Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Какие последствия могут быть от падения цен на нефть? (видео)

Какие последствия могут быть от падения цен на нефть? (видео)

В понедельник, 20 апреля, фьючерсы на американскую нефть WTI потеряли в цене 300% и ушли в минус. В моменте почти на $40 – такого в истории рынка еще не было. Чем грозит обвал нефтяных котировок, телеканалу «МИР 24» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

- Почему это произошло? Как это в принципе возможно, чтобы цена на нефть была отрицательной? Покупателю доплачивают, если он собирается забрать? 

Игорь Юшков: Это биржевая торговля, это некая бумажная нефть, это не реальные отгрузки. Вы не можете заправить танкер нефти, чтобы вам еще денег заплатили. Нет, такого пока не происходит, вряд ли такое будет реализовано. Здесь биржевые инструменты. Чтобы вы понимали, насколько это запутанная биржевая история: одновременно с фьючерсными контрактами на майскую дату торговались еще июньские. Именно июньские стоили 20 долларов за баррель, а майские (так как это был последний день торговли, и надо было обязательно от них избавиться трейдерам) торговались в минус 30-40. Это исключительно спекулятивная, отдельно взятая история. О сдаче нефти с доплатой с месторождений речи не идет.

- Это контракты на ту нефть, которую не добыли?

Игорь Юшков: Может, ее и добыли. Вопрос в том, что она отгружаться должна только в мае, здесь специфические особенности американской торговли. Смысл был в том, что трейдерам, которые сидят у компьютера и в электронном виде торгуют, обязательно нужно было избавиться от этих контрактов в последний день торгов, вчера поэтому был такой обвал, и паника произошла. Сегодня уже июньские контракты идут по 20 долларов за баррель, никакого минуса нет, и в этом плане рынок более или менее успокаивается.

- Как ситуация с американской нефтью WTI отразится на стоимости российской нефти?

Игорь Юшков: Единственный негатив для нас заключается в том, что когда начинается паника на бирже, все участники пытаются избавиться от любых подобных инструментов, от любых таких бумаг, уйти в доллары и пересидеть, подождать, пока вся нестабильность закончится. Поэтому все начали продавать не только WTI, но и сорт Brent, к которому привязана стоимость российской нефти Urals. Поэтому, действительно, мы увидели определенное снижение, оно не было таким большим. Если вчера сорт Brent торговался по 23-24 доллара за баррель, то сейчас где-то 20. Наша нефть идет с небольшим дисконтом, около 17-18 долларов за баррель. Никакой катастрофы для нас не произошло, в этом плане главное не паниковать сейчас.

- До каких отметок может упасть цена июньских контрактов нефти марки Brent?

Игорь Юшков: В моменте она может падать хоть до 10 долларов за баррель, этого сказать мы точно не можем. Важно, сколько она будет стоить на протяжении нескольких недель, месяцев. Об этом Россия беспокоится.

Чтобы цена не упала ближе к нулю, заключена сделка ОПЕК+. Ноль может стоить нефть с физической отгрузкой, только если переполняются все мировые хранилища. Сейчас из-за коронавируса все ушли на карантин, машины меньше ездят, топлива меньше потребляется, поэтому очень много лишней нефти, она вся идет в хранилища. Если они переполнятся, действительно, нефть некому будет продавать, ее стоимость будет ноль. Ради того, чтобы этого не произошло, заключалась сделка ОПЕК+. Мы сокращаем объемы добычи и ждем, что хранилища не переполнятся, а сначала восстановится спрос. Прежде всего, со стороны Китая, потому что он раньше выздоровел. Дальше европейцы тоже должны восстанавливать свое потребление.

- Что в сложившейся ситуации будет с российской валютой? До каких отметок в ближайшее время может подорожать доллар?

Игорь Юшков: Важно понимать, что доллар воспринимается на бирже как точно такой же товар, как и нефть. Когда вы избавляетесь от фьючерсов, вы покупаете, по сути, доллар. Здесь не столько рубль дешевеет, сколько доллар дорожает по отношению к другим валютам. Сложно сказать, если нефть дальше будет падать, то доллар будет дорожать, может быть, мы увидим 80 рублей за доллар, может быть, чуть больше. По мере того, как цены будут восстанавливаться, будет корректироваться стоимость доллара по отношению к рублю – рубль будет укрепляться. В какой период все это будет происходить, никто сказать не может. Тот, кто знает, может стать миллиардером, конечно, но основная интрига биржевых торгов – когда произойдут какие-то изменения.

- Стоит ли российским автолюбителям ждать, что в ближайшее время бензин на заправках заметно подешевеет?

Игорь Юшков: Если будет небольшая коррекция, небольшое снижение, то ненамного и ненадолго подешевеет бензин. У нас так выстроен механизм государственных изъятий из литра бензина, что когда нефть существенно дорожает, народ этого не чувствует. У нас подорожание бензина последние годы идет на уровне инфляции. Когда нефть дешевеет, люди тоже этого не ощущают, потому что государство изымает дополнительные деньги у нефтяников, и они не могут понизить цену на топливо. Действует обоюдно полезный и вредный инструмент – так называемая демпфирующая надбавка, которая не дает бензину ни существенно дорожать, ни существенно дешеветь. Мы, как простые потребители, скорее всего, этого даже не почувствуем.

Источник: МИР 24, 21.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики