Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: России предстоит борьба за рынок нефтепродуктов Европы в условиях коронавируса

Эксперты: России предстоит борьба за рынок нефтепродуктов Европы в условиях коронавируса

При этом из-за жестких мер ЕС по карантину спрос на бензин и дизельное топливо может переписать многолетние минимумы

Российским нефтяным компаниям в ближайшем будущем предстоит вступить в жесткую конкуренцию не только на мировом рынке нефти, но и нефтепродуктов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Речь идет о существенных для России объемах: по данным ФТС, Россия экспортировала в 2019 году 142,8 млн тонн нефтепродуктов на $66,88 млрд, экспорт нефти в прошлом году составил 267,46 млн тонн на $121,44 млрд.

"Цены на нефть падают, но стоимость нефтепродуктов может снизиться в меньшей степени, поэтому России, возможно, придется перерабатывать больше объемов внутри страны и отправлять на экспорт больше нефтепродуктов, чем сырой нефти. России в этом плане придется бороться за рынки нефтепродуктов, а не только нефти", - считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

НПЗ России на внешних рынках

Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов отмечает, что НПЗ России сейчас обладают резервными мощностями, которые могут позволить увеличить текущее производство нефтепродуктов. Эти дополнительные объемы можно продать с премией на внешних рынках вместо нефти. "Нам очень выгодно поднять загрузку. И с точки зрения экспорта - топливо выгоднее поставлять, чем нефть", - считает эксперт.

Юшков, в свою очередь, отметил, что в настоящий момент ситуация на зарубежных рынках неблагоприятна для экспорта нефтепродуктов, так как спрос на рынке ЕС падает из-за ограничительных мер внутри карантинных зон. Тем не менее, в будущем может сложиться ситуация, когда реализовывать нефтепродукты будет существенно выгодней, чем нефть.

Неблагоприятную конъюнктуру для экспортно-ориентированных российских НПЗ видит и главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По его словам, в Европе маржа переработчиков в первой половине марта упала на 3-5$ на баррель и находится сейчас в отрицательной области. Эксперт по фондовому рынку "БКС Брокер" Игорь Галактионов, в свою очередь, допустил, что из-за жестких мер ЕС по карантину спрос на бензин и дизельное топливо может переписать многолетние минимумы.

Вся эта ситуация повлияла и на возможность договориться с Белоруссией по поставкам нефти на ее НПЗ. "Нам не выгодно договариваться с ней, так как они для себя требуют низкие цены, нефтепродукты будут продавать на рынках Европы и Украины. В этом плане они выступают конкурентами российских компаний", - подчеркнул он.

Внутренний рынок

Ситуация на рынке России для отечественных нефтепереработчиков пока складывается лучше, но из-за падения нефтяных цен маржинальность российских НПЗ сокращается, главным образом из-за снижения субсидии.

"Частично падение субсидии будет компенсировано ростом премий внутреннего рынка, поскольку снижение цен на внутреннем рынке отстает от снижения стоимости экспортных поставок", - сказал Ежов, добавив, что при изменении цены Urals с $60 до $30 за баррель сокращение субсидии превышает 500 млрд руб. в годовом выражении.

Эксперт считает, что наибольшие опасения вызывает маржинальность производства авиационного керосина и дизельного топлива. Он добавил, что в условиях низких цен демпфер будет работать не в пользу нефтепереработчиков. "Тем не менее, отрасль обладает достаточным запасом прочности и сможет обеспечить надежные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок", - отметил аналитик.

Галактионов из "БКС Брокер" считает, что если карантин и ценовые войны на рынке нефти затянутся, то это может поставить под угрозу планы российских компаний по модернизации. "Отрицательная разница между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними ценовыми нормативами приводит к росту "демпферных" платежей в бюджет. По итогам февраля компании уже выплатили в бюджет порядка 10,9 млрд руб. В марте платежи могут утроиться", - отметил он.

Источник: ТАСС, 18.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики