Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за март 2010 г.

Топ-лист событий за март 2010 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за март 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Газовые переговоры с Украиной

    Месяц прошел в ожидании какого-то прорыва, однако неопределенность сохранилась. Понятно, что спонсоры Виктора Януковича теперь хотят получить бонусы, чтобы окупить избирательную компанию, и отправляют его в Россию с тем, чтобы любыми способами добиться снижения оплаты уже к 7 апреля. Понятно, что Россия исходит из того, что надо выполнять тот контракт, который заключен, и если Украина хочет уступок, для этого должны быть весомые аргументы. Пока Киеву не удается продать политику за газ, т.к. Россия пока покупать ее особо не хочет. Для Украины в сложившихся обстоятельствах наиболее драматичны два момент: во-первых, Европа тоже за нее платить не хочет. А во-вторых, украинская ГТС оказалась уже, по большому счету, России не так нужна, как было в 2002 году, когда подписывали бумаги по газотранспортному консорциуму (подробнее об этом вы можете прочитать здесь).

  2. Президент России Дмитрий Медведев провел в Ханты-Мансийском округе специальное заседание по энергоэффективности

    Это заседание еще раз показало, что энергоэффективность является одним из любимых проектов Медведева. Но при этом ясно, что никакого стратегического видения по этому вопросу пока нет. Уже не то что годами, но почти десятилетиями говорится, например, о попутном газе – о нем вспоминали и на совещании в ХМАО. И эта суета с лампочками: сперва рассуждали об энергосберегающих лампах, теперь переключились на светодиодные… К сожалению, подвижек никаких нет. И пока совершенно непонятно, как применять в регионах закон об энергоэффективности. Любопытны и симптоматичны аппаратные решения, когда, скажем, комиссию по ТЭК Дмитрий Медведев пытается превратить в комиссию по энергосбережению. Это все больше напоминает прежнюю практику, когда аппаратных противников и опасных конкурентов бросали на фронт развития сельского хозяйства. Как известно, комиссию по ТЭК возглавляет вице-премьер И. И. Сечин, который находится в непростых отношениях с президентом России. В этом плане, конечно, много возникает вопросов. Как, собственно, будут развивать энергоэффективность дальше? Все понимают, что это нужно, что это позволит экономить миллиарды рублей, а то и долларов, но как только дело доходит до практики, наступает определенный паралич.

  3. Заявление ConocoPhillips о продаже 10% акций «Лукойла»

    Это событие достаточно значимое. Суть его в следующем: в России крайне сложная ситуация с добычей. В Западной Сибири рост добычи падает, нужные огромные инвестиции для подъема восточносибирских месторождений. При этом компании, в том числе и «Лукойл», режут инвестпрограммы, мотивируя это кризисом. Цена добычи растет постоянно, денег в стране не хватает, налогами, вроде, стимулируют, но при этом деньги по-прежнему можно взять только с нефтегазового комплекса. И в этой ситуации правительство обратилось к нерезидентам с просьбой увеличить свою активность на российской территории. Но нерезиденты нуждаются в гарантиях и в допуске к новым месторождениям. Неслучайно руководство Conoco прямо указало на тот факт, что «Лукойл» не получает никаких лицензий. Очевидно, что в ситуации позиционных переговоров нерезиденты пытаются как-то надавить на правительство России. Это очень тревожный сигнал. Может, это и простое совпадение, но правительство заявило, что в этом году абсолютно точно будет объявлено, кому передадут лицензии на стратегические месторождения нефти имени Требса и имени Титова, на которые всегда претендовал «Лукойл». Таким образом, Conoco как бы показывает, что если россияне заинтересованы в стратегическом партнерстве, пора от слов переходить к делам.

  4. Nord Stream получил кредиты от европейских банков

    Ясно, как говорится, что матч состоится в любую погоду: проект будет, разрешения получены, деньги есть. С учетом неопределенности вокруг Штокмана, возможно, что и это месторождение будет более активно подключаться к проекту. Есть вопросы, связанные со строительством труб уже по территории Германии. Т.е. сейчас проблемное поле Nord Stream переходит от собственно подводной трубы уже к надводной ее части на территории Германии, потому что до потребителей надо построить две трубы. А вот то, как они будут функционировать в условиях правоприменения «третьего энергопакета», вопрос очень любопытный.

  5. Публичное озвучивание идеи об объединении «Набукко» и «Южного потока»

    ФНЭБ говорил о перспективности такого совместного проекта почти полтора года назад. Нам эта идея кажется разумной. Сегодня и Европа, и Россия могут совершить достаточно драматичную ошибку. Европа убеждена, что она возьмет газ в других местах, а Россия убеждена, что она пристроит газ в другие места. Через несколько лет, когда уже решения будут приняты и построена инфраструктура, может оказаться, что это все были иллюзии. Нам нужны проекты, которые бы показали, что мы по-прежнему партнеры, а не враги. «Южный поток» и «Набукко» все равно рассматриваются как конкуренты. Эту ситуацию нужно каким-то образом менять. С другой стороны, есть, похоже, такая иллюзия, что вот-вот мы додавим, и проект «Набукко» развалится, а мы выйдем победителями. Несомненно, успехи есть: например, заключение соглашения с Хорватией. Желание Загреба присоединиться к «Южному потоку» любопытное потому, что Хорватия при этом строит терминал по сжижению газа на о-ве Крк. Но все равно, показывать свой триумф над Европой нельзя. «Южный поток» - проект европейский, не случайно и французы в него просятся. Вот почему интеграция «Южного потока» и «Набукко» была бы позитивной. Пока отрицательное отношение к объединению высказал только министр энергетики России Сергей Шматко, но мы понимаем, что, пока свое мнение не озвучил премьер-министр Владимир Путин, решение не принято. Будем ждать официальных заявлений.

  6. Продолжение борьбы за налоговые льготы для Восточной Сибири

    Весь месяц шли теневые перепалки между министром финансов России Алексеем Кудриным и вице-премьером Игорем Сечиным. Ситуация с налогами очень показательна: в одной стороны, все понимают, что налоговые льготы для Востока важны. Но, с другой стороны, понятно, что взять деньги для бюджета страны кроме как с нефтегазового комплекса больше и неоткуда. Поэтому принято такое негласное соломоново решение: льготы сохранят, если деньги для бюджета найдут в других местах. Вот Игорь Иванович Сечин и ищет эти деньги в других местах.

  7. Эскалация нефтяного конфликта с Белоруссией

    Вероятно, одним из мест, откуда пытается взять деньги г-н Сечин, является Белоруссия. Т.е. возможно сократить льготный режим для союзного государства и эти деньги направить в российский бюджет, чтобы компании, которые ведут разработку в Сибири, наконец, получили льготы. Игорь Иванович Сечин известен тем, что он всегда добивается поставленной цели, что и заставляет Лукашенко очень сильно нервничать. Именно поэтому весь апрель прошел в очень громких заявлениях со стороны президента Белоруссии – сначала это был договор с Венесуэлой о поставках нефти, потом - заявление о том, что венесуэльские компании будут участвовать в приватизации белорусских НПЗ. Ну и, наконец, последняя его идея: венесуэльская нефть будет поставляться через Украину по знаменитому трубопроводу Одесса-Броды. Этот трубопровод всегда рассматривался как антироссийский проект. Сейчас он используется в реверсном режиме. Даже оранжевая власть не смогла его запустить, потому что это нерентабельно. И вот Лукашенко собирается транспортировать венесуэльскую нефть по этой трубе, что, конечно, с экономической точки зрения, является абсурдом. С политической точки зрения, возникают вопросы: а Лукашенко кто нам? Политический партнер? Если он нам политический партнер, то сколько стоит это партнерство? А если партнерства нет, то чего тогда мы ждем?

  8. Компании Геннадия Тимченко купили «ГЕОТЕК Холдинг»

    Империя Тимченко расширяется, теперь он идет и в нефтесервис. Тенденция прошлого года – опубличивание империи Тимченко и демонстрация все новых активов - продолжается. Если Тимченко всегда был королем трейдинга, т.е. продаж нефти, то теперь он идет «вниз», т.е. от сбыта идет к добыче. Если окажется, что он уже давно находится в добыче, это будет последним сегментом опубличивания. Пока же такой информации нет.

  9. Развитие дела ЮКОС и его последствия для России

    Снова это дело напомнило о себе. Понятно, что решения пока принимаются об американских активах «Роснефти», бизнес там довольно несерьезный, но, тем не менее, эффект это имеет. Будем ждать главного – суда в Гааге. Он может гораздо больше «испортить крови» компании «Роснефть».

  10. Владимир Путин принял участие в запуске второго энергоблока Волгодонской АЭС

    Стартовал второй крупный атомный проект за последнее время. До этого было подписано соглашение о строительстве Калининградской атомной станции. Все это говорит о том, что Росатом намерен форсировать строительство энергоблоков в России и за рубежом и выйти на показатель ввода 1-2 блока в год. Но ясны и проблемы, с которыми придется столкнуться Росатому. Прежде всего, это проблема кадров, даже не проблема денег, а именно кадров. Кроме того, актуальна проблема машиностроительного комплекса, который может не успевать за строительством атомных блоков. Если раньше казалось, что не хватит бетона или строительных мощностей, то в период кризиса как раз появились возможности изыскания дополнительных ресурсов. Тем не менее, пока еще остается очень много вопросов относительно перспектив реализации планов Росатома. Тем более, что в марте много говорилось и о внешних проектах – о Турции, об Индии, куда, кстати, нанес визит Путин, о Китае, ну и, естественно, об иранских контрактах.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики