Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Минск ничего не выиграет от „нефтяной войны“ России и Саудовской Аравии»

«Минск ничего не выиграет от „нефтяной войны“ России и Саудовской Аравии»

В ценовой войне с Россией Саудовская Аравия выбросит на рынок нефть по $ 25. Что-то может достаться Белоруссии, соглашаются эксперты. Однако, замечают они, Минск ничего не выиграет в мировых нефтяных баталий как от России, так и от других стран.

Саудовская Аравия предложила европейским потребителям утроить поставки нефти в апреле и сделать это по максимально низкой цене — $ 25 за баррель. Источник Reuters в Белоруссии сообщил, что предложения Saudi Aramco могут заинтересовать Минск. «Мы уже давно работаем в этом направлении… Мы с саудитами в Лондоне встречались… Сейчас цены у них просто замечательные», — рассказал собеседник агентства. Президент Белоруссии Александр Лукашенко при этом заявил на прошлой неделе, что ему предложили купить 6 млн тонн нефти, но не уточнил, кто.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что Белоруссия в условиях «нефтяной войны» едва ли получит какие-либо дивиденды как от закупок сырья в России, так и в Саудовской Аравии. 

«Вряд ли „Белнефтехим“ может купить нефть напрямую у Саудовской Аравии с максимальными скидками. Эр-Рияд говорит о снижении цен для крупных и постоянных покупателей. Минск может перекупить такую дешевую нефть у трейдеров. Однако проблема состоит в том, что когда саудиты говорят о скидках, это приводит к тому, что рыночная цена на нефть и из других источников быстро опускается до уровня этих самых скидок. Поэтому саудовская нефть все равно будет дороже российской», — считает эксперт. Ведущий аналитик ФНЭБ поясняет, что падение цен на нефть приводит к тому, что стоимость российской нефти и сырья на внешних рынках сближается: «Вслед за ценой на нефть снижается и экспортная пошлина, а ее величина и есть разница в ценах российского сырья для белорусов и внешних рынков».

Главный заработок Белоруссии — экспорт переработанной нефти. А стоимость нефтепродуктов не в точной пропорции, но снижается вместе с ценами на нефть. «Поэтому белорусам не стоит сильно радоваться, ведь дешевеет их экспортный товар и конкуренция на рынке меньше не становится», — говорит Игорь Юшков. Он считает, что ничего существенного Белоруссия не получит и от России.

«И российское государство, и компании будут сейчас беречь каждый рубль, так как ситуация на рынках очень напряженная. В частности, Минск вряд ли может рассчитывать на какие-либо межбюджетные компенсации за налоговый маневр, так как, пока нефть стоит меньше $ 42,4 за баррель, наш бюджет становится дефицитным. Сами российские добывающие компании также недополучают прибыль из-за низких цен и уступать белорусским партнерам не будут. Наоборот, российским компаниям выгодно отсутствие белорусских нефтепродуктов на украинском и европейских рынках. Они также поставляют туда свои нефтепродукты и хоть немного компенсируют выпадающие доходы от дешевой нефти», — резюмировал ведущий аналитик ФНЭБ, добавив, что хотя нефтепродукты и подешевели, но приносят больше денег, чем сырая нефть.

Напомним, что Россия и Белоруссия никак не могут договориться о поставках нефти. Минск требует компенсации за налоговый маневр от российского правительства и отмену премии за нефть ($ 12 за тонну) от российских компаний, с чем согласны далеко не все производители и само правительство. В результате крупные российские компании в 2020 году нефть в Белоруссию не экспортируют. Поставки в страну сейчас осуществляют шесть небольших российских компаний. Кроме того, белорусские НПЗ также договорились о партиях азербайджанской нефти и российской — от трейдеров.

Источник: EADaily, 13.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики