Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на нефть рухнули: что будет дальше?

Цены на нефть рухнули: что будет дальше?

Масштаб снижения потребления нефти, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, просто огромен. Стабилизировать рынок только усилиями стран ОПЕК+ было просто невозможно.

Несмотря на недавнее заключение новой сделки ОПЕК+, накануне вечером ситуация на нефтяном рынке напоминала сводки с линии фронта. Резко упали майские фьючерсы американской нефти марки WTI, цена доходила до отрицательной. Продавцы готовы были «продавать», доплачивая (!) покупателям 50 долларов за баррель. Судя по всему, причина в полной загруженности резервуаров с нефтью в США, а ведь к Штатам приближаются еще 20 танкеров с 40 миллионами баррелей саудовской нефти. Контракт на покупку такого объема «черного золота» был заключен еще до того, как страны ОПЕК+ заключили повторное соглашение.

Снижается и цена на нефть марки Brent. Что происходит? Ведь ранее страны ОПЕК+ договорились о рекордном снижении нефтедобычи почти на 10 миллионов баррелей в сутки.

Как передает AZE.az, ситуацию для Media.Az прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве Российской Федерации Станислав Митрахович:

– Надо учитывать несколько факторов. Масштаб снижения потребления нефти, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, просто огромен. Стабилизировать рынок только усилиями стран ОПЕК+ было просто невозможно. В апреле, по разным оценкам, потребление нефти в мире снизилось на треть. Это колоссальный объем (от 15 до 30 миллионов баррелей в сутки). А добыча так резко не сокращается. Происходит перепроизводство, в итоге цена на нефть идет вниз.

Стоит отметить, что сделка ОПЕК+ вступает в силу только с 1 мая. А нефтехранилища продолжают заполняться. И те страны, которые согласились с соглашением, уже сейчас должны начинать сокращение производства нефти, чтобы выйти на нужный показатель к началу мая. Осталось-то не так много времени. Но у меня нет уверенности, что это случится.

Участники ОПЕК+ могут ждать действий тех стран, которые не входят в соглашение. Речь о Канаде, Бразилии, США, Норвегии и других. Даже участники ОПЕК+ следят друг за другом: Может быть, сосед сократит добычу быстрее, и тогда мне не придется вводить ограничения. Но, пока «коронавирусные ограничения» не прекращаются, быстрого восстановления спроса на нефть не будет.

– Азербайджан уже сократил экспорт нефти на 5,6%. Неужели у других нефтедобывающих стран нет понимания необходимости введения срочных мер, чтобы стабилизировать цены на «черное золото»?

– Есть «теория игр» и модель «дилемма заключенного». Смысл в том, что есть группа игроков, объединенных одной целью, которые должны сотрудничать. Но все друг другу не доверяют, и эти «картели» разрушаются из-за недостатка доверия. ОПЕК+ является как раз такой разновидностью картеля. И его участники завидуют тем, кто вне соглашения. Как я уже упоминал, США, Норвегия и другие страны не взяли на себя никаких обязательств. Да, Штаты приняли на себя часть обязательств Мексики по сокращению добычи нефти. Но это мизер. Соединенные Штаты вполне могли полноценно участвовать в соглашении. Есть налоговые меры, правовые механизмы по урегулированию уровня добычи.

Или, возьмем Бразилию. Министр энергетики этой страны Бенту Альбукерке сказал, что к сделке ОПЕК+ страна присоединяться не будет, но есть компания Petrobras, которая, если захочет, то может присоединиться. Но ведь Petrobras – государственная компания. Она делает то, что скажет правительство. А тут Мексика смотрит на Бразилию и недоумевает: Получается, что бразильцы умнее нас? Почему мексиканцам надо сокращать добычу, а бразильцам нет?

Еще очень важный момент. По сделке ОПЕК+ надо было сокращать уровень добычи нефти не на 10 миллионов баррелей в сутки, а, скажем, на 25 миллионов. Тогда был бы больший эффект.

В последнее время страны-производители нефти просто заполняли нефтехранилища, заняли выжидающую позицию. Может, карантин снимут по всему миру, а может – конкуренты потеряют свои позиции. Это совершенно нездоровая ситуация, которая грозит всему миру экономическими проблемами. Кстати, была новость, что из Саудовской Аравии в США направляются танкеры с нефтью…

– … С 40 миллионами баррелей нефти.

– Совершенно верно. Представьте себе, что они туда доходят, а разгрузить некуда. Тогда свою нефть придется бесплатно отдавать. Но этого надо было ожидать. США стоило присоединиться к нефтяной сделке, а не делать неподкрепленные заявления.

– Возвращаясь к недавней сделке ОПЕК+. Ее многие российские аналитики назвали поражением России, так называемым «Брестским миром» (подписан в 1918 году, после чего формально Советская Россия вышла из Первой мировой войны – ред.).

– Такое заявление делал и Леонид Федун, совладелец компании «Лукойл». Но что значит «Брестский мир»? Это правильное действие, которое, однако, носит унизительный характер.

Когда Россия снижает добычу нефти, то оказывает в худшей ситуации, чем страны с более теплым климатом. Дело в том, что в странах с холодным климатом вернуться на прежний уровень добычи будет сложнее.

Сделка ОПЕК+ в любом случае смягчает шок. Сейчас надо дождаться мая. Места в хранилищах по всему миру просто заканчиваются. В России их хватит примерно на месяц. Но проблема в том, что в рамках этого соглашения не было создано формата, который способен стабилизировать цены, исключить возможность шока. Было бы хорошо, как я уже отмечал, если бы к сделке присоединились американцы как один из крупнейших производителей нефти. Ведь когда есть «безбилетники», то рынок не воспринимает сделку как эффективную.

– Не могу не спросить про долгосрочный прогноз ОПЕК, который был обнародован в начале ноября 2019 года. В тексте отмечалось, что глобальный спрос на энергоносители с 2018 по 2040 год вырастет с 286 миллионов баррелей до 357 миллионов в сутки. Рост прогнозировался за счет увеличения спроса в Индии и Китае. Но сейчас эти страны на карантине. Китай потихоньку выходит из него, но в Индии все только начинается.

– Конечно, коронавирус переиграл все прогнозы. Риск пандемии не был и не мог быть учтен. Что касается прогнозов на 2040 год, то здесь вообще сложно что-то сказать, все может поменяться очень быстро. Что означает дешевая нефть? Недорогой бензин, во всяком случае, в США. А как это отразится на электромобилях? Выгоднее будет покупать автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Так что электромобили могут получить серьезный удар.

Так что нефть, бензин, получают шансы продлить свой век. Да, от электромобилей не откажутся, но развитие этой сферы будет заторможено на несколько лет. А с другой стороны, инвесторы будут меньше инвестировать в нефтяные компании, как минимум, будут очень осторожны. Америке проще, ведь доллар – резервная валюта, можно включить печатный станок. Напечатал деньги, купил акции нефтяных компаний или компаний по производству ушных палочек, да чего угодно. Но, в целом, все сложно. Кризис масштабный, и бьет, по большому счету, по всем.

– Вы ранее сказали, что страны с теплым климатом легче перенесут снижение добычи нефти. Азербайджан – страна как раз с теплым климатом…

– С точки зрения восстановления добычи нефти Азербайджану это будет сделать проще. Но значение имеет не только климат, но и структура скважин. Ваша страна где-то посередине между Россией и Саудовской Аравией. Но, конечно, надо думать и о том, насколько долго будут действовать ограничения по добыче нефти. Я не исключаю, что в свете последних событий будет новое соглашение ОПЕК+ по сокращению производства «черного золота» и новые квоты. Но у Азербайджана, во всяком случае, есть преимущество. Вам проще остановить, а потом возобновить добычу нефти. Хотя и это приводит к определенным расходам.

Источник: AZE.az, 21.04.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики