|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Тревожный звонок»: чем грозит нефтяной отрасли сокращение инвестиций «Тревожный звонок»: чем грозит нефтяной отрасли сокращение инвестицийКрупнейшие компании «отзывают» миллиарды долларов с новых месторождений Нефтяные компании по всему миру подали первый сигнал тревоги на фоне обвалившихся сырьевых цен. Ряд крупнейших производителей объявил о сокращении запланированных на этот год расходов почти на 20%, включая инвестиции в развитие новых проектов. Эксперты отмечают, если такой сценарий растянется на несколько лет, возможно снижение добычи и возникновение дефицита энергоресурсов. Для России возможное уменьшение инвестиций — это удар по реальному сектору отечественной экономики, который во многом живёт за счёт нефтянки. Пять крупных нефтяных компаний, включая Saudi Aramco и Royal Dutch Shell, планируют сократить свои капитальные расходы в 2020 году в сумме на $19 млрд. Это 18% от ранее запланированных $106 млрд, сообщило агентство Reuters. Так, Saudi Aramco рассчитывает потратить от $25 до $30 млрд, по сравнению с $32,8 млрд в 2019 году, а Royal Dutch Shell снижает инвестиции примерно на $5 млрд. Французская Total намерена уменьшить вложения на 20%, сообщил её генеральный директор Патрик Пуянне. О сокращении инвестиций объявили также американский нефтяной гигант ExxonMobil и британская BP, не указав конкретных цифр. При этом, у ExxonMobil — одна из самых больших инвестиционных программ в отрасли, в 2020 году на различные проекты предполагалось потратить от $30 млрд до $33 млрд. Крупнейшая норвежская нефтегазовая компания Equinor также сообщила, что сократит капитальные расходы примерно на $2 млрд. По информации S&P Global Platts, предприятие, в частности, снизит вложения в разведку новых месторождений — потратит $1 млрд вместо запланированных $1,4 млрд. Примечательно, что китайский нефтегазовый гигант PetroChina впервые с 2015 года не стал раскрывать объём капитальных вложений на этот год, ограничившись заявлением, что капзатраты и добыча в 2020-м будут соответствовать динамике мировых цен на нефть. По информации Bloomberg, нефтегазовые компании урезали свои инвестиционные бюджеты на $31 млрд из-за опасений дальнейшего снижения сырьевых котировок. Первыми ласточками, по данным агентства, стали фирмы, работающие на шельфе США и в нефтеносных песках Канады. Однако к ним присоединились и такие крупные игроки как Saudi Aramco и Total. Нефтяники отказываются от инвестиций, поскольку оказались в самой неудобной ситуации — цена не только низкая, но и всё время скачет, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. В результате компании не могут рассчитать свой бизнес-план, ведь невозможно планировать на несколько лет вперед, если цена за одну неделю теряет или прибавляет $10 за баррель. Никаких гарантий возврата инвестиций в таких условиях нет, поэтому они и останавливают новые проекты, поясняет специалист.
Сокращение инвестиций может грозить нефтяной отрасли уменьшением прироста запасов, отмечает главный научный сотрудник Института проблем нефти и газа РАН Владимир Шустер. По его словам, особенно заметно это скажется в случае снижения расходов на геологоразведку.
По его словам, для перезапуска остановленных проектов впоследствии потребуется гораздо больше средств, чем сэкономят компании в период сокращения затрат. Минус две третьихПока заявленные предприятиями сокращения капитальных затрат, в пределах $30 млрд, не столь велики для мировой нефтяной отрасли, отмечают эксперты. Однако независимые оценки говорят о том, что сумма может быть гораздо больше. Так, в норвежской консалтинговой компании Rystad Energy полагают, что распространение пандемии коронавируса и последовавший за ней обвал нефтяных котировок и ценовая война нанесут серьёзный ущерб планам развития новых проектов в этом году. По мнению представителей агентства, фирмы, занимающиеся поисково-разведочными работами и добычей нефти, сократят уже одобренные проекты на $131 млрд или на 68% в годовом выражении. Аналитики норвежской компании оценивают общий объём запланированных на этот год инвестиций в $190 млрд. Однако, если средняя цена за баррель марки Brent в 2020-м составит $30, предполагаемые вложения могут сократиться до $61 млрд. Из них $30 млрд пойдут на развитие континентальных проектов и $31 млрд — морских. Если средняя стоимость нефти в 2020 году составит $40 за баррель, объём инвестиций уменьшится на 57% до $82 млрд.
Снижение инвестиций — это первый тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что низкие цены на нефть и отсутствие баланса на рынке ведут к ухудшению финансового состояния основных производителей, предупреждает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. По его словам, это создаёт риск возникновения структурных проблем на долгосрочную перспективу.
По его мнению, если низкие цены простоят три года, добыча нефти может сократиться. Но если мировая экономика будет восстанавливаться в 2021 году, и цены вернутся к $50 и выше, это позволит нормально работать большинству нефтепроизводителей. Пока же котировки стабильно держатся ниже $30 за баррель марки Brent. Эксперты также уверены, что немедленного влияния на мировые цены сокращение инвестиций не окажет, ведь речь идёт о возможном снижении добычи через несколько лет. Хотя уход с рынка некоторых сланцевых проектов может отразиться на стоимости сырья уже в этом году.
Удар по РоссииПри текущих ценах на нефть российским компаниям также придётся пойти на сокращение инвестиций минимум на 10–20%, считает старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Он заявил РИА Новости, что предприятия в РФ более устойчивы к низким ценам на нефть по сравнению с зарубежными конкурентами, но и им придётся пересмотреть программу капитальных вложений в 2,5 раза. По мнению Маринченко, в первую очередь компаниям придётся урезать необязательные расходы и передоговариваться с нефтесервисными фирмами по ставкам и условиям платежа. Эксперт Fitch также добавил, что снижение инвестиций в конечном счёте скажется на возможностях наращивать добычу. Уменьшение вложений на 10-20% не приведёт к немедленному сокращению производства, но может нанести существенный удар по реальному сектору российской экономики в целом, считает Антон Покатович. Он поясняет, что инвестиции нефтяных компаний занимают существенное место в развитии реального сектора, и их сокращение — проблема не столько для текущей добычи, сколько для всей экономической конъюнктуры страны.
Реальная переоценка капитальных программ российских компаний начнётся после того, как станет понятно, насколько коронавирус повлиял на мировой спрос, считает консультант VYGON Consulting Денис Пигарев.
Он напомнил, что в последние 15 лет отрасль ежегодно наращивала объём инвестиций в основной капитал, достигнув уровня в 3 трлн рублей в год или 18% от всех инвестиций. Снижение вложений в нефтедобычу будет иметь для нашей страны, с её уровнем зависимости от продажи энергоносителей, тяжёлые последствия, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
По его словам, государство пыталось стимулировать производителей на увеличение вложений в разведку и технологии путём предоставления дотаций, но это привело только к росту капитализации компаний и сверхдоходам топ-менеджмента. А между тем известно, что при недостаточном финансировании разведки и добычи наша страна пройдёт пик производства нефти уже в 2025 году, после чего его уровень сильно упадёт, предупреждает специалист. Он считает, что Россия больше остальных государств производителей чёрного золота пострадает от снижения инвестиций в отрасль, поскольку более 50% ВВП страны формируется за счёт нефтегазовых доходов. Менее всего это затронет США, чей ВВП получает от нефтяного производства только 7% доходов. Государство могло бы поднять рентабельность работы нефтяных компаний, снизив налоговую нагрузку, отмечает Игорь Юшков. Однако, по его мнению, сейчас это будет сложно сделать, ведь бюджет рассчитан исходя из $42 за баррель, а цены в настоящий момент гораздо ниже. Поэтому у государства будет недостаточно денег, и на уступки оно не пойдёт, уверен эксперт. Источник: News.Ru, 27.03.2020 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года«Газпром» на передовой экономических и политических битв с ЕвропойНефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживанияАрктические проекты в контексте энергетического разворота на востокВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|