Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков назвал реальную причину обвала нефтяных цен

Юшков назвал реальную причину обвала нефтяных цен

Падение цен на нефть приведет к новым переговорам по ОПЕК+, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Ситуация на рынке нефти обострилась

После обвала цен на нефтяном рынке до 31 доллара за баррель ценовые котировки марки Brent сегодня скорректировались до 37 долларов.

Все это является неприятной ситуацией для России, чем и вызвана активность правительства РФ и отраслевых министерств по купированию последовавших негативных тенденций. В первую очередь они являются угрозой для бюджетного планирования РФ, которое основано на «точке отсечения» в 42,5 доллара за баррель в среднегодовом исчислении.

Причиной данной проблемы стало отсутствие прогресса по ОПЕК+, в связи с чем возникла непосредственная угроза прекращения действия данного соглашения начиная уже с 1 апреля 2020 года. Это может привести к росту нефтяной добычи в Саудовской Аравии и России и, соответственно, к перенасыщению сырьем страдающего от страхов по коронавирусу мирового рынка.

Только на сегодня в материальном плане ничего не изменилось, а соглашение ОПЕК+ продолжает действовать, поэтому перед нами реакция рынка на ожидания, которые далеко не факт, что полностью реализуются.

«На рынке нефти произошла нервная реакция. Этот рынок вообще очень психологичен, и там высока роль ожиданий. Вместе с этим на сегодняшний день ничего не изменилось в материальном плане производства нефти, поскольку до 1 апреля продолжают действовать квоты ОПЕК+ на первый квартал 2020 года. Да, может быть, кто-то и начнет их не соблюдать, но пока никто добычу не увеличивал, поэтому исходные данные остались прежними», - заключает Юшков.

Позиции России и Саудовской Аравии не сходятся

Есть политические заявления со стороны Саудовской Аравии о том, что эта страна увеличит свою добычу с 9,7 млн баррелей в сутки до 11 и даже до 12 млн, но пока они не стали реальностью. В то же время продажа саудитами майских фьючерсов со скидкой в 20 процентов является одной из причин произошедшего обвала цен. Этим Эр-Рияд хочет показать, что обвал цен на нефть не станет критичным для Саудовской Аравии.

Ряд международных экспертов черным по белому заявили, что данные действия являются давлением саудитов на позицию России по ОПЕК+.

Наша страна не пошла на удовлетворение требований Саудовской Аравии, чтобы сократить коллективную добычу нефти на 1,5 млн баррелей в сутки, после чего на рынке и началась истеричная ценовая вакханалия.

«В случае если по соглашению ОПЕК+ не будет достигнуто компромисса, хотя существует информация, что новые консультации должны пройти в Вене в ближайшее время, нас может ожидать дальнейшее падение цен. Это произойдет ближе к апрелю. Просто если соглашение ОПЕК+ прекратится, то может произойти физическое увеличение мировой добычи нефти, но это случится только после того как Москва и Эр-Рияд на сто процентов поймут, что они не в состоянии между собой договориться», - резюмирует Юшков.

Саудиты выбрали проигрышную стратегию

Игорь Валерьевич полагает, что нефтяные трейдеры станут смотреть на то, какие новости в ближайшее время будут приходить по судьбе ОПЕК+.

«Пока непонятно, будет ли новая встреча по соглашению ОПЕК+ или не будет, поэтому цена на нефть продолжит прыгать, но вряд ли она сможет подняться до тех показателей, которые были до переговоров в Вене, т.е. до 4 марта. Я думаю, что мы не сможем сейчас вернуться даже в коридор 45-50 долларов за баррель. Скорее всего, мы будем находиться в коридоре 35-40 долларов за один баррель», - констатирует Юшков.

Юшков отмечает, что для России это неприятная история. Тем более не до конца понятно, а чего вообще хотят добиться участники ОПЕК+.

«Для саудитов бездефицитный бюджет – это 71-75 долларов за баррель, из-за чего их радикальная линия вызывает сомнения. Эр-Рияд выставил ультиматум – либо мы все сокращаем добычу нефти, либо Саудовская Аравия делает ставку на рост нефтяного производства», - заключает Юшков.

Поэтому позиция Саудовской Аравии вызывает вопросы, ведь с помощью предложенных мер нельзя выбить с рынка американский «сланец», который является главной причиной нестабильности цен на нефть начиная с 2014 года.

«Низкими ценами американский сланцевый сектор никто не убьет, что бы кто на этот счет ни говорил. Сланцевые компании в США захеджированы, т.е. застрахованы от падения цен на нефть на ближайшие полгода, да и в эту отрасль пришло немало крупных игроков. Поэтому в среднесрочном плане США смогут перетерпеть ситуацию с низкими ценами», - резюмирует Юшков.

Нужно отметить: сланцевые проекты характерны тем, что как только нефть поднимается в цене до уровня их рентабельности, они мгновенно возобновляют свою добычу. Именно это мы увидели в ситуации 2015-2016 годов, когда цена на нефть упала до 27 долларов за баррель, а статистика США по работающим буровым походила на полномасштабный крах отрасли.

«Сроки на возобновление производств у «сланца» неделя-две, поэтому убрать эту добычу с рынка как таковую не получится. По этой причине я думаю, что участники ОПЕК+ будут менять свою позицию, как это было в 2015-2016 годах. Тогда саудиты также говорили, что они являются самыми эффективными производителями нефти в мире и готовы к нефти за 20 долларов, но потом сели за стол переговоров и заключили ОПЕК+», - констатирует Юшков.

Россия сводит свои финансовые дела при диапазоне нефти в 40-45 долларов за баррель, а саудиты – только при 75-80 долларах. Конечно, у них себестоимость добычи составляет 10 долларов за баррель, и она заметно ниже, чем в России, но даже увеличением добычи на 30 процентов Саудовская Аравия не сможет компенсировать выпадающие доходы.

Юшков замечает, что именно недовольство саудитов ценой на нефть в 50-55 долларов за баррель и явилось причиной коллапса ОПЕК+, но сегодня ситуация для них стала еще хуже.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики