Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: ОПЕК+ и Брестский мир имеют разную трактовку, но их важность для РФ неоспорима

Митрахович: ОПЕК+ и Брестский мир имеют разную трактовку, но их важность для РФ неоспорима

Сделку ОПЕК+, как и Брестский мир, нужно рассматривать в виде совокупности минусов и плюсов, которых намного больше, рассказал ФБА "Экономика сегодня" преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Вице-президент и совладелец крупнейшей российской частной нефтяной компании "Лукойл" Леонид Федун заявил РБК о том, что новое соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти можно сравнить с Брестским миром, который стал унизительным для России. Березкин напомнил, что тогда большевики в 1918 году были вынуждены по различным причинам пойти с Германией на сделку, которая была еще и тяжелой.

Напомним, что Брестский мир — это сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в городе Брест-Литовск представителями Советской России и Центральных держав, обеспечивший выход РСФСР из Первой мировой войны. Заключению Брестского мирного договора предшествовали соглашение о перемирии на Восточном фронте и мирная конференция, проходившая в три этапа с 22 декабря 1917 года.

“Важно понимать, что в брестском мире были позитивные решения. Он помог остановить наступление. Метафора, которую использует вице-президент и совладелец крупнейшей российской частной нефтяной компании "Лукойл" Леонид Федун, имеет право на существование”, - комментирует эксперт.

Станислав Митрахович отмечает, что после распада сделки ОПЕК+ в марте 2020 года и заявления Саудовской Аравии о повышении объемов добычи до исторического максимума представитель “Лукойла” заявлял, что необходимо было сохранять соглашение ОПЕК+.

“Тогда саудиты предложили условия, на которые Российская Федерация не согласилась. Наша страна придерживалась позиции, подразумевающей продление сделки на действующих на тот момент условиях. Но уже были не согласны саудиты.

После этого звучали и точки зрения других нефтедобывающих российских компаний, которые, наоборот, говорили, что прекращение сделки в марте является рациональным решением. Те аргументы, которыми они обосновывали мнения, казались мне вполне логичными. Среди них были утверждения о том, что пока Российская Федерация сокращает добычу, объемы растут у ее конкурентов, которые занимают место Москвы на рынке”, - добавляет собеседник агентства.

Преимущества ОПЕК+ для РФ

Кроме того, эксперт подчеркивает, что к новой сделке ОПЕК+ нужно относиться как к совокупности плюсов и минусов.

Основным плюсом Станислав Митрахович называет возможность снижения рисков максимального падения цен на нефть - в условиях перепроизводства энергоресурса из-за пандемии коронавирусной инфекции существовала вероятность того, что без ОПЕК+ цена на нефть ушла бы ниже предела в $10 за баррель.

“Скорее всего, стоимость некоторых марок нефти была бы еще меньше. Около 10 дней назад сделки, которые осуществлялись на рынке физической нефти, а не фьючерсов, проходили на уровне $10 за баррель. Такая цена была при Борисе Ельцине.

Нынешнее руководство страны опасается жить при такой стоимости на нефть. И правильно делает, так как низкая цена создает болезненную экономическую ситуацию для нашего государства и многих конкурентов”, - говорит эксперт.

Стоит отметить, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью передаче "Большая игра" на Первом канале назвал "безусловным успехом" консенсус 22 из 23 стран ОПЕК+ по сокращению добычи, достигнутый 10 апреля 2020 года.

Напомним, что министры энергетики стран G20 вслед за ОПЕК+ обязались принять немедленные меры по обеспечению стабильности энергетического рынка в свете пандемии коронавируса.

Альтернативный сценарий без ОПЕК+

Станислав Митрахович предположил, что страны могли бы не заключать новую сделку ОПЕК+, а подождать, пока в течение какого-то времени конкуренты начнут сходить с дистанции.

“Не только для Соединенных Штатов Америки, но и для стран Ближнего Востока и Африки жить при ценах на нефть, не превышающих $20 за баррель, очень сложно. Поэтому Российская Федерация теоретически могла бы подождать вынужденного снижения объемов другими государствами и занять их место на рынке на 2-3 месяца до ухода коронавирусной инфекции”, - объяснил собеседник агентства.

Сейчас переговоры ОПЕК+ показывают нам, что среди нефтедобывающих стран остаются так называемые безбилетники. 

“Это те государства, которые не участвуют в сокращении добычи. Например, новое коммюнике совещания G20 не содержит параметров того, насколько Соединенные Штаты, Канада или Бразилия будут сокращать свою добычу.

Там указано лишь то, что участники встречи отдают должное попыткам определенных стран принять меры по стабилизации ситуации на рынке. Иными словами, это говорит о том, что указанные и другие страны не взяли на себя никаких обязательств по снижению объемов”, - говорит эксперт.

Станислав Митрахович подчеркивает - объемы российских конкурентов будут сокращаться из-за экономической ситуации на рынке, но не из-за ОПЕК+. То есть Россия могла бы так же снижать показатели, не участвуя в сделке.

“Но Российская Федерация, в отличие от тех государств, взяла на себя обязательство. Америка, Бразилия и Канада, а также некоторые другие, как и раньше, остаются безбилетниками — это существенный минус сделки”, - сказал Митрахович.

Однако, добавляет эксперт, российская сторона решила не рисковать, используя другую стратегию, а пойти на сокращение объемов сейчас. Такое решение обеспечит позитивные итоги и позволит сохранить цены на нефть в коридоре $30-40 за баррель.

Отсутствие соглашения гарантировало бы переполнение нефтехранилищ мира через 1-2 месяца и продажу нефти российской стороной по $15 за баррель.

“Ситуация неоднозначная, но ОПЕК+ даст гарантию медленному снижению стоимости нефти, то есть она будет падать не так быстро, как могла бы. Но если соглашения не будет, то пришлось бы обсуждать, как жить при стоимости $8 за баррель”, - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 11.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики