Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+

Пока не понятно, как оценивать договоренности по ОПЕК+, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Был обговорен новый вариант ОПЕК+

Участники соглашения ОПЕК+ согласовали снижение добычи нефти на 10 млн баррелей в сутки от октября 2018 года, причем для России и Саудовской Аравии, которые взяли на себя обязанность сократить добычу на 1,8 млн баррелей в сутки, уровень определен отдельно и рассчитывается исходя из сокращения на 11 млн баррелей.

Напомним, что 9 апреля прошла онлайн-конференция участников соглашения ОПЕК+, которая восстановила работу этого регулятора нефтяного рынка. После провала переговоров в марте соглашение ОПЕК+ прекратило действие 1 апреля, а 9 апреля восстановило свою работу после трехсторонних переговоров США, России и Саудовской Аравии.

10 апреля ночью президент США Дональд Трамп заявил, что у него были позитивные переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии Сальманом. Несмотря на это, американцы не являются участниками ОПЕК+, поэтому уровень их участия в этих переговорах совершенно не понятен.

В реальности здесь ничего не ясно, поскольку был демарш Мексики, которая отказалась брать на себя обязательства по ограничению добычи, а также непонятно, какая роль будет у США и других независимых производителей.

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+ 

«Сейчас неясно, есть соглашение или нет. Мексика не согласна с квотами, на которых настаивает ОПЕК+. Непонятно, будет ли здесь достигнуто соглашение, которое закроет этот вопрос», - констатирует Юшков.

Основной проблемой является не цена на нефть – надо смириться с тем, что она в течение года будет низкой и в среднем ниже российского бюджетного правила (42,4 доллара за баррель), а объемы нефтяных хранилищ.

Переизбыток предложения над спросом нефти составляет сегодня в мире от 14 (оценка ОПЕК) до 30 млн баррелей нефти в сутки, причем наиболее частые оценки находятся в районе 20-30 млн баррелей. В такой ситуации производители нефти могут столкнуться с ситуацией, когда им придется неконтролируемо сокращать добычу нефти.

Из-за этого Россия и Саудовская Аравия и пошли на компромисс, пусть и ясно, что с экономической точки зрения это соглашение никому из них в стратегическом плане не выгодно.

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+ 

Непонятен смысл демарша Мексики

«Непонятно, будут ли реализовывать соглашение без Мексики, или может быть ОПЕК+ пойдет на условия этой страны, хотя возможны и другие варианты. Вопрос окончательно не урегулирован. Мексика может опираться на разные тезисы – она может специально подвешивать соглашение ОПЕК+ для того, чтобы выйти на переговоры с США. Мексика имеет много вопросов к американцам, а переговоры по сделке шли на трехстороннем уровне без участия других стран, которые должны будут взять на себя обязательства по сокращению добычи», - заключает Юшков.

Юшков полагает, что мексиканцы могут в обмен на свое согласие попытаться выбить у США поблажки, поскольку Трампу важно соглашение ОПЕК+.

«Вопросов между Мексикой и США много – это эмиграция, стена и другие моменты. Второй тезис заключается в том, что в Мексике и без соглашения ОПЕК+ падает добыча – в прошлом году она упала на 7 процентов. Возможно, мексиканцы исходят из того, что Мексика и без этого снижает свои объемы, поскольку данные процессы шли в этой стране даже в хорошие времена для нефтяных цен», - резюмирует Юшков.

Игорь Валерьевич полагает, что из-за этого судьба нового соглашения ОПЕК+ висит в воздухе, причем совершенно непонятна роль США в этой системе координат.

Новая сделка будет являться ситуативной

В мире существуют три ведущих производителя нефти – Россия, США и Саудовская Аравия, причем Америка является главным потребителем нефти в мире. По этой причине участие в сделке только Москвы и Эр-Рияда усиливает позиции Вашингтона и американских производителей нефти.

«Сегодня пройдут переговоры министров энергетики стран G20, поэтому надо дождаться прояснения от США, будут ли они вносить свой вклад в ограничения добычи. От этого зависят перспективы ОПЕК+», - констатирует Юшков.

Игорь Валерьевич считает, что над всеми участниками рынка висит угроза заполнения мировых хранилищ нефти. Если такое произойдет, то больше ничего нельзя будет сделать – нефть будет некуда складировать, поскольку потребление сырья в ближайшие месяцы не выйдет на нужный уровень, что и стало причиной данных переговоров.

«Если же соглашение будет имплементировано всеми участниками, то оно закроет проблему с хранилищами и отодвинет ее на значительный срок. Все тогда будут надеяться на то, что потребление нефти в мире возрастет раньше, чем переполнятся хранилища, поскольку объявленное сокращение добычи не покроет всю разницу между предложением сырья и спросом, а только отодвинет этот вопрос на несколько месяцев», - заключает Юшков.

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+

Демарш Мексики продемонстрировал уязвимость нового соглашения ОПЕК+ 

Еще интересным моментом является то, что речь идет о двухлетнем соглашении с возможностью его пересмотра в декабре 2021 года. Очевидно, что это жесткое условие, поскольку мировая экономика может восстановиться гораздо раньше, из-за чего сделка уже к зиме не будет отвечать российским интересам.

«Я думаю, что перед нами ситуативная сделка, а ее долгосрочный характер объявляется для того, чтобы не было паники на бирже. На самом деле параметры соглашения могут верстаться в зависимости от ситуации на рынке, а так соглашение ОПЕК+ всегда было ситуативным и всегда зависело от того, что существует в нефтяном секторе. Поэтому стороны продолжат корректировать объем добычи», - резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики