|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > К. Симонов: о встрече с руководителями г. Донецка (Украина), о цене на газ и будущем Украины как транзитного государства К. Симонов: о встрече с руководителями г. Донецка (Украина), о цене на газ и будущем Украины как транзитного государства18 — 19 марта 2010 г. генеральный директор ФНЭБ Константин Симонов принял участие в выездном заседании Круглого стола Заседание состоялось в г. Донецке (Украина). В Круглом столе принимали участие российские и украинские эксперты, среди которых: Константин Затулин — депутат Госдумы РФ, директор Института стран СНГ; Николай Злобин — руководитель направления Евразии Института мировой безопасности США; Леонид Млечин — журналист, писатель; Андрей Блинов — главный редактор журнала « 18 марта российские эксперты побывали на донецких шахтах и встретились с их руководством. 19 марта состоялась встреча с мэром города и председателям Донецкого областного совета, а также выступление перед студентами Донецкого государственного университета. Комментирует Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ: — На этой неделе в Москву прибывает представительная украинская делегация для проведения переговоров по газовым контрактам. Накануне визита в г. Донецке (Украина) состоялся круглый стол, в работе которого приняли участие известные по этой проблематике эксперты обоих государств. Очевидным стало наличие в среде российской политической элиты различных подходов к решению вопросов урегулирования газовых отношений с Украиной. В представленном на круглом столе докладе ФНЭБ не было ничего сенсационного. Мы представили свой анализ ситуации, попытались объяснить, как функционирует газовый рынок Украины, аргументировали формулировки и параметры контракта, подписанного Москвой и Киевом 19 января 2009 г. Да, цифра в 450 долларов для Украины неприятна, но она не случайна. Если мы выступаем за экономизацию наших отношений, то этот контракт и есть их экономизация. Украина же сегодня выступает за политизацию взаимоотношений. Никак иначе, на наш взгляд, невозможно оценить намерение Киева добиваться такой же цены на газ, как и для Белоруссии — в 168 долларов. Это и есть попытка политизировать наши отношения. А в интересах России — экономизировать. То же самое, может быть, стоит сделать и с Белоруссией. Это предложение вызвало достаточно бурную реакцию как принимающей стороны, так и некоторых из гостей, например, депутата Государственной Думы Константина Затулина. Их точка зрения заключается в том, что мы не можем, якобы, в ситуации тяжелого экономического положения Украины говорить с братским православным народом на языке калькуляции и продавать им газ по коммерческой цене. Это, дескать, приведет к тому, что Украину мы потеряем. Да, действительно, русский и украинский народы составляют некую цивилизационную общность, и в восточных регионах Украины проживает много этнических русских. Но даже если развивать аналогию с родственными чувствами, возникают вполне резонные вопросы. Встречаются два брата, один из которых вынужден платить за обоих. Тот брат, за которого платят, конечно, всячески выступает за эти родственные братские отношения. Но тот, который вынужден оплачивать все по полной программе, разумеется, задается вопросом: сколько можно кормить нерадивого родственника, как долго еще предстоит оплачивать его родственную любовь? Любопытно, что идею прагматизации В наш доклад была включена простая мысль о том, что сейчас России нужно сделать выбор с точки зрения транзита газа: рассматриваем ли мы Украину как транзитное государство, или же мы окончательно списали его со счетов и строим «Южный» и «Северный потоки», которые, как мы знаем, по последним планам, по объемам фактически заменяют те 120 млрд кубов транзита, которые пока идут через территорию Украины. В условиях, когда нам вряд ли удастся серьезно расширить присутствие на европейском рынке, строительство «Северного» и «Южного потоков» будет означать практически полное исключение Украины из транзитной схемы. Значит ли, что Россия действительно делает на это ставку? Если мы все же рассматриваем Украину как транзитную страну, мы должны сейчас решать вопросы газотранспортного консорциума, инвестировать деньги в трубопроводы. Кстати, из этого понятно, почему для Белоруссии цена установлена в 168, а для Украины- в 305 долларов в первом квартале. Дело в том, что Для Украины есть три варианта договориться по цене на газ. Вариант первый: мы вам — ГТК, вы нам — дешевый газ. Не проходит, потому что не нужен этот консорциум сегодня. Нет в нем стратегической перспективы. Вариант второй: мы вам — политические уступки: второй язык, Бандеру, черноморский флот, вы нам — дешевый газ. Не получается, потому что непонятно, как это все посчитать. Тогда вариант третий, к которому Украина пока и склонна, судя по последним заявлениям: не дадите денег, будем воровать. Судя по публикациям в СМИ, дана команда заплатить Вот неожиданно получается, что с новой украинской властью, которая, казалось бы, близка России, опять получаем тяжелые газовые отношения. Снова мы возвращаемся к ситуации, когда
То же самое в других вопросах. Говорят, что собираемость газовых платежей на Украине низкая. Это неправда. Иначе как бы существовал прибыльный бизнес в дистрибьюторских сетях? Они же совершенно нормально функционируют. Зачем тогда У меня сложилось ощущение, что если Россия сейчас пойдет на уступки по цене на газ по политическим мотивам, это вовсе не приведет к тому, что, например, Украина действительно примет закон о языке. И даже это не приведет к тому, что будут произведены выплаты и деньги пойдут на модернизацию производства, как обещает правительство Николая Азарова. Вместо этого в футбольном клубе «Шахтер» появится парочка новых бразильских игроков. |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|