Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армения оказалась в газовом тупике

Армения оказалась в газовом тупике

Армения, запрашивая у «Газпрома» новые переговоры по цене на газ в пору обвала рынков углеводородов, рискует получить схему ценообразования, невыгодную для себя в долгосрочной перспективе – однако у Еревана нет другого выбора, так как на горизонте пяти лет цены для республики могут взлететь в разы. В таких условиях Армении приходится надеяться лишь на благосклонность России, за счет которой команда премьер-министра Никола Пашиняна хочет попытаться решить хотя бы ближайшие задачи.

Напомним, что заместитель Пашиняна Мгер Григорян написал письмо главе «Газпрома» Алексею Миллеру с предложением возобновить переговоры по цене на газ, которая сейчас для Армении, покупающей российский газ на границе с Грузией, составляет $165 за 1 тыс кубометров.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, для Армении сейчас наступил идеальный момент для требований скидок из-за падения мировых цен на газ, однако стоит ожидать, что «Газпром» предложит Еревану новую схему ценообразования вместо простого снижения цены.

«Момент идеальный, потому что на мировых рынках цены на газ значительно ниже, чем эти $165 за 1 тыс кубометров, причем не только на спотовом рынке, но и по контрактам на газ с привязкой к нефтяным котировкам. Стоит ожидать от Армении апелляции к тому, что на внешних рынках цены ниже, чем та, по которая Россия продает газ своему союзнику. Однако в таком случае «Газпром» может выдвинуть встречное предложение – полноценная привязка цены на российский газ для Армении к ценам на европейском спотовом рынке. Если уж Армения хочет цены, какие сейчас сложились в Европе, то тогда пусть они и образуются как в Европе», - пояснил экономист.

«Стандартный долгосрочный контракт с привязкой к тому или иному европейскому хабу будет означать для Армении, что сейчас она будет покупать газ по $100 за 1 тыс кубометров и даже меньше, ведь цены на спотовых рынках Северо-Западной Европы падают. Но затем-то спотовые рынки восстановятся, и тогда плавающая цена на газ для Армении легко может вырасти выше $165 за 1 тыс кубометров. «Газпрому» это более выгодно, чем вести переговоры об очередной скидке, поскольку индивидуальные фиксированные цены, которые давались участникам ЕАЭС, для компании были довольно тягостными. Единые контракты для всех клиентов, без политической подоплеки для бизнеса намного удобнее», - обратил внимание Игорь Юшков.

«В настоящее время на газовом рынке Европы сложился «идеальный шторм» - и теплые зимы два года подряд, и много газа в подземных хранилищах из-за опасений прекращения украинского транзита, и рекорд по вводу новых мощностей СПГ, а поверх всего этого пандемия коронавируса, сократившая потребление газа. Поэтому весь 2020 год для Армении было бы очень выгодно покупать у «Газпрома» газ по европейским ценам, но потом такие условия контракта превратятся для нее в дополнительный риск. И непонятно, что она будет делать, когда цены вырастут? Просить вернуть фиксированную цену? Конечно, Еревану в идеале хотелось бы снизить сейчас цену до европейского уровня и на нем зафиксировать, но «Газпром», скорее всего, предложит или вводить плавающую формулу, или оставаться весь год со $165 за $1 тыс кубометров», - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Эксперт по энергетическим и инфраструктурным вопросам Ваге Давтян, в свою очередь, подчеркнул, что плавающие цены в любом случае ждут Армению через 5 лет по условиям евразийской интеграции, поэтому правительство Пашиняна может и согласиться на привязку к спотовым рынкам уже в 2020 году, чтобы получить от этого хотя бы краткосрочную выгоду.

«Традиционно на протяжении последних 15-20 лет Армения покупала у России газ по цене ниже рыночной, вплоть до 2018 года, когда средняя цена на российский газ составляла $200-220 за 1 тыс кубометров, а в Армении, соответственно, $150. Теперь же ситуация кардинально изменилась, и применение цен европейских спотовых рынков для Армении выгодно в ближайшие месяцы, так как позволит стабилизировать внутреннюю экономическую ситуацию и, что самое главное, пересмотреть внутренние тарифы. С августа, согласно новому пакету тарифного регулирования, тарифы начнут расти, что будет весьма неудобно для экономики и общества Армении, поэтому привязка к спотовым ценам смягчит тарифную политику», - сообщил он.

«В будущем предполагается формирование так называемой газовой биржи ЕАЭС, на которой все члены Евразийского союза, в том числе Армения, должны будут приобретать природный газ в необходимых объемах по цене, привязанной к общемировой экономической ситуации. В рамках этой модели и общего рынка природного газа ЕЭАС долгосрочных фиксированных цен не будет, они будут меняться в ежедневном режиме в зависимости от экономической конъюнктуры. И это в любом случае ожидает Армению, независимо от тех краткосрочных решений, которые будут приняты на переговорах с «Газпромом». К 2025 году Армения должна будет адаптироваться к новым реалиям, когда цены на газ будут выше нынешних $165 за 1 тыс кубометров», - резюмировал Ваге Давтян.

Сможет ли «революционное» правительство Никола Пашиняна, не показавшее существенных экономических успехов в предыдущие два относительно спокойных года, удержать на плаву экономику Армении в нынешних тяжелейших условиях спада производства из-за пандемии коронавируса и адаптировать ее к европейским условиям ценообразования газового экспорта, покажет время. Пока что «Газпром» на запрос Мгера Григоряна не ответил.

Источник: Вестник Кавказа, 02.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики