Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская нефть за 4 доллара станет пирровой победой для Белоруссии

Российская нефть за 4 доллара станет пирровой победой для Белоруссии

Требование Белоруссии к России по предоставлению нефти за 4 доллара за баррель отражает ситуацию на мировом рынке, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Цены в 4 доллара за баррель невозможны

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что Белоруссия не сможет закупить у России 2 млн тонн нефти по цене в 4 доллара за баррель в том случае, если не будет такого коммерческого предложения.

Таким образом Дмитрий Сергеевич прокомментировал вчерашнее заявление премьера Белоруссии Сергея Румаса по нефтяным надеждам Минска, заметив, что цены будут определяться на двусторонних переговорах.

«Цена в 4 доллара за баррель появилась из-за того, что Румас взял котировки, которые были вчера на российскую марку нефти Urals. Вчера такая марка стоила 13 долларов за баррель, причем в моменте ее цена падала до 10 долларов за баррель. Румас отнял от этого российскую экспортную пошлину и получил 4 доллара за баррель», - констатирует Юшков.

Очевидно, что Белоруссия продолжает нефтяной спор с Россией, который шел между нашими странами до пандемии коронавируса и падения цен на нефть после развала ОПЕК+. Интересно, что в Минске сразу забыли про идеи закупать сырье в США, Азербайджане и в других странах. Теперь белорусы пытаются получить выгоду такими спекуляциями.

В Минске подают такие цены на сырье как выгоду для Белоруссии, но если вспомнить белорусский нефтяной бизнес, то максимальные доходы он приносил за счет реэкспорта российской нефти и переработанных нефтепродуктов. Из-за этого белорусам важна российская скидка по экспортной пошлине и высокие цены на нефть для максимизации прибыли.

«Апрель будет самым тяжелым месяцем для российских нефтяников, поскольку экспортная пошлина в России рассчитывается из цен с середины февраля по середину марта, когда средняя цена нефти составляла 47 долларов за баррель, а экспортная пошлина - 52 доллара за тонну или 7 долларов за баррель. Румас вычел эту сумму из вчерашних 10-13 долларов и моментально объявил о новых планах Минска», - резюмирует Юшков.

Естественно, белорусская арифметика не вызвала понимания России, поэтому Песков заметил, что нефтяные цены будут определяться коммерческими предложениями, а не односторонними пожеланиями коллег.

«Если будет подписано новое соглашение по поставкам нефти в Белоруссию, то цена будет меняться вслед за изменениями на рынке. Впрочем, пока мы не видим коммерческих контрактов, поэтому все эти ценовые заявления являются информационными вбросами», - заключает Юшков.

Выгоду получит только внутренний рынок Белоруссии

Юшков полагает, что для Белоруссии создалась отличная возможность заключения нового нефтяного контракта с Россией, причем как с премией, так и без нее, поскольку последняя составляет всего 20 центов на баррель.

«Белорусам нужно запастись нефтью не только на апрель, но и на будущие периоды, поскольку уже в мае цены ждут изменения. Та же экспортная пошлина будет подсчитана не из расчета в 47 долларов за баррель, а 20-25 долларов. Соответственно, белорусский демпинг будет меньше, а ведь возможен и рост цен на нефть», - констатирует Юшков.

Из-за этого в мае цена на нефть для Белоруссии будет такой же, как и для всего мирового рынка, поэтому Минск пытается воспользоваться шансом для того, чтобы запастись дешевым сырьем. Второй такой возможности у белорусов не будет, с чем и связаны все их заявления по данной теме.

«Белорусы уперлись в вопрос премий и требуют себе очередную скидку, из-за чего рискуют не получить российской нефти по низким ценам. Посмотрим, что будет происходить дальше, поскольку есть сведения, что «Белнефтехим» хочет сегодня-завтра подписать контракт с российскими компаниями, но пока его не существует», - резюмирует Юшков.

Что касается конечной выгоды для Белоруссии, то низкие цены на нефть для внутреннего рынка данной страны – это хорошо. По словам Игоря Валерьевича, белорусы потребляют 6 млн тонн нефти из 24 млн тонн закупаемых в России, поэтому внешнеторговые доходы Минска в любом случае просядут.

Очевидно, что этот недостаток не может быть компенсирован низкими ценами на нефть для внутреннего белорусского потребителя. Главное для Белоруссии – это валютные доходы, а они в современной ситуации упадут.

«Кроме того, нефть еще покупают на мировом рынке, чтобы убрать ее про запас в хранилища, а вот насчет нефтепродуктов серьезного спроса в Европе сегодня просто нет. Играет здесь роль и то обстоятельство, что запасаться топливом гораздо сложнее, чем сырой нефтью», - заключает Юшков.

Поэтому разговоры о 4 долларах за баррель нефти, может быть, и являются выгодной для Минска темой с точки зрения политики, но в Белоруссии точно бы не отказались от возвращения ситуации к тому, что было в 2019 году.

«Сегодня можно поставить вопрос, а нужны ли кому-то в Европе белорусские нефтепродукты. Они на европейском рынке крайне дешевы, поэтому возникают сомнения в рентабельности белорусского производства. Это тоже не добавляет желания российским компаниям продавать нефть белорусам, поскольку их бензин – прямой конкурент», - констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики