Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия обрушения барреля подводят Белоруссию к выгодам нефтяных контрактов с РФ

Последствия обрушения барреля подводят Белоруссию к выгодам нефтяных контрактов с РФ

Поставки еще тремя танкерами 250 тысяч тонн нефти, закупленных не у России, покажут Белоруссии очень плохую "экономику" проекта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Концерн "Белнефтехим" отчитался: еще три танкера с 250 тысячами тонн нефти, закупленной Белоруссией у трейдеров, придут в порт Клайпеды до конца марта. Накануне предприятие сообщило РИА "Новости", что белорусские НПЗ получат азербайджанскую нефть на следующей неделе – танкер с 90 тысячами азербайджанской нефти для РБ прибыл в порт Одессы, в четверг начнется ее подача в трубопровод, а поступление сырья на Мозырский НПЗ на юге Белоруссии ожидается на следующей неделе.

"Экономика таких закупок будет далеко не в пользу Белоруссии – это можно рассчитать даже без знания условий контракта, - отмечает специалист. – Нефть Азербайджана изначально дороже российской из-за ее специфики. Кроме того, Минск не платит значительную часть экспортной пошлины из-за договоренностей с РФ. Она у компаний РФ составляет порядка $70 за тонну. Зато российские компании берут премию – примерно $12 с тонны. Даже с учетом разницы выходит, что никакая нефть для РБ не может быть дешевле российской.

Но это не единственный ценовой аспект, играющий против закупок вне РФ, существует эффект транспортировки и так называемых перегрузок с одного вида транспорта на другой. Из России в Белоруссию идет прямая труба нефтепровода "Дружба" – это самый выгодный вид логистики из всех возможных. Везти из Клайпеды сырье по железной дороге – значит, заплатить за перевалку в порту и перевозку, это довольно дорого. К цене тонны нефти такая логистика добавит еще порядка $8. То есть в любом случае Минск переплачивает.

А транспортировка по украинскому трубопроводу "Одесса-Броды" и вовсе выглядит разорительной, так как эта магистраль стоит пустой. Для перекачки сырья трубы нужно заполнить технической нефтью. Если Минск готов потерять такие объемы – его право. Ни ничего общего с выгодой такое решение не имеет".

Обвал цен на нефть меняет белорусские реалии

Москва и Минск с конца 2019 года не могут договориться по долгосрочным контрактам на нефть из-за разногласий по цене. Белоруссию не устраивает выплата премий российским нефтяным компаниям в условиях реализации в РФ налогового маневра. Минск продолжает переговоры с российскими нефтяными компаниями и одновременно ищет альтернативных поставщиков. Среди них Норвегия, Азербайджан, страны Африки и даже США.

В марте из различных источников, в том числе за счет собственной добычи, Белоруссия планирует поставить на оба своих НПЗ около миллиона тонн нефти, что предполагает их загрузку на 50%. Ряд небольших нефтяных компаний РФ планирует впервые поставить для переработки на НПЗ Белоруссии в марте в совокупности около 200 тысяч тонн сырья. С крупными российскими нефтяными компаниями пока нет договоренностей. До этого Минск закупил партию у Норвегии - ее привезли в порт в Клайпеде по железной дороге.

"Белоруссия традиционно перерабатывала на своих НПЗ 18 млн тонн нефти ежегодно, сейчас приобретаемые ею в убыток партии в 100-200 тысяч выглядят как мелкие. Не нужно забывать и о том, что на мировом рынке цена барреля рухнула почти вдвое, что заставляет Белоруссию задуматься о жизни в новых реалиях. Ведь РБ продавала львиную долю произведенных нефтепродуктов Украине и Европе, а в ЕС цена бензина упала вместе со стоимостью нефти.

Любой кризис порождает проблемы для стран, торгующих сырьем и нефтепродуктами – это аксиома. И сейчас продать горючее Минску будет сложнее, чем еще месяц назад. С другой стороны, экономический кризис принесет девальвацию белорусского рубля, общеэкономический спад сократит продажи. Все это существенно уменьшит выручку РБ с экспорта нефтепродуктов, что на фоне плохой экономики закупок нефти тут же ударит по бюджету.

Отказ договариваться с РФ выглядит на фоне всех этих тенденций нерациональным ходом. При этом Минск заявляет, что две трети нефти намерен поставлять из альтернативных России источников – это огромные убытки из-за цен и логистики. Глобально Белоруссия проигрывает много, и есть все шансы, что ее руководство вернется к мыслям о максимально выгодных поставках из РФ", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 13.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики