Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дилемма для Беларуси: к какой формуле «привязаться», чтобы иметь дешевый газ?

Дилемма для Беларуси: к какой формуле «привязаться», чтобы иметь дешевый газ?

На фоне беспрецедентного падения мировых цен на энергоресурсы Минску фактически удалось убедить Москву пересмотреть цену на природный газ. Но теперь у него не менее сложная задача: выбрать наиболее выгодный механизм определения цены, чтобы не прогадать в перспективе.

Напомним, что сейчас условия поставок газа в Беларусь регулирует межправительственное соглашение от 2011 года. Согласно ему, цена на газ для Беларуси рассчитывается по формуле, базовой для которой является цена газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа (устанавливается Федеральной службой по тарифам РФ). В нее включена стоимость транспортировки газа от мест добычи в ЯНАО до границы России и Беларуси, стоимость хранения газа в подземных хранилищах на территории РФ, а также величина расходов «Газпрома» по реализации газа. Полученная в результате цена пересчитывается на фактическую теплотворную способность газа и ежегодно индексируется на уровень инфляции.

Эта формула для Беларуси должна действовать, пока Россия не перейдет на внутреннем рынке на равнодоходные цены – то есть когда продажа газа на внутреннем рынке будет приносить «Газпрому» такой же доход, что и экспорт.

Выгодна та формула, по которой газ дешевле

Пока по этой формуле цена на газ для Беларуси была самой низкой на постсоветском пространстве, не говоря уже о Европе, белорусское руководство она устраивала. Но когда в 2015-2016 годах рухнули мировые цены на нефть, а вслед за ними и на газ (долгосрочные контракты на газ привязаны к цене нефти), то рассчитанная по этой формуле цена российского газа для Беларуси стала невыгодной – выгоднее стала привязка к «европейской» цене.

Так случилось и сейчас, на фоне очередного обвала мировых цен на нефть.

Но четыре года назад, исчерпав все аргументы в торге с «Газпромом» за скидку к цене, Беларусь прибегла к крайним мерам – в одностороннем порядке с 1 января 2016 года перестала оплачивать газ по установленной формуле, а привязалась к «европейской» цене. То есть платила за газ не по 132 доллара за тыс. куб. м, как получалось по формуле, а по 73 доллара за тыс. куб. м.

Это стало поводом для очередного нефтегазового конфликта с РФ, который удалось погасить только в апреле 2017 года, вслед за чем Беларуси на 2018 год была установлена фиксированная цена на газ в 129 долларов за тыс. куб. м, на 2019 год – 127 долларов.

Минск эта цена не устраивала. Он настаивал на «привязке» к внутренним российским ценам – хотел иметь такую же цену на газ, «как в Смоленске». Эту задачу белорусская сторона активно лоббировала на фоне совсем недавно при обсуждении интеграционных карт Союзного государства.

Однако все иллюзии на этот счет Кремль быстро развенчал. Российский президент Владимир Путин в этой связи заявил, что, хотя средневзвешенная цена на газ по России составляет 70 долларов за тыс. кубометров (для промышленности – 75 долларов, для населения – 62 доллара), правительству РФ приходится дотировать ряд регионов, расположенных вдали от мест добычи газа. «Смоленск относится к такой зоне, где дотирование самое высокое. Смоленск потребляет где-то 2 млрд (кубометров газа – прим. ред.), в Беларусь мы продаем 20 млрд. И если мы будем дотировать всю белорусскую экономику, то это значит, что мы дотируем целиком такой первичный энергоноситель, как газ, для всей страны. Согласитесь, это вопрос очень странный. То есть Россия должна дотировать другую страну так же, как самую дотируемую в России область – Смоленскую. Это странновато», – сказал Путин.

Теперь равнение – на европейские цены

В последнее время официальный Минск все реже стал говорить о необходимости привязки к российским ценам на газ. Причиной тому стала пандемия коронавируса, обрушившая мировые котировки на энергоносители.

Рухнувшие цены на нефть потянули вниз и цены на природный газ. По данным СМИ, в конце марта цена газа в Европе на спотовых рынках снизилась до 80- 82 долларов за тыс. куб. м. Если вычесть из этой цены экспортную пошлину на газ, а также стоимость транспортировки газа в Европу, то получится, что стоимость российского газа в Европе даже ниже, чем в Смоленской области.

Эксперты отмечают, что сейчас на спотовых площадках Европы газ стоит около 70-80 долларов за тыс. куб. м, и это еще не предел – ближе к лету цену могут снизиться еще больше. Причем цены на газ низкие не только на спотовых рынках, но по долгосрочным контрактам «Газпрома» они также уже опускаются ниже 100 долларов за тыс. куб. м. По некоторым данным, в марте цена российского газа в Европе составляла примерно 98-99 за тыс. куб. м. А далее будут снижаться цены по контрактам «Газпрома» с нефтяной привязкой, так как цена нефти продолжает падать с февраля.

Следует отметить, что в новых условиях на рынке газа в Европе «Газпром», чтобы не потерять свою долю на этом рынке, также начал наращивать поставки не по долгосрочным контрактам, а через собственную спотовую площадку.

«Этот инструмент позволит усовершенствовать взаимодействие с нашими покупателями в Европе, сделав механизм продажи газа еще более эффективным. Кроме того, мы рассчитываем, что эта платформа станет дополнительным способом оптимизации поставок газа», – заявляла генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.

Если за весь 2019 год «Газпром» продал на спотовой площадке 14,1 млрд куб. м газа, то немногим более чем за три месяца 2020 года – более 8,6 млрд куб. м газа.

Российская биржа готова продавать газ в Беларусь. Выгодно ли это Беларуси?

Недавно министр энергетики Беларуси Владимир Каранкевич сообщил, что белорусская сторона внесла предложения «Газпрому» о пересмотре в сторону снижения стоимости поставляемого в 2020 году в Беларусь природного газа. Он также отметил, что Минск направил «Газпрому» предложения о возможности покупки части российского газа не в рамках долгосрочных контрактов, «а на биржевых площадках по конкурентным ценам».

Крупнейшая российская товарная биржа – «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ) – оперативно откликнулась на белорусскую инициативу.

Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников в ходе онлайн пресс-конференции 16 апреля заявил, что биржа готова организовать трансграничную торговлю газом с участием белорусских покупателей. По его словам, белорусские коллеги хорошо знакомы с организацией биржевой торговли и, в частности, торговли газом. «У нас в рамках Евразийской экономической комиссии большая работа по этому была проделана и делается. Все страны ЕАЭС представлены и все хорошо знакомы», – сказал он.

Глава СПбМТСБ также привел пример, что нефтяная компания «Янгпур» – дочерняя компания «Белоруснефти» – давно и успешно работают на бирже как продавец.

Рыбников заявил, что с точки зрения технологий все знают, что биржа готова и может обеспечить в том числе и трансграничную торговлю. «Но для этого нужно помимо политических решений принять еще целый рад дополнительных решений – нормативных, тарифных. Если будут приняты соответствующие политические решения, конечно мы их реализуем», – добавил он.

Однако ранее вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов заметил, что в рамках биржевой торговли «газовые торги не настолько ликвидны, как нефтепродуктовые».

Биржевая торговля газом в РФ пока далека от совершенства

Очевидно, что биржевой рынок устанавливает понятные публичные правила игры, он позволяет рассчитывать объективные рыночные показатели на торгуемые товары и позволяет отказаться от прямого регулирования цен, поскольку появляются биржевые индикаторы.

Эксперты отмечают, что для РФ чрезвычайно важно, чтобы биржевая торговли развивалась по международному тренду, чтобы превалировали фьючерсные торги, поскольку фьючерс – это более ликвидный инструмент, позволяющий хеджировать риски. Пока же биржевой рынок энергоносителей в РФ находится на начальной стадии развития.

За время работы на СПбМТСБ (с 2008 года) была создана инфраструктура товарного рынка, которая позволила запустить торги нефтепродуктами, природным газом, сырой нефтью, лесоматериалами, фьючерсными контрактами на нефть марки Urals, а также другими товарами. Что касается биржевой торговли газом, то она стартовала в России в октябре 2014 года, и пока это единственный сегмент, который оставляет желать лучшего, отмечают эксперты. За это время на СПбМТСБ реализовано 71 млрд куб. м природного газа.

Летом 2018 года правительство РФ утвердило дорожные карты по основным отраслевым товарным рынкам, в том числе по системному развитию организованных торгов природным газом, формированию рыночных цен, привлечению хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах.

Тем не менее сейчас на внутреннем рынке РФ доля продаж природного газа оптом и для промышленных предприятий на товарно-сырьевой бирже составляет всего 7 % (в 2015 году – 1,7 %). Остальной объем реализуется на внебиржевом рынке.

Ранее «Газпром» должен был продавать на бирже 17,5 млрд кубометров газа в год и столько же – независимые производители «Новатэк» и «Роснефть» (которые занимают 42 % в объемах биржевых продаж). В августе 2019 года норматив продажи для «Газпрома» был повышен до 25 млрд кубометров в год, но продажи на бирже природного газа в течение года не только не выросли, но и сократились.

Генеральный директор «Газпром межрегионгаз поставка» (оператора товарных поставок СПбМТСБ) Игорь Дмитриев пояснил технологическую специфику биржевой торговли газом.

«Инфраструктура «Газпрома» достаточно протяженная – это свыше 4 тысяч точек выхода и входа газа, не считая балансовых пунктов. Регулятор устанавливает ценообразование природного газа на выходе из газотранспортной системы (ГТС), но на бирже продается газ на балансовом пункте. Мы обеспечиваем транзит до балансового входа и от балансового входа до точки выхода. При этом не каждый потребитель по ряду обстоятельств может выбрать из газопровода купленный газ. Получается, что газ другого собственника оседает в трубе, против чего категорически возражает «Газпром». В этом случае встает вопрос о необходимости перепродажи объемов газа, которые не были использованы либо проданы в рамках биржевых торгов», – рассказал он.

Таким образом, коммерческая балансировка биржевых объемов природного газа становится одним из важнейших вопросов рынка. В октябре Банк России зарегистрировал правила биржевых торгов газом, регулирующие проведение биржевой балансировки невыбранных объемов газа. Это должно решить проблему высокой доли доминирующего поставщика в общем объеме биржевых договоров и сбалансировать рынок газа за счет механизмов биржевой торговли.

Но пока основным продавцом газа на СПбМТСБ является «Газпром». При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ рассчитывает установить минимальный порог биржевых продаж газа в РФ для всех торгующих компаний на уровне 35 млрд куб. м – именно столько нужно для поддержания ликвидности торгов.

По данным российских СМИ, нововведение может начать действовать с середины 2020 года, однако наравне с этим начнет действовать правка, позволяющая «Газпрому» полностью продавать весь этот объем, если на торги не придут другие участники.

Таким образом, если Минск планирует в ближайшее время покупать «часть природного газа» на площадке СПбМТСБ, то пока этот механизм не сможет обеспечить ей «конкурентные цены», на что рассчитывает Минэнерго Беларуси.

Еще один способ «сбить» цену на газ – через тарифную политику в ЕАЭС

Так как в цене газа для Беларуси около 70% – это транзитная составляющая, то белорусская сторона давно пытается «сбить» ее стоимость, чтобы удешевить непосредственно импорт российского газа. Она настаивает на том, что тарифы на транзит газа в ЕАЭС, которые сейчас устанавливаются национальными законодательствами, должны быть едиными. То есть российские тарифы при поставке газа в Беларусь должны соответствовать уровню тарифов, действующим в России.

Между тем сейчас тарифы на транспортировку газа в РФ в три раза ниже, чем при поставке газа в Беларусь. «Тариф, применяемый «Газпромом» для белорусской стороны на транспортировку газа из ЯНАО до нашей границы, составляет почти 3 доллара за тыс. куб. м на 100 км. В то время как внутрироссийский тариф – порядка 1доллара – в три раза меньше», – отмечал президент Беларуси Александр Лукашенко в декабре 2018 года в ходе заседания саммита ЕАЭС.

Однако отстоять свою позицию белорусской стороне пока не удалось.

14 апреля в ходе видеоконференции членов Высшего Евразийского экономического совета Лукашенко предложил в условиях пандемии ускорить снижение цен на энергоресурсы, а также оптимизировать цены и условия расчетов за энергоносители, прежде всего на природный газ, не дожидаясь ранее согласованного перехода к общим энергетическим рынкам в ЕАЭС (с 2025 года – ред.).

Этот вопрос сейчас активно лоббирует Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в которой председательствует белорусская сторона. 14 апреля в формате видеоконференции состоялось оперативное совещание рабочей группы под руководством председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича с участием руководителей министерств энергетики государств ЕАЭС. Стороны договорились провести консультации по стоимости транспортировки газа в двустороннем формате между Беларусью и РФ. Однако и эти консультации пока не принесли нужных Минску результатов.

Риски «европейской» цены

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что сейчас Минску выгодно снизить цену на газ до нынешних показателей на европейском спотовом рынке газа. То есть из текущих котировок вычесть экспортную пошлину и затраты на логистику и закрепить «такой ценник как минимум на 2020 год».

Правда, непонятно, будет ли согласен с этим «Газпром». По мнению эксперта, в этом случае российская компания, скорее всего, предложит Минску другой вариант: заключить с стандартный коммерческий договор — как с европейскими компаниями.

«В этом случае цена на газ для Беларуси будет в 2020 году ниже текущих 127 долларов за тыс. куб. м. Но будет риск, что если цены в Европе возрастут, то возрастет и цена для Беларуси», – считает И. Юшков.

Эксперт прогнозирует, что в 2020 году цены на российский газ в Европе будут очень низкими, в 2021 году, вероятно, тоже низкими. «А дальше сказать сложно. Не исключен и рост. Так что на два года Беларуси было бы выгодно перейти на европейский контракт, а потом появятся риски», – считает эксперт.

Беларуси нужны «понятные» индикаторы цены

Заместитель министра энергетики Беларуси Вадим Закревский еще в конце 2019 года заявлял, что белорусскую сторону не устраивает ситуация в отношениях с «Газпромом», когда «российская сторона постоянно выступает за пересмотр цены на газ для Беларуси».

Он заявил, что это ненормально. «Если у нас строятся прозрачные отношения, то надо закрепить эти подходы. Они должны отстраиваться от каких-то понятных индикаторов. Что мы и предлагаем, – либо это «ценовой пояс», либо другие индикаторы, которые будут формироваться, например, на российском рынке. Но должны быть равные условия хозяйствования: если у них внутри государства (в России – ред.) цена газа вырастет, то она вырастет, соответственно, и у нас, мы это прекрасно понимаем», – подчеркнул Закревский.

По его словам, белорусская сторона предлагает системное решение этого вопроса. «Чтобы решение было принято раз и навсегда, на все годы, чтобы была привязка к чему-то понятному. Российская Федерация всегда подчеркивает то, что они намерены жить в рыночных условиях, когда отсутствует ценовое регулирование на энергоносители. Но у них у самих присутствует ценовое регулирование, и когда оно будет отменено, только российской стороне известно», – сказал Закревский.

По его словам, пока в РФ сохраняется ценовое регулирование, в Беларуси оно тоже должно быть. «Нельзя Беларусь выбросить на конкурентный рынок, условно говоря, биржевой торговли РФ, когда у них у самих оптовые цены регулируемы», – подчеркнул замминистра энергетики Беларуси.

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Белрынок, 23.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики