Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» бежит из Венесуэлы — долги олигархов оплатят за счет россиян

«Роснефть» бежит из Венесуэлы — долги олигархов оплатят за счет россиян

По мнению экспертов руководство компании в очередной раз покроет убытки за счет бюджета

«Роснефть» объявила об уходе из Венесуэлы и продаже активов, связанных с деятельностью в этой стране. Соответствующее заявление опубликовано на сайте компании. В компании объясняют, что выполнили условия для снятия санкций США со своих «дочек», аналитики же связывают сделку с падением цен на нефть.

В сообщении пресс-службы говорится, что «Роснефть» заключила соглашение с компанией, на 100 процентов принадлежащей правительству России, о продаже долей и прекращении участия во всех проектах в Венесуэле. В частности, были проданы доли в предприятиях Petromonagas, Petroperija, Boqueron, Petromiranda и Petrovictoria.

В результате исполнения соглашения «Роснефть» получит на баланс одного из своих 100-процентных дочерних обществ пакет собственных акций в размере 9,6 процента. В пятницу, 27 марта, этот пакет стоил на Московской бирже 308,08 млрд руб. 

«Роснефть» в настоящий момент владеет долями в пяти совместных предприятиях с венесуэльской государственной компанией PDVSA по геологоразведке и добыче нефти на шельфе и суше, в латиноамериканской стране у нее также есть газоразведочный проект на месторождениях Патао, Мехильонес и Рио Карибе с геологическими запасами 180 млрд куб. м.

По словам пресс-секретаря компании Михаила Леонтьева, решение о продаже активов было принято для снятия санкций, исходя из защиты интересов своих акционеров.

«Мы продали наш венесуэльский бизнес правительству Российской федерации. Компания „Роснефть“, как международная публичная компания, должна защищать интересы своих акционеров. И теперь мы вправе ожидать от американского регулятора выполнения публично взятых на себя обещаний», — заявил Леонтьев.

О том, что США могут принять меры против «Роснефти» из-за ситуации в Венесуэле заявил в начале февраля советник американского президента по национальной безопасности Роберт О`Брайен.

Как напоминает РБК, что после того как США ввели санкции против одной из «дочек» «Роснефти» за работу в Венесуэле, компания впервые не раскрыла ежеквартальные показатели задолженности PDVSA по выданным ей денежным авансам. В ноябре «Роснефть» сообщила, что по состоянию на конец третьего квартала 2019 года долг венесуэльской госкомпании равнялся $ 800 млн без учета процентов. Эта задолженность образовалась в результате авансов, которые российская компания выдавала PDVSA в прошлые годы за предстоящие поставки сырья.

12 марта Минфин США ввел санкции в отношении еще одной швейцарской «дочки» «Роснефти» — TNK Trading International S.A. После того как против первой «дочки» Rosneft Trading были введены санкции, TNK Trading International переняла ее поставки и занималась «продажей и транспортировкой нефти из Венесуэлы». По данным американского Минфина, в январе эта «дочка» «Роснефти» купила около 14 млн баррелей сырой нефти у PDVSA. Из-за санкций все активы компании, находящиеся в США или контролируемые их гражданами, оказались заблокированы.

По словам госсекретаря США Майка Помпео, ограничения, введенные Вашингтоном против TNK Trading International, являются попыткой «усадить за стол переговоров» президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Роме того, по его словам, санкции против одной из «дочек» «Роснефти» являются на самом деле ограничениями в отношении Венесуэлы, заявлял и президент США Дональд Трамп.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что санкции оказали большее влияние на американские компании, чем на «Роснефть». По его словам, из-за введения новых ограничений и выхода из проектов некоторые американские компании лишились большой ресурсной базы.

Девушка, которая была символом грузинской красоты: как она выглядит сегодня
Знаменитый фильм "Зита и Гита": как выглядит актриса сейчас

Почему же теперь они уходят? Все же прогнулись?

— Можно назвать две причины для продажи Роснефтью венесуэльских активов, — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Первое: угроза распространения санкций на саму «Роснефть», а не только на дочерние структуры. Ранее санкции касались только «Роснефть трейдинга» и «ТНК трейдинга». На головную компанию санкции не распространялись, во многом из-за того, что запрет на контакты привел бы к шоку на мировом рынке. А сейчас когда потребление нефти в мире сильно упало, то желание убрать «Роснефть» с рынка у США становится очень большим. Это, с одной стороны, не вызовет проблем у европейских партнеров. С другой стороны это позволит хоть немного убрать переизбыток предложения, что, в свою очередь, повысит цены на нефть и может спасти часть сланцевых проектов в США.

Вторая причина — желание избавиться от убыточных активов. Внутренний рынок в Венесуэле сильно сжался. Он незначителен. А экспорт запрещен. Плюс — себестоимость добычи в Венесуэле высока. Эти активы генерируют убытки. Стоимость венесуэльских активов сейчас равна нулю. Они никому не нужны. Теперь «Роснефть» передала эти государству, получив за них ликвидный актив — свои акции. Т.е. «Роснефть» решила свои проблемы за государственный счёт. У государства теперь нет контрольного пакета в крупнейшей нефтяной компании.

— Здесь все намного проще, чем кажется, — уверен доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло.

— Сечин просто решил переложить все свои убытки на бюджет Российской Федерации. Ведь сообщается, что Роснефть продала все свои венесуэльские активы и инвестиции российской компании, 100% которой принадлежит правительству Российской Федерации. Тем самым Сечин получил назад все, что он вложил в Венесуэлу (98%, как он сам утверждает). Если к осени режим чавистов рухнет и в Венесуэлу придут США (а именно к этому все и идет), все российские активы и инвестиции в Венесуэле будут потеряны — и неназываемая пока российская компания. 100% которой принадлежит правительству РФ, станет банкротом. Но Сечин при этом не потеряет ни цента. В этом и заключается смысл этой, в общем-то нехитрой комбинации, в которой убытки госолигарха в очередной покрывает бюджет Российской Федерации, то есть мы с вами. Кроме того, проворачивание такой комбинации в преддверии надвигающейся катастрофы режима чавистов — это явно результат сговора, а не взаимовыгодной сделки.

6 марта США начали второй этап свержения режима Мадуро, обвинив его и ряд его соратников (Кабельо, Морено и др.) в «наркотерроризме». Госдеп США обещал заплатить 15 млн долларов любому человеку за любую информацию, способствующую задержанию Мадуро, и по 10 млн за Кабельо, Морено и других «наркотерроистов». Теперь они никуда не денутся и не спрячутся — на Мадуро и его соратников объявлена самая настоящая охота. А в совокупности с другими мерами «Список Барра» (так я его назвал) это начало американского «Плана Б» — новой схемы свержения режима чавистов, которая призвана обеспечить переход Венесуэлы под контроль США к концу октября 2020 г. И это, по всей видимости, произойдет. Сечин знает об этом и спешит «отбить» все свои расходы за счет бюджета Российской Федерации (типа, «это вы нас туда послали — мы бы сами, по своей воле, не пошли»).

«СП»: — То есть по самой «Роснефти» это не ударит?

— Нисколько не ударит. Это спекулятивная сделка: Роснефть остается при своих. Если режим Мадуро рухнет, потери понесет только бюджет Российской Федерации.

«СП»: — В сообщении говорится, что «Роснефть» заключила соглашение с компаний, на 100 процентов принадлежащей правительству России, о продаже долей и прекращении участия во всех проектах в Венесуэле. Почему этой компании можно? ЕЕ не обложат санкциями?

— О роли этой «неожиданной» и непонятно откуда взявшейся компании, имя которой не разглашается, я уже все сказал, отвечая на первый вопрос. В данной спекулятивной сделке данная компания играет техническую роль — это «фонарь», юрлицо для удержания активов. Когда в Венесуэлу придут американцы и эта компания потеряет все. ее тихо обанкротят.

«СП»: — Что означает уход «Роснефти» для Венесуэлы?

— Ничего. «Роснефть» — оператор, выполняющий политические решения российского руководства. Компаний-операторов в России — как грязи. Если потребуется, «Роснефти» сразу же найдут замену. Реальную опасность для Венесуэлы представляет не уход «Роснефти», а возможный уход Российской Федерации.

«СП»: —Пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев в разговоре с ТАСС сообщил, что решение о продаже активов было принято, исходя из защиты интересов своих акционеров. Как это понимать? А национальные интересы?

— Это у Леонтьева оговорка по Фрейду — какие там интересы Российской Федерации? Есть только интересы акционеров «Роснефти», все остальное никого не интересует. Роснефть — бизнес-структура (хоть и ГК — но это ничего не меняет), ее цель — увеличивать свой капитал любыми способами, даже за счет самой РФ. Что сейчас и произошло. В результате, госолигархи сохранили свое (и наверняка приумножили), а бюджет РФ сейчас потеряет.

«СП»: — Означает ли это, что Россия уменьшит политическую поддержку Венесуэлы?

— Напрямую это не означает, что Россия изменит свое отношение к Венесуэле в политическом плане: Венесуэла продолжает оставаться стратегическим союзником России на Латиноамериканском континенте. Стратегическим — потому что единственным (Никарагуа и Куба не в счет). Другое дело, что в нынешней ситуации, когда режим Мадуро вновь висит на волоске, у России нет внятной стратегии (да и вообще никакой стратегии) в отношении того, как Мадуро спасать (эвакуация в Ростов не в счет). Чем ответить американцам на их гениально запущенный «Список Барра»? Ничем.

Именно поэтому эта операция США против режима Мадуро «поставила» Россию «на паузу»: 26 марта Песков на вопрос журналиста о том, знает ли руководство России о ценнике, выставленном за головы Мадуро и Кабельо, наивно и совсем по-детски ответил: «нет, мы об этом не слышали». Весь мир к тому моменту об этом знал, а Песков, оказывается, еще «не слышал». Это типичная тактика страуса, при первых признаках опасности зарывающего голову в песок. Но с такой тактикой ни режим Мадуро, ни российские инвестиции в Венесуэлу, ставшие теперь собственностью правительства РФ, не спасти.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 29.03.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики