Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая сделка ОПЕК+ станет выбором между тяжелыми временами и катастрофой

Новая сделка ОПЕК+ станет выбором между тяжелыми временами и катастрофой

Сокращение нефтедобычи на 2,5 млн баррелей в сутки, как предполагается по предварительным договоренностям ОПЕК+, будет весьма непростой задачей для России, однако эти условия еще не окончательны, рассказали в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, комментируя итоги онлайн-саммита нефтепроизводителей.

«Сокращение добычи до 8,5 млн баррелей в сутки - это большая проблема для отрасли. В последние три года, пока действовало соглашение ОПЕК+, Россия не закрывала никакие скважины, а все сокращение добычи считалось за счет того, что пересматривались планы и новые скважины не вводились в срок. За этот период Россия даже несколько увеличила добычу. Наше участие в ОПЕК+ до сих пор было достаточно безболезненным и не накладывало на нас больших обязательств. Но то, о чем сейчас идет речь, означает закрытие большого числа скважин, многие из которых нельзя будет восстановить», - пояснил Алексей Белогорьев.

После того, как период затоваривания рынка пройдет и спрос на энергоносители вырастет, России понадобятся новые и значительные инвестиции в капитальный ремонт закрытых скважин и бурение. «В первую очередь это будет нужно выработанным, высокообводненным месторождениям. Поэтому для России такие условия являются большим вызовом. С другой стороны, встает вопрос, смогли бы мы избежать сравнимого снижения добычи по естественно-экономическим причинам (из-за низкого спроса на нефть)? На мировом рынке тяжелейший кризис перепроизводства, российские компании впервые в современной истории столкнулись с тем, что не могут сбыть весь объем добытой нефти. Отрасль к такому развитию событий оказалась попросту не готова», - обратил внимание заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

«Дело в том, что прежде экспорт даже не моделировался никогда серьезно, предполагалось, что экспорт – это разница между добычей и внутренней переработкой нефти, так как весь экспортный объем, каким бы он ни был, можно сбыть на внешних рынках. Российская нефть конкурентоспособна по издержкам, востребована по своим качествам, выстроена хорошая логистика. Теперь же мы столкнулись с тем, что весь объем сбыть невозможно, а значит, самое позднее в мае России пришлось бы сокращать добычу, просто потому что хранить нефть негде. У нас нет развитой системы нефтяных резервов. В мире это тоже основная причина падения цен на нефть – заполняются все хранилища, а их аренда дорожает. То есть проблема даже шире, чем переизбыток предложения, и тут из-за отсутствия надежной статистики даже невозможно посчитать, насколько пришлось бы сокращать добычу без сделки с ОПЕК», - сообщил Алексей Белогорьев.

Игорь Юшков, в свою очередь, отметил, что пока эти 2,5 млн баррелей являются лишь предметом дискуссии на переговорном столе. «Россия поставила изначально условие, что сократит объем добычи, только если к сделке присоединятся страны-производители за пределами ОПЕК+, прежде всего, США, Канада, Великобритания и Норвегия. Это было бы логично, ведь от низких цен страдают все, а значит, и бороться за их рост должны все вместе. Поэтому озвученные параметры сокращения – это, я думаю, старт всеобщего переговорного процесса. Квоты принимаются на объем добычи с 1 мая, а значит, весь остаток апреля будут вестись дискуссии вокруг них», - ожидает он.

«Договориться нужно о многом, к примеру, об участии Мексики, которая подрывает соглашение внутри старого формата ОПЕК+. Будет вестись активный диалог с США, желающими представить свое естественное сокращение объемов добычи из-за низких цен вкладом в мировую ребалансировку и настаивающими, что никакие обязательства они на себя брать не будут. Согласится ли на это ОПЕК+ и Россия, еще не понятно. Возможен компромиссный вариант, когда в мае-июле мы согласимся не смотреть на США и сокращать добычу только внутри ОПЕК+, а потом уже следить за их поведением. Тогда, к примеру, если цены поднимаются к $50 за баррель и американцы начинают наращивать добычу, мы тут же из сделки выходим. Посмотрим, что сегодня будет сказано со стороны США на онлайн-конференции министров энергетики стран G20», - добавил Игорь Юшков.

Эксперт напомнил, что перепроизводство нефти в апреле оценивается не менее чем в 15 млн баррелей в сутки, поэтому к согласию ОПЕК+ сократить свою добычу на суммарные 10 млн баррелей в сутки будет необходимо добавить сокращение хотя бы на 5 млн баррелей в сутки со стороны США, Канады и прочих не участвующих в ОПЕК+ нефтепроизводителей. «Только в этом случае мы сможем все вместе ребалансировать рынок. Сразу, конечно, мы не увидим ни высоких цен, ни какого-либо восстановления баланса, скорее, новая сделка ОПЕК+ позволит избежать наихудшего сценария, который предполагает переполнение хранилищ во всем мире, и в танкерах, и в наземных емкостях. Если сейчас ничего не делать, то к середине мая хранилища будут переполнены, и тогда совершенно всем нефтепроизводителям придется остановить добычу, так как добытую нефть некуда будет девать. То есть сделка ОПЕК+ призвана не допустить переполнения хранилищ в первую очередь», - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Источник: Вестник Кавказа, 10.04.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики