Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия обрушения барреля подводят Белоруссию к выгодам нефтяных контрактов с РФ

Последствия обрушения барреля подводят Белоруссию к выгодам нефтяных контрактов с РФ

Поставки еще тремя танкерами 250 тысяч тонн нефти, закупленных не у России, покажут Белоруссии очень плохую "экономику" проекта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Концерн "Белнефтехим" отчитался: еще три танкера с 250 тысячами тонн нефти, закупленной Белоруссией у трейдеров, придут в порт Клайпеды до конца марта. Накануне предприятие сообщило РИА "Новости", что белорусские НПЗ получат азербайджанскую нефть на следующей неделе – танкер с 90 тысячами азербайджанской нефти для РБ прибыл в порт Одессы, в четверг начнется ее подача в трубопровод, а поступление сырья на Мозырский НПЗ на юге Белоруссии ожидается на следующей неделе.

"Экономика таких закупок будет далеко не в пользу Белоруссии – это можно рассчитать даже без знания условий контракта, - отмечает специалист. – Нефть Азербайджана изначально дороже российской из-за ее специфики. Кроме того, Минск не платит значительную часть экспортной пошлины из-за договоренностей с РФ. Она у компаний РФ составляет порядка $70 за тонну. Зато российские компании берут премию – примерно $12 с тонны. Даже с учетом разницы выходит, что никакая нефть для РБ не может быть дешевле российской.

Но это не единственный ценовой аспект, играющий против закупок вне РФ, существует эффект транспортировки и так называемых перегрузок с одного вида транспорта на другой. Из России в Белоруссию идет прямая труба нефтепровода "Дружба" – это самый выгодный вид логистики из всех возможных. Везти из Клайпеды сырье по железной дороге – значит, заплатить за перевалку в порту и перевозку, это довольно дорого. К цене тонны нефти такая логистика добавит еще порядка $8. То есть в любом случае Минск переплачивает.

А транспортировка по украинскому трубопроводу "Одесса-Броды" и вовсе выглядит разорительной, так как эта магистраль стоит пустой. Для перекачки сырья трубы нужно заполнить технической нефтью. Если Минск готов потерять такие объемы – его право. Ни ничего общего с выгодой такое решение не имеет".

Обвал цен на нефть меняет белорусские реалии

Москва и Минск с конца 2019 года не могут договориться по долгосрочным контрактам на нефть из-за разногласий по цене. Белоруссию не устраивает выплата премий российским нефтяным компаниям в условиях реализации в РФ налогового маневра. Минск продолжает переговоры с российскими нефтяными компаниями и одновременно ищет альтернативных поставщиков. Среди них Норвегия, Азербайджан, страны Африки и даже США.

В марте из различных источников, в том числе за счет собственной добычи, Белоруссия планирует поставить на оба своих НПЗ около миллиона тонн нефти, что предполагает их загрузку на 50%. Ряд небольших нефтяных компаний РФ планирует впервые поставить для переработки на НПЗ Белоруссии в марте в совокупности около 200 тысяч тонн сырья. С крупными российскими нефтяными компаниями пока нет договоренностей. До этого Минск закупил партию у Норвегии - ее привезли в порт в Клайпеде по железной дороге.

"Белоруссия традиционно перерабатывала на своих НПЗ 18 млн тонн нефти ежегодно, сейчас приобретаемые ею в убыток партии в 100-200 тысяч выглядят как мелкие. Не нужно забывать и о том, что на мировом рынке цена барреля рухнула почти вдвое, что заставляет Белоруссию задуматься о жизни в новых реалиях. Ведь РБ продавала львиную долю произведенных нефтепродуктов Украине и Европе, а в ЕС цена бензина упала вместе со стоимостью нефти.

Любой кризис порождает проблемы для стран, торгующих сырьем и нефтепродуктами – это аксиома. И сейчас продать горючее Минску будет сложнее, чем еще месяц назад. С другой стороны, экономический кризис принесет девальвацию белорусского рубля, общеэкономический спад сократит продажи. Все это существенно уменьшит выручку РБ с экспорта нефтепродуктов, что на фоне плохой экономики закупок нефти тут же ударит по бюджету.

Отказ договариваться с РФ выглядит на фоне всех этих тенденций нерациональным ходом. При этом Минск заявляет, что две трети нефти намерен поставлять из альтернативных России источников – это огромные убытки из-за цен и логистики. Глобально Белоруссия проигрывает много, и есть все шансы, что ее руководство вернется к мыслям о максимально выгодных поставках из РФ", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 13.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики