Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Главной «жертвой» продвижения американского СПГ в Европу США назначили Украину

Главной «жертвой» продвижения американского СПГ в Европу США назначили Украину

Газовые контракты с американцами только усугубят экономические проблемы Украины, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

США продвигают СПГ на европейский рынок

В то время как бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, являющийся ныне украинским политиком, заявил, что коронавирус введет экономику этой страны в состояние шока и лишит 10 процентов ВВП, в Киеве сдвинулся процесс по закупке американского СПГ.

Соглашение о закупке американского СПГ через польский СПГ-терминал в Свиноустье и польско-украинский интерконнектор было принято в конце прошлого лета. Оно стало первым внешнеторговым соглашением действующего президента Украины Владимира Зеленского, но после переговоров в Польше с главой Минэнерго США о нем забыли, особенно в свете достижения газового соглашения с РФ.

После подписания нового газового контракта между Украиной и Россией появились «реверсные» схемы, которые заставили внутриукраинских игроков забыть об американском СПГ, но одно дело – желания ведомого, а совершенно другое – приоритеты ведущего.

Американцы последовательно проводят политику насаждения своего СПГ странам Европы, причем кроме Украины в этот процесс включены Польша, Литва, Болгария, которая согласилась закупать треть своего потребления в США, и некоторые другие государства. Такое сотрудничество имеет сомнительную экономическую ценность и является геополитическим проектом.

Отметим, что в случае Украины разговор идет о 6-8 млрд кубов газа, о которых заявил заместитель министра энергетики Украины Константин Чижик.

Экономического смысла здесь нет

«Экономического смысла в этом контракте очень мало, поскольку единственную роль, которую может сыграть американский СПГ не только в украинской, но и в любой европейской экономике, это роль альтернативы. У государств Прибалтики раньше не было никакого другого газа, кроме российского, а теперь возникла физическая возможность закупать СПГ из США», - констатирует Митрахович.

Еще нужно обратить внимание на то, что СПГ-терминалы должны давать возможность пользоваться услугами разных поставщиков.

Американцы по этому направлению глобальной энергетики отнюдь не являются лидерами – в мире они уступают Катару и Австралии, а если брать Европу, то СПГ из Норвегии выходит намного дешевле.

Здесь же мы видим обязательства европейских контрагентов американских компаний закупать СПГ в США. Поэтому даже если убрать за скобки ценовое предложение России, такие соглашения не носят коммерческого характера, а являются навязанной политической экспансией.

«Теоретически такая альтернатива может позволить закрыть потребность в газе в случае проблем у «Газпрома», пусть это фантастический вариант, а также получить какие-то козыри на переговорах с российской компанией. Ведь одно дело, когда нет альтернатив, а совершенно другое, когда они есть, но это не сильный аргумент, поскольку газпромовский газ стоит дешевле СПГ-аналогов», - заключает Митрахович.

Украина ограничена в закупках американского СПГ

Что касается Украины, то пока эти планы писаны «вилами по воде», поскольку непонятно, кто будет оплачивать этот контракт.

«Если завтра в Киев приедут американцы и дадут много грантов, то это действительно возможно, но я не видел в последние годы, чтобы такое случалось. США поддерживают украинские власти только политически, но не делают ничего, чтобы реально помочь экономике Украины», - резюмирует Митрахович.

Единственное, что можно вспомнить, так это поставки вооружений из США на Украину, но это не многомиллиардные транши, а значительно меньшие суммы, с помощью которых Вашингтон решает собственные геополитические задачи.

«Американцы оказывали помощь Украине путем кредитов, которые Киеву еще надо возвратить, поэтому когда мы говорим о поставках с СПГ-терминала, то на это нужны деньги. Главный вопрос, кто будет за это платить. Здесь нужны гранты, кредиты или другие источники средств», - констатирует Митрахович.

Станислав Павлович полагает, что для эффективных поставок газа из Польши надо увеличить мощности интерконнектора и СПГ-терминала.

На сегодня мощность украино-польского интерконнектора официально составляет 8-9 млрд кубов газа в год, но никогда из Польши на Украину не прокачивались такие объемы газа.

«Реально разговор идет о возможности прокачать 2 млрд кубов газа в год, а это означает, что в инфраструктуру Польши и Украины необходимо инвестировать значительные средства. Поэтому пока интерконнектор не будет модернизирован, данный контракт в полном объеме выполнить нельзя», - заключает Митрахович.

Украинские лица, которые комментировали этот вопрос, утверждают, что объем работ здесь необходим только с польской стороны, но, как считает Митрахович, это не так, поскольку Украине нужно улучшать свою инфраструктуру.

В результате перед нами изначально невыгодный с коммерческой точки зрения контракт, в исполнение которого нужно вкладывать деньги.

«На прошлой неделе Коболев заявил, что «все на мази» и Украина получит большие объемы газа из Польши, на что поляки ответили отрицательно. Кроме того, для этого необходимо увеличить мощности СПГ-терминала в Свиноустье, который сегодня не загружен даже на уровень своих скромных возможностей», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики