Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет на импорт бензина сохранит топливную независимость России

Запрет на импорт бензина сохранит топливную независимость России

Решение правительства ввести запрет на импорт дешевого бензина – это защита отрасли и интересов россиян. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

В условиях резкого падения цен на нефть правительство решило временно ограничить ввоз в Россию топлива. За рубежом оно подешевело, а в РФ стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования рынка. Запрет предполагается временный - до сентября 2020 года, то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть. Запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива.

Нововведение начнет действовать уже в апреле. В России работает механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые вызывают колебания нефтяных котировок. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены. И наоборот – если внутренний рынок премиальный, то нефтяники платят бюджету.

"Правительство запретом на импорт напрямую поддерживает отечественную нефтеперерабатывающую промышленность, - отмечает аналитик. – Если российский рынок окажется заполнен ввозным дешевым топливом, упадет спрос на горючее, которое производят заводы нашей страны. И им неминуемо придется снижать объемы переработки нефти, а возможно, и останавливать работу предприятий. Это крайне сложно технически, как и запуск впоследствии.

Кроме того, такие мероприятия еще и дорогостоящие, а отечественные компании при этом лишатся прибылей, тысячи занятых в отрасли россиян останутся без работы, бюджет – без налогов. При этом основная стратегическая цель, которую уже достаточно давно провозгласило российское руководство – ликвидировать зависимость страны от иностранных нефтепродуктов. До резкого снижения нефтяных цен в марте, которое продолжается и сейчас, это удавалось.

Схема проста: в России давно выработаны и отлажены цепочки поставок нефтепродуктов во все регионы страны. Если сейчас допустить ввоз дешевого топлива, все эти связи будут разрушены. При этом мы должны понимать, что ситуация с низкими ценами нефти не вечна, а выстроить заново куда сложнее и дороже, чем сломать".

Россияне дешевый бензин не заметят

На сегодняшний день российский бензин в стране оказался намного дороже нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов). В таких условиях импорт зарубежного топлива неизбежен – это диктуют законы рынка. А спрос на бензин сильно упал из-за карантина - по оценкам министра энергетики Александра Новака, в крупных городах снижение составило 10-30%. То есть российские компании уже находятся в непривычных и некомфортных условиях.

Получается, без запрета на импорт нишу российского топлива займет дешевое заграничное, произойдет затоваривание рынка. Сейчас, по словам специалистов, переработка на российских НПЗ уже на околонулевой рентабельности. И без политической поддержки отрасль может не пережить кризисный период, что лишит Россию независимости в обеспечении своих нужд горючим.

"Во всей этой истории есть интересный нюанс – даже если в страну ввозить дешевое импортное топливо, то рядовой российский автолюбитель существенного снижения цены не заметит. В любом случае бензин будет обложен акцизом, к конечной стоимости прибавится и транспортировка горючего по стране до автозаправок. То есть цена понизится несущественно, а удар наносится по целой отрасли производства.

Разрушенные логистические цепочки поставок после повышения мировых цен на нефть придется восстанавливать – это недешево. А значит, в перспективе у нефтяников появится аргумент просить компенсаций из бюджета как у пострадавших от коронавируса отраслей. Куда логичнее запретить импорт топлива сейчас, чем потом собирать отрасль и субсидировать ее восстановление", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 07.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики