Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если есть политическое решение, то цены на бензин расти не будут»

«Если есть политическое решение, то цены на бензин расти не будут»

Константин Симонов — о перспективе подорожания топлива

Власти успокоили автомобилистов: мировые цены на нефть не повлияют на стоимость бензина в России. Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что топливо продолжит дорожать под контролем государства в пределах инфляции. А замминистра финансов Алексей Сазонов усомнился, что горючее подешевеет, как, например, в США, но и расти в цене не должно. После развала сделки ОПЕК+ на мировом рынке нефти началась «ценовая война»: Саудовская Аравия объявила о планах нарастить добычу до максимальных мощностей в 12 млн баррелей в сутки. В результате сырье потеряло около четверти стоимости. Ситуацию в беседе с ведущим Маратом Кашиным прокомментировал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Вы разделяете уверенность властей, что бензин в России дорожать будет только в пределах инфляции?

— Прежде всего, никто не ожидает, что бензин подешевеет. Для того, чтобы бензин дешевел при падении мировых цен на нефть, нужно, чтобы у нас на рынке была настоящая конкуренция, и чтобы доля налогов была не столь высока в этой цене. Скажем, в Европе тоже такого особого снижения цен не наблюдается. Оно наблюдается в Соединенных Штатах, где сама структура ценообразования на топливо абсолютно другая.

Что касается уверенности в том, что все-таки подорожание будет, но несильное, я просто думаю, у государства, конечно, есть инструменты при желании сделать так, чтобы цены не росли. Но мы прекрасно помним, как эта проблема решалась в бытность, скажем, Козака вице-премьером, когда просто нефтяные компании вынудили подписать соглашение, что цены расти не будут.

Поэтому, как вы понимаете, если есть политическое решение, что цены не должны расти, то они расти не будут — это все решается путем ручного управления.

Можно сейчас порассуждать на тему демпфера и прочих каких-то псевдорыночных инструментов, которые вроде как используются, чтобы уравновесить цены. Но здесь вопрос не в том, как работают механизмы вроде демпфера, а в том, что если у государства есть желание в данный момент времени прекратить рост цен, то у него, конечно, инструменты для таких действий есть.

А желание сейчас, конечно, есть. Почему? Когда история с ОПЕК+, собственно, началась, до этого наше правительство все время говорило, что влияния на экономику не будет, у нас колоссальные резервы, подушка безопасности и так далее. Но как бы вы видите, что происходит с курсом рубля. Все равно это окажет, безусловно, влияние и на инфляцию, и на ожидания людей. Конечно, люди нервничают, когда они наблюдают за этим. Если сейчас еще начнет дорожать бензин, это будет серьезной политической проблемой.

— Тогда почему не принять политическое решение и не понизить цену на бензин? Вы справедливо замечаете, что конкуренции как таковой нет, но сейчас дешевая нефть — есть хороший повод. Почему этого не сделать?

— Понятно, что тут начнут нефтяные компании активно сопротивляться — все-таки нельзя заниматься популизмом пять дней в неделю, это тоже будет проблемой. И так 15 января Владимир Путин очень много социальных пряников раздал населению, а оплачивать все это, естественно, будут сырьевые компании. Можно, конечно, их сейчас собрать и призвать к политической акции. А еще лучше снизить в два раза цены на газ и бесплатно раздавать соль и спички. Но власть тоже понимает, что у такой политики есть пределы. Поэтому идти на какие-то популистские шаги, искусственно требовать сокращения цен на 5-10%... Я все-таки надеюсь, что, несмотря на склонность наших властей к откровенно дирижистским мерам, до такого уж советского способа управления ценами у нас дело не дойдет.

— А рыночные механизмы здесь совсем не действуют? Скажем, «ЛУКОЙЛ» возьмет и немного понизит цену на бензин, тогда и «Роснефти» придется понижать. Или это так не работает?

— Экономика топлива более сложная, чем конкуренция между компаниями. Тем более, что конкуренция эта, будем откровенны, тоже носит достаточно условный характер. Ведь у нас число крупных производителей ограничено. Собственно, им принадлежат и основные добычные и перерабатывающие мощности. Причем, с учетом налоговой компоненты, доходность от розничных продаж не такая фантастическая и не такая высокая.

Поэтому никто, естественно, понижать цены не будет, особенно в ситуации, когда высокие налоги в России для нефтяных компаний никто не отменял, а низкие нефтяные цены тоже не способствуют какому-то серьезному оптимизму.

В этом плане никто стрелять себе в ногу, естественно, не будет. Еще раз повторяю, государство это понимает. И так оно собирает до 70% в цене бензина в виде акцизов и еще заставляет нефтяные компании осуществлять сокращение. У нас обычно все ограничивается предвыборным неповышением цен, предвыборного понижения цен я, честно говоря, не помню.

— Может ли увеличиться маржа независимых АЗС, поскольку оптовая цена на топливо, может быть, понизится? Ведь они жаловались, что они фактически не получают прибыль из-за высокой оптовой цены?

— Действительно, такого рода жалобы были как раз в период, когда шла настройка того самого демпфирующего механизма. Там вопрос в том был, что заправки, которые входят в структуру ВИНК, вертикально интегрированные компании получили возможность на свои НПЗ получать субсидии. А независимые заправщики берут уже готовое топливо с НПЗ и продают его. И, естественно, маржа их начинала сокращаться. Но сейчас, вы видите, ситуация-то развернулась. Демпфер приводит к тому, что сейчас ВИНКи должны платить. У них экономика НПЗ будет ухудшаться. Но я не думаю, что в этой ситуации они будут готовы поставлять топливо независимым заправщикам по более комфортным ценам. Понимаете, сейчас экономика ВИНКов, особенно в сегменте переработки, еще ухудшилась.

— Есть ли вероятность, что Россия все-таки будет договариваться с Саудовской Аравией, особенно если цена нефть продолжит падение?

— Россия ждет, что Саудовская Аравия начнет с ней договариваться. Вот если саудиты придут, как это было в 2016 году, и все-таки позовут нас на переговоры, думаю, что мы с этим согласимся. Но самостоятельно уговаривать саудитов в ситуации, когда они выкинули такой фокус на прошлой неделе, конечно, Россия не будет.

— А до какой отметки должна упасть цена нефть, чтобы это сподвигло Россию, может быть, проявить инициативу?

— Россия явно будет ждать от саудитов первого публичного шага, потому что здесь уже психологически важно, чтобы саудиты признали свою неправоту. Напомню, что в 2016 году, в принципе, именно саудиты призвали ко второму раунду переговоров, так что здесь вопрос времени. Я думаю, что все равно уже надо ждать цену в районе $40. Быстро она не восстановится, так что ждем.

Источник: Коммерсантъ FM, 11.03.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики