Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Коронакризис вынудит переориентировать нефть на внутреннее потребление?

Коронакризис вынудит переориентировать нефть на внутреннее потребление?

Цены на российскую нефть марки Urals опустились на рекордно низкие показатели с начала XXI века, такие данные приводит ценовое агентство Argus Media. Нынешний уровень в $16,2 за баррель наблюдался только в 1999 году – в самом начале восхождения к власти Владимира Путина, правление которого в дальнейшем проходило в основном при высоких и даже супервысоких ценах на углеводороды. Но союз США и Саудовской Аравии продолжает давление на нефтяной рынок и вытеснение с него России. А накануне ситуацию с "черным золотом", которое, как выясняется, не такое уж и золото, американский президент обсуждал с российским лидером. Что он ему сказал, доподлинно неизвестно. Между тем, по уверениям экспертов, нельзя исключать совсем уж плохого для нас сценария, когда США введут санкции против нашей нефти. Спешное сворачивание "Роснефтью" проектов в Венесуэле заставляет предположить, что такие сигналы уже поступают российским элитам. 

 

На этом фоне в нашей стране все чаще раздаются призывы переориентироваться на развитие внутреннего рынка и развитие собственных конкурентных производств с высокой степенью переработки сырья, что позволит сгладить негативные шоки от происходящего на мировой арене. Накануне.RU предлагает сценарии преодоления последствий нефтяного обвала в спецпроекте "Выжить в коронакризис".

Условия по сокращению добычи нефти странами ОПЕК+ перестанут действовать, напомним, с 1 апреля, разумеется, на фоне заявлений главных игроков на рынке, арабских монархий о резком наращивании добычи, ожидать роста котировок не приходится. Плюс коронавирус, остановивший экономику ряда стран, плюс позиция главных игроков мировой экономики – Китая и США – и надеяться на восстановление хоть какого-то ценового паритета в обозримом будущем пока не приходится.

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что для нас происходящее на нефтяном рынке – очередное доказательство того, что сырье нужно по максимуму добывать у себя, но при этом необходимо развивать перерабатывающую промышленность. Задача номер один на ближайшие десятилетия – богатеть не за счет вывоза углеводородов, когда выгоды приобретают единицы, а за счет прибыли при его переработке, которую раньше мы "дарили" исходя из высоких цен на нефть.

"Это все посыпалось. Мы должны усилить протекционизм, усилить неомеркантильный подход, усилить давление на бывшие советские рынки для того, чтобы они быстрее вошли в единый с нами евразийский рынок с общим таможенным режимом", – сказал он Накануне.RU.

По его словам, внутренний рынок вполне в состоянии обеспечить сбыт продукции нефтяной отрасли.

"Если начинается масштабный перезапуск экономики в нашей стране, удовлетворение внутренних потребностей должно будет расти вместе с потреблением нашего же сырья. Я имею в виду прежде всего под перезапуском экономики масштабное жилищное строительство, инфраструктурные проекты и т.д. Вся продукция сопутствующих кластеров – пластмассы, обмотка проводов, да буквально все – должна производиться внутри страны и из нашего сырья. Пусть, возможно, сначала это будет и даже не такого высокого качества, все можно быстро наладить и исправить при наличии спроса и роста объемов производства", – говорит он.

Доктор экономических наук Михаил Делягин видит другой рецепт выхода из кризиса – это отмена налогового маневра.

"Необходимо отменить совершенно безумный и преступный, на мой взгляд, налоговый маневр, который сделал невыгодным переработку нефти на территории РФ, и который стимулирует экспорт сырой нефти, а не переработанной. Начать нужно с азбуки. Но поскольку российское правительство занимается, насколько я могу судить, антироссийской деятельностью, ожидать этого я бы не стал", – сказал эксперт в беседе с Накануне.RU.

Чтобы было понятнее читателю: налоговый маневр – это целая система мероприятий в налоговой сфере, начатая Правительством России с 2014 года. С 1 января 2019 года начался так называемый завершающий этап, который по первоначальным планам должен был закончиться к 2024 году. Цель – обнуление экспортных пошлин на нефть с нынешних 30%, при одновременной концентрации налогообложения, грубо говоря, "на скважине" (увеличение налога на добычу полезных ископаемых – НДПИ).

С момента реализации налогового маневра звучала резкая критика реформы с самых разных сторон, одной из пострадавших стран оказалась, например, Белоруссия, о чем ее лидер Александр Лукашенко неоднократно высказывался. Некоторые эксперты и участники рынка в кулуарах вообще с самого начала утверждали, что все затеянное Правительством России и имело целью лишение преференций Белоруссии для того, чтобы сделать Лукашенко сговорчивей на переговорах по вопросам интеграции Союзного государства. Версия, повторимся, кулуарная…

Кстати, налоговый маневр стал проводить в жизнь не кто иной, как тогдашний глава ФНС Михаил Мишустин, который сейчас занимает пост премьера. Разумеется, это не было самодеятельностью главы налоговой службы – решения готовились и принимались кабинетом Дмитрия Медведева и Минфином страны.

Так возможна ли серьезная переориентация при падающих мировых ценах на нефть на внутренний спрос и переработку внутри страны сырья до более высоких переделов?

"В последнее время у нас нефтяные компании и так стали получать больше денег на внутреннем рынке, просто объективно стало выгоднее работать внутри страны. Насчет полного переключения – это, конечно, невозможно сделать моментально и по чьему-то желанию", – говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Эксперт приводит цифры: в целом добыча нефти в России (в миллионах тонн) до последнего времени колебалась на уровне 560. Из этого объема чуть менее половины оставалось в стране и перерабатывалось, остальное шло на экспорт. В разные годы как раз из-за колебаний цен в мире складывалась ситуация, когда выгоднее было оставлять больше сырья для переработки внутри страны или, наоборот, максимально гнать за рубеж. Согласитесь, что при цене нефти, которая еще в декабре-январе была на уровне 60 долларов за баррель, второй вариант был привлекательнее для российских компаний. Но никакого дефицита сырья внутри России, разумеется, никогда не наблюдалось.

"Здесь с развитием внутреннего рынка возникает еще одна проблема – прежние объемы внутреннего потребления неизбежно в нашей экономической реальности будут падать. Самый простой пример – авиационный керосин, это порядка 10 млн тонн ежегодно. Вся авиация на "приколе" в аэропортах, и не только в России, куда девать прежние объемы?" – уточняет Игорь Юшков.

Схожего мнения придерживается Алексей Громов, руководитель энергетического департамента "Института энергетики и финансов". Эксперт уточняет, что внутреннее потребление моторных топлив в России в последнее время укладывалось в плоскую шкалу. Это бензин, в основном для частников-автолюбителей, это различный дизель для потребителей из агропромышленного сектора, это в конце концов армия и прочие силовые ведомства. Роста потребления бензина в последние годы точно не фиксировалось. В целом, уточняет Алексей Громов, внутри страны перерабатывалось около 230 млн тонн (из общей добытой нефти, напомним, в 560 млн тонн).

Оба эксперта также не поддерживают идею о каких-либо новациях в налоговой сфере именно в текущий момент.

"Я все-таки думаю, что эти разговоры сегодня не ко времени, шарахаться сейчас из одной крайности в другую – не полезно. Во-первых, мы ждем июня, объясню почему. Звучали и звучат разные оценки специалистов, врачей, той же ВОЗ, есть мнение, что так или иначе ситуация с коронавирусом к лету сойдет на нет. Мы не знаем, так ли это, и никто не знает на самом деле, есть и другие взгляды – что эпидемия, мол, затянется на несколько лет. В любом случае, многие надеются на лучшее, что в течение мая-июня все прекратится и тогда, возможно, и экономика начнет потихоньку оживать", – рассказывает Громов.

Второй, на взгляд собеседника, немаловажный фактор – очередная встреча в ОПЕК, которая пройдет в июне текущего года. "Пусть даже по видеосвязи, это неважно. Главное, что на такой встрече нефтедобывающие страны вновь должны попытаться договориться между собой, об участии России мы с вами недавно говорили", – напоминает эксперт.

Если возвращаться к каким-то налоговым трансформациям, то, скорее всего, кабинет Мишустина может обратиться к ним не ранее осени. "Сейчас рушить систему налогового маневра точно никто не будет, у Правительства, думаю, других забот хватает. Нет, я не верю в такой сценарий", – соглашается Игорь Юшков.

Тем не менее, экономист Василий Колташов считает, что признаки отказа от прежних монетаристско-глобалистских подходов мы уже наблюдаем. Он напомнил, что на последнем заседании ЦБ было принято решение не изменять ставку, тогда как раньше в подобной ситуации можно было ожидать значительного ее повышения.

"От таких мер (снижение, повышение) уже ничего по большому счету не зависит, нужны меры, при которых роль государства в управлении экономикой будет только возрастать. Все эти надежды на то, что рынок сам собой что-то отрегулирует, что-то там исправит – это представления вчерашнего или позавчерашнего дня, текущая ситуация показывает нам роль государства на нынешнем этапе", – убежден Василий Колташов.

Что ж, возможно, внутренний рынок пока и не готов восполнить зарубежные поставки, но может случиться и так, что наша нефть окажется полезной либо внутри страны, либо практически нигде. Пока же российские углеводороды почему-то работают на модернизацию других стран, той же Европы или Китая, но только не нашу собственную модернизацию.

Автор: Денис Лузин

Источник: Накануне.RU, 31.03.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики