешней версии Энергостратегии-2035 с ее вариантом 2015 года. Так, в текущей редакции из нее исчезло упоминание БРИКС. Это является очередным свидетельством того, что окончательно рухнули надежды на превращение данного неформального объединения в инструмент глобальной энергетической политики, о чем грезило российское руководство еще несколько лет назад.

Немало в Энергостратегии-2035 и противоречий. К примеру, ожидается, что за счет развития энергосбережения и повышения энергоэффективности средний темп роста энергопотребления составит с 2019 по 2035 год 0,3–0,6%. Несложно посчитать, что в результате объемы электропотребления за указанный период вырастут на 5–10%. Между тем в тексте самой ЭС-2035 прогнозируется рост электропотребления к 2035 году в 1,18–1,25 раза. В свою очередь, в прилагающемся к энергостратегии прогнозном топливно-энергетическом балансе ожидается потребление электроэнергии в России на уровне 110,9–121,3% от показателей 2018 года.

Вызывают вопросы и указанные в Энергостратегии-2035 показатели снижения выбросов парниковых газов. Напомним, что именно энергетический сектор считается основным источником выбросов. При этом Россия взяла на себя обязательства ограничить выбросы к 2030 году на уровне 70–75% от уровня 1990 года. Энергостратегия-2035 прогнозирует, что в 2024 и в 2035 годах объем выбросов составит не более 75% от уровня 1990 года. То есть, поскольку в 2017 году этот показатель составлял около 50%, следует ожидать в дальнейшем роста выбросов. Но в рамках Парижского соглашения по климату, его сторонам раз в пять лет следует усиливать свои национальные вклады по сдерживанию парниковой эмиссии. Таким образом, указанная в ЭС-2035 планка по выбросам на 2035 год не отвечает условиям Парижского соглашения.

Одновременно прогноз Энергостратегии-2035, сулящий наращивание выбросов, противоречит другим положениям данного проекта. В частности, в нем прогнозируется улучшение показателей энергоэффективности и энергосбережения. Ожидается также, что в России не произойдет существенного увеличения потребления энергоресурсов, и оно даже может уменьшиться по сравнению с текущим уровнем. Однако в этом случае прогнозируемому увеличению объемов парниковых выбросов в отраслях ТЭКа просто неоткуда взяться.

Автор: Олег Никифоров

Источник: НГ-Энергия, 09.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики