|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет на импорт бензина сохранит топливную независимость России Запрет на импорт бензина сохранит топливную независимость РоссииРешение правительства ввести запрет на импорт дешевого бензина – это защита отрасли и интересов россиян. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. В условиях резкого падения цен на нефть правительство решило временно ограничить ввоз в Россию топлива. За рубежом оно подешевело, а в РФ стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования рынка. Запрет предполагается временный - до сентября 2020 года, то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть. Запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива. Нововведение начнет действовать уже в апреле. В России работает механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые вызывают колебания нефтяных котировок. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены. И наоборот – если внутренний рынок премиальный, то нефтяники платят бюджету. "Правительство запретом на импорт напрямую поддерживает отечественную нефтеперерабатывающую промышленность, - отмечает аналитик. – Если российский рынок окажется заполнен ввозным дешевым топливом, упадет спрос на горючее, которое производят заводы нашей страны. И им неминуемо придется снижать объемы переработки нефти, а возможно, и останавливать работу предприятий. Это крайне сложно технически, как и запуск впоследствии. Кроме того, такие мероприятия еще и дорогостоящие, а отечественные компании при этом лишатся прибылей, тысячи занятых в отрасли россиян останутся без работы, бюджет – без налогов. При этом основная стратегическая цель, которую уже достаточно давно провозгласило российское руководство – ликвидировать зависимость страны от иностранных нефтепродуктов. До резкого снижения нефтяных цен в марте, которое продолжается и сейчас, это удавалось. Схема проста: в России давно выработаны и отлажены цепочки поставок нефтепродуктов во все регионы страны. Если сейчас допустить ввоз дешевого топлива, все эти связи будут разрушены. При этом мы должны понимать, что ситуация с низкими ценами нефти не вечна, а выстроить заново куда сложнее и дороже, чем сломать". Россияне дешевый бензин не заметятНа сегодняшний день российский бензин в стране оказался намного дороже нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов). В таких условиях импорт зарубежного топлива неизбежен – это диктуют законы рынка. А спрос на бензин сильно упал из-за карантина - по оценкам министра энергетики Александра Новака, в крупных городах снижение составило 10-30%. То есть российские компании уже находятся в непривычных и некомфортных условиях. Получается, без запрета на импорт нишу российского топлива займет дешевое заграничное, произойдет затоваривание рынка. Сейчас, по словам специалистов, переработка на российских НПЗ уже на околонулевой рентабельности. И без политической поддержки отрасль может не пережить кризисный период, что лишит Россию независимости в обеспечении своих нужд горючим. "Во всей этой истории есть интересный нюанс – даже если в страну ввозить дешевое импортное топливо, то рядовой российский автолюбитель существенного снижения цены не заметит. В любом случае бензин будет обложен акцизом, к конечной стоимости прибавится и транспортировка горючего по стране до автозаправок. То есть цена понизится несущественно, а удар наносится по целой отрасли производства. Разрушенные логистические цепочки поставок после повышения мировых цен на нефть придется восстанавливать – это недешево. А значит, в перспективе у нефтяников появится аргумент просить компенсаций из бюджета как у пострадавших от коронавируса отраслей. Куда логичнее запретить импорт топлива сейчас, чем потом собирать отрасль и субсидировать ее восстановление", - заключает Игорь Юшков. Автор: Максим Бут Источник: Экономика сегодня, 07.04.2020 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года«Газпром» на передовой экономических и политических битв с ЕвропойНефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживанияАрктические проекты в контексте энергетического разворота на востокВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|