Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша пытается превратить суд Стокгольма в "козырь" на газовых переговорах с Россией

Польша пытается превратить суд Стокгольма в "козырь" на газовых переговорах с Россией

Громкие заявления польской PGNiG о выигрыше у "Газпрома" арбитража на $1,5 млрд – подготовка к скорым переговорам по транзитному контракту. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Польская газовая компания PGNiG заявила, что выиграла в международном суде у "Газпрома". По словам представителей компании, Стокгольмский арбитраж утвердил новую формулу расчета цены на российский газ, согласно которой оператор РФ обязан вернуть Варшаве около $1,5 млрд. "Арбитражный суд рассмотрел доводы PGNiG и подтвердил, что цена на газ по Ямальскому контракту была нерыночной и завышенной", - заявили в польской компании.

Теперь польская компания будет платить "Газпрому" за топливо по новой формуле расчета цены, "которая напрямую связана с ценами на газ на западноевропейском рынке". Решение суда коснется поставок с 1 ноября 2014 года, то есть с того дня, когда PGNiG подала заявку на пересмотр контрактной цены, говорится в сообщении Варшавы. В "Газпроме" заявили, что решение суда получили и изучают, потому пока не комментируют.

"Мы видели, что Стокгольмский арбитраж уже вынес явно ангажированное решение не в пользу "Газпрома" в его споре с Украиной, - отмечает эксперт. – Однако европейская Фемида не показывает, что готова работать только по антироссийским установкам – в 2019 году в споре по газу РФ с Литвой прибалтийская сторона не получила ничего. Сейчас по иску поляков мы вновь видим неоднозначный вердикт.

И не исключено, что Россия опротестует это решение, так как оно очень похоже на политическое. Варшава явно пытается усилить свои позиции перед переговорами с Россией о новом контракте на транзит газа в Европу по территории Польши. Текущий контракт кончится в середине года, и у "Газпрома" очень хорошие позиции для переговоров по новым условиям.

Ведь российская компания уже заключила пятилетний контракт на транзит газа через Украину. Кроме того, зима была теплой, и в подземных хранилищах ЕС остался большой запас российского газа. Из-за эпидемии коронавируса сильно сократилось и потребление голубого топлива в Европе, то есть Россия в принципе может довольно долго не задействовать транзит через Польшу по газопроводу "Ямал-Европа". И этим давить на Варшаву в предстоящих переговорах.

При этом нужно понимать, что Польша традиционно получает немного за транзит газа по своей территории – когда строился газопровод, поляки не дали на него ни доллара, и всю инфраструктуру финансировал "Газпром". Варшава хочет получать больше, потому копит аргументы для спора – такие, как крайне спорное решение суда в Стокгольме".

Европа диктует Польше покупать российский газ

В 2012 году PGNiG и "Газпром" договорились о снижении цены на долгосрочные поставки газа на 15%, что позволило польской компании сохранить около $940 млн в год. Но через четыре года польская компания подала иск в суд к российской компании и "Газпром экспорту", вновь потребовав снизить стоимость газа, и Стокгольмский арбитраж требования Варшавы поддержал. Хотя при подписании контракта формула цены Варшаву вполне устраивала.

Так называемый "Ямальский контракт" подписан в 1996 году и заканчивается в 2022-м. Он предусматривает поставки до десяти миллиардов кубометров топлива в год. Осенью прошлого года Польша объявила о желании отказаться продлевать контракт с "Газпромом" после его завершения. Как объяснил глава PGNiG Петр Вожняк, заменить его Варшава намерена поставками из Норвегии и сжиженным природным газом. В "Газпроме" подтвердили, что получили от польского концерна PGNiG такое уведомление.

"В предстоящих переговорах о транзите Польша будет указывать: все будущие газовые споры Россия в Европе будет неизменно проигрывать, а значит, Москве стоит согласиться на условия Варшавы, чтобы получить хоть какие-то выгоды. Утверждение изначально спорное, но этот "козырь" поляки попытаются задействовать. Хотя Россия наверняка решение Стокгольма постарается опротестовать и опровергнуть. И заявит: пусть транзит через Польшу регулируется законами ЕС – не факт, что Варшаве это выгодно.

А заявления PGNiG о прекращении покупок газа у России с 2022 года выглядят еще более призрачными. Мощностей для приема сжиженного природного газа у Польши недостаточно – терминал способен принять лишь 5 млн тонн газа в год, тогда как Польша потребляет порядка 12 млн тонн. Заявлено, что Варшава намерена повышать мощность СПГ-терминала, и есть два года на то, чтобы понять, как она намерена выстраивать свою энергетическую стратегию.

При этом на Польшу давит Евросоюз, заставляя сокращать долю угля в общей структуре энергетики – она замещается газом. При таком сценарии Варшаве не хватит мощностей даже с учетом повышения мощностей СПГ-терминала вдвое – недостающие объемы придется покупать по трубопроводу у России. Получается, Европа сама подталкивает Польшу к покупкам у РФ. И заявления, что Варшава способна отказаться от топлива из России – не более чем блеф", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 31.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики