Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт развенчал "аргументы" Белоруссии для снижения стоимости российского газа

Эксперт развенчал "аргументы" Белоруссии для снижения стоимости российского газа

Просьбы Белоруссии к России снизить цены на газ в 2020 году выглядят странно и нелогично – едва ли Москва пойдет на пересмотр долгосрочных контрактов. Об этом ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

"Белорусская сторона инициировала перед ПАО "Газпром" вопрос о пересмотре в сторону снижения стоимости поставляемого в 2020 году природного газа", - заявил министр энергетики РБ Виктор Каранкевич. По его словам, сейчас прослеживается ярко выраженная динамика снижения мировых цен на энергоресурсы, в том числе на природный газ. Минск, дескать, в качестве "одного из механизмов пересмотра предложил возможность покупки определенных объемов газа на биржевых площадках по конкурентным ценам".

В 2020-м цена газа для Белоруссии сохранилась на уровне предыдущего года — 127 долларов за тысячу кубометров. Такое соглашение в феврале подписали глава "Газпрома" Алексей Миллер и белорусский посол в Москве Владимир Семашко. Минск впоследствии заявил, что получает газ по 145 долларов – еще в $20 обходится доставка по территории Белоруссии конечному потребителю. Но руководство РБ по непонятным причинам включает эту стоимость в общую цену.

"Новые требования Белоруссии выглядят довольно странно на фоне уже подписанного месяц назад контракта, - отмечает аналитик. – В Минске явно отказываются воспринимать разницу между долгосрочными договоренностями о поставках сырья и покупкой его на спотовом рынке. Если ты хочешь получать крупные и гарантированные объемы газа по трубопроводу, то будь готов оплачивать их по фиксированной цене. Все зависимости от мировых цен есть контракт, который подразумевает обязанности двух сторон.

Большинство стран делают иначе. Они контрактуют трубопроводные поставки, к примеру, на 60-80% от необходимых объемов, остальное по мере необходимости докупают на спотовом рынке по мировым ценам. Но тут ситуация двоякая, ибо мировые цены непредсказуемы. Если сейчас они снижаются, то уже завтра под влиянием изменившихся обстоятельств пойдут вверх. В том и заключается особенность спотовых поставок – они всегда рискованные".

Минск манипулирует ценой в отсутствии рисков

Посол Москвы в Минске Дмитрий Мезенцев не исключил, что страны в перспективе могут сесть за стол переговоров и "переосмыслить" цену на российский газ с учетом падения мировых цен на нефть. Однако что касается контракта, уже подписанного на 2020 год, дипломат РФ уверен: он должен исполняться. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в начале апреля заявил, что российский газ для республики в нынешних условиях должен стоить около $40-45 за 1 тысячу кубометров.

Лукашенко на встрече с президентом России Владимиром Путиным в середине декабря заявил, что при интеграции с Россией Белоруссии не нужны будут дешевые газ и нефть. "Равные условия - больше ничего не надо", - говорил белорусский президент. В феврале Лукашенко заявил, что Россия пять лет назад обещала Минску внутрироссийские цены.

"Белоруссия ведет себя довольно странно. Если бы сейчас мировые цены на газ выросли выше 127$, то Минск явно бы не обратился к Москве с требованием "восстановить справедливость" и повысить для него контрактную цену. Зато воспользоваться в качестве аргумента снижением цен в Белоруссии считают уместным. Но сие совсем не означает, что Москва пойдет на удовлетворение этих требований.

Минск изначально понимал цену и мировую конъюнктуру, когда подписывал контракт о гарантированных поставках. Потому и добровольно расписался в газовом контракте на 2020 год. Оснований для пересмотра условий нет, и едва ли российская сторона воспримет аргумент со снижением мировых цен – речь идет о нежелании Белоруссии рисковать, а получить максимум от РФ за минимальную цену", - подчеркивает эксперт.

Белоруссия не диверсифицирует поставки

Лукашенко часто путает и забывает важные обстоятельства серьёзных коммерческих процессов. К примеру, такого субъекта хозяйствования, как "Белтрансгаз", давно де-юре не существует: госкомпания была выкуплена "Газпромом" за $5 млрд и переименована в "Газпром трансгаз Беларусь", являющуюся белоруской дочерней компанией российского газового холдинга. Однако Минск регулярно пытается вмешаться в транзитные поставки.

При этом Белоруссия предлагала снизить цену на получаемый газ до уровня его стоимости для Смоленской области - в рамках интеграции по договору о Союзном государстве. В ответ президент РФ Владимир Путин заявил, что считает преждевременным снижение цен на газ Белоруссии, пока "союзное строительство не завершено".

"Белоруссия заявляет на высоких площадках о своей независимости уже 30 лет, и все эти годы настойчиво выпрашивает у России скидки на нефть и газ, часто получая самые привлекательные условия. Нередки и демарши, когда Лукашенко грозно требует найти альтернативные источники поставок, и даже в РБ поступают малые партии нефти из разных стран. Но неизменно страна возвращается к российскому сырью – оно самое выгодное.

При этом примечательно, что при всей гордости за независимость Белоруссия за десятилетия даже не сделала попыток обеспечить себе источник газовых поставок из других государств. Не прокладывались газопроводы в сторону Европы, не строились мощности по приему сжиженного газа. Все это выглядит странно – многие годы говорить о необходимости газовой независимости от России, но ничего в этом отношении не предпринять.

Так что сейчас мы видим лишь очередную попытку получить от России более дешевое сырье. Такое поведение для белорусской стороны давно стало традиционным, и в РФ никого не удивляет", - заключает Александр Перов.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 09.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики