Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Нефтегазовая отрасль не получит льгот на время коронавируса из-за социального неодобрения

И. Юшков: Нефтегазовая отрасль не получит льгот на время коронавируса из-за социального неодобрения

Накануне президент РФ Владимир Путин обратился к гражданам страны по ситуации с пандемией коронавируса в мире и ситуации в России. В своем выступлении он выделил ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Их представителям будут предоставлены отсрочки по всем налогам, кроме НДС, в течение следующих 6 месяцев, а также отсрочки по страховым взносам на тот же срок. Меры будут распространены на компании, которые работают в секторах, наиболее затронутых текущей ситуацией.

В свою очередь, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, экс-министр топлива и энергетики РФ (1993-1996) Юрий Шафраник призвал правительство и нефтедобывающие компании не допускать снижения инвестиций и капиталовложений в ТЭК.

Ситуацию Агентству нефтегазовой информации разъяснил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Обращение президента к населению составляло определенный симбиоз. С одной стороны, Владимиру Путину нужно было, используя свой авторитет, убедить население оставаться дома и придерживаться карантинных мер, чтобы вирус не распространялся так активно, как это происходит в Италии и Испании.

С другой стороны, президент озвучил программу экономических мер поддержки. Руководству страны нужно показать заботу о малом и среднем бизнесе с которым россияне сталкиваются ежедневно: кафе, рестораны, магазины и т.д. Эти сегменты реально пострадали от коронавируса, но кроме того, собственники и работники таких предприятий активно рассказывают о своих проблемах. И если не оказать им экономическую помощь, то появится большое пространство для критики властей. Именно фактор социального одобрения экономических мер имеет большое значение. И именно поэтому нефтегазовая отрасль фактически не получила никаких льгот.

Во-первых, население выступало бы резко против подобных мер, так как в обществе широко распространен стереотип о "богатых нефтяниках". Элемент социальной справедливости мы видели в повышении налога на дивиденды, выводящиеся в офшорную юрисдикцию.

Во-вторых, предоставление льгот для нефтегазовой отрасли требует больших затрат для бюджета, а в условиях низких цен на углеводороды государство готовится к кризисным временам. Минфин заявил, что Россия сможет компенсировать выпадающие доходы бюджета из ФНБ на протяжении 6 лет, если цена нефти будет оставаться на уровне $25 за баррель. Но если сократятся доходы бюджета из-за дополнительных льгот для нефтегазовой отрасли, что подразумевают меры поддержки, тогда запас прочности российской экономики снизится с точки зрения финансового ведомства.

Дополнительным аргументом против предоставления помощи нефтегазовым компаниям мог быть тот факт, что от низких цен на нефть и газ страдают все компании производители в мире. В соответствии с этой логикой российские компании из-за коронавируса не потеряют долю на рынке, так как все предприятия пострадают в равной степени. Хотя в реальности другие страны также оказывают меры экономической помощи своему бизнесу, которые могут распространиться на нефтегазовый комплекс.

Прежде всего речь может идти о США, так как именно сланцевые проекты могут довольно быстро уйти с рынка. Не исключено, что через несколько месяцев государство может вернуться к вопросу предоставления экономической помощи нефтегазовому комплексу. Для этого должно быть понятно насколько сократился спрос в Европе, как восстанавливается спрос в Китае, а также какие цены на нефть будут во втором полугодии при учете темпов сокращения добычи в США и Канаде.

Если будет утверждена помощь нефтегазовому сектору, то информация о ней пройдет в менее публичном формате, чем обращение президента к гражданам.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 27.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики