Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Нефтегазовая отрасль не получит льгот на время коронавируса из-за социального неодобрения

И. Юшков: Нефтегазовая отрасль не получит льгот на время коронавируса из-за социального неодобрения

Накануне президент РФ Владимир Путин обратился к гражданам страны по ситуации с пандемией коронавируса в мире и ситуации в России. В своем выступлении он выделил ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Их представителям будут предоставлены отсрочки по всем налогам, кроме НДС, в течение следующих 6 месяцев, а также отсрочки по страховым взносам на тот же срок. Меры будут распространены на компании, которые работают в секторах, наиболее затронутых текущей ситуацией.

В свою очередь, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, экс-министр топлива и энергетики РФ (1993-1996) Юрий Шафраник призвал правительство и нефтедобывающие компании не допускать снижения инвестиций и капиталовложений в ТЭК.

Ситуацию Агентству нефтегазовой информации разъяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Обращение президента к населению составляло определенный симбиоз. С одной стороны, Владимиру Путину нужно было, используя свой авторитет, убедить население оставаться дома и придерживаться карантинных мер, чтобы вирус не распространялся так активно, как это происходит в Италии и Испании.

С другой стороны, президент озвучил программу экономических мер поддержки. Руководству страны нужно показать заботу о малом и среднем бизнесе с которым россияне сталкиваются ежедневно: кафе, рестораны, магазины и т.д. Эти сегменты реально пострадали от коронавируса, но кроме того, собственники и работники таких предприятий активно рассказывают о своих проблемах. И если не оказать им экономическую помощь, то появится большое пространство для критики властей. Именно фактор социального одобрения экономических мер имеет большое значение. И именно поэтому нефтегазовая отрасль фактически не получила никаких льгот.

Во-первых, население выступало бы резко против подобных мер, так как в обществе широко распространен стереотип о "богатых нефтяниках". Элемент социальной справедливости мы видели в повышении налога на дивиденды, выводящиеся в офшорную юрисдикцию.

Во-вторых, предоставление льгот для нефтегазовой отрасли требует больших затрат для бюджета, а в условиях низких цен на углеводороды государство готовится к кризисным временам. Минфин заявил, что Россия сможет компенсировать выпадающие доходы бюджета из ФНБ на протяжении 6 лет, если цена нефти будет оставаться на уровне $25 за баррель. Но если сократятся доходы бюджета из-за дополнительных льгот для нефтегазовой отрасли, что подразумевают меры поддержки, тогда запас прочности российской экономики снизится с точки зрения финансового ведомства.

Дополнительным аргументом против предоставления помощи нефтегазовым компаниям мог быть тот факт, что от низких цен на нефть и газ страдают все компании производители в мире. В соответствии с этой логикой российские компании из-за коронавируса не потеряют долю на рынке, так как все предприятия пострадают в равной степени. Хотя в реальности другие страны также оказывают меры экономической помощи своему бизнесу, которые могут распространиться на нефтегазовый комплекс.

Прежде всего речь может идти о США, так как именно сланцевые проекты могут довольно быстро уйти с рынка. Не исключено, что через несколько месяцев государство может вернуться к вопросу предоставления экономической помощи нефтегазовому комплексу. Для этого должно быть понятно насколько сократился спрос в Европе, как восстанавливается спрос в Китае, а также какие цены на нефть будут во втором полугодии при учете темпов сокращения добычи в США и Канаде.

Если будет утверждена помощь нефтегазовому сектору, то информация о ней пройдет в менее публичном формате, чем обращение президента к гражданам.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики