Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «В кризисном состоянии»: как США планируют потеснить Россию и Китай на мировом рынке атомной энергетики

«В кризисном состоянии»: как США планируют потеснить Россию и Китай на мировом рынке атомной энергетики

Соединённые Штаты утратили свои лидерские позиции в области атомной энергетики, уступив их России и Китаю. Об этом говорится в докладе Минэнерго США. В ведомстве, которое называет сложившуюся ситуацию геополитическим вызовом, разработана стратегия, которая прежде всего предполагает выход американских компаний на рынки, где в настоящее время доминируют госпредприятия из РФ и КНР. Эксперты не исключают, что для достижения своей цели Вашингтон вновь может прибегнуть к методам недобросовестной конкуренции. Однако аналитики сомневаются, что Соединённым Штатам удастся сократить отставание от России, поскольку они не располагают необходимой для этого технологической базой. 

Соединённые Штаты утратили свои позиции в области атомной энергетики, уступив их России и Китаю. Об этом говорится в докладе Министерства энергетики США для президента Дональда Трампа и заявлении главы этого ведомства Дэна Бруйетта.

«В глобальной конкурентной борьбе Америка уступила свои лидерские позиции в сфере ядерной энергетики государственным предприятиям, в первую очередь российским и китайским. Кроме того, другие страны-конкуренты также активно пытаются обойти США», — указывается в докладе, размещённом на сайте Минэнерго США.

Авторы документа отмечают, что вследствие многолетнего пренебрежительного отношения к коммерческой атомной промышленности вся отрасль страны — от добычи сырья до производства энергии — находится под серьёзной угрозой банкротства.

«Америка рискует потерять способность производить отечественное ядерное топливо, что угрожает её государственным интересам и безопасности», — подчёркивается в докладе.

Главный конкурент

При этом в документе утверждается, что доминирующее положение на рынке коммерческой атомной энергетики занимает Россия.

«На рынках ядерных материалов и технологий господствует Россия, «вооружившаяся» энергопоставками как инструментом принуждения. Россия наращивает своё экономическое и внешнеполитическое влияние по всему миру: объём полученных ею зарубежных заказов на реакторы составляет $133 млрд, также в её планах строительство более 50 реакторов в 19 странах мира», — отмечают специалисты Министерства энергетики США.

Между тем Соединённые Штаты, не имея заказов от иностранных государств, совершенно не представлены на мировом рынке строительства новых ядерных реакторов, говорится в документе.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с RT отметил, что Россия добилась преимущества в этой сфере именно благодаря тому, что концерн «Росатом» выполняет весь спектр работ и услуг, включая проектирование, постройку, полный цикл эксплуатации, обучение инженеров и сотрудников надзорных органов, удаление отработанного топлива и отходов, а также сопровождение финансовых операций.

 

«Полностью все компетенции обеспечивает одна компания — «Росатом». Все остальные компании других стран работают в отдельных сегментах: кто-то топливо производит, кто-то эксплуатирует, кто-то строит. Полностью никто не делает весь цикл, кроме нас», — рассказал Игорь Юшков.

 

Напомним, что зарубежное строительство атомных станций велось ещё в СССР с начала 1960-х годов. Так, советские «Атомэнергоэкспорт» и «Зарубежатомэнергострой» вводили в эксплуатацию АЭС в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Финляндии, на Кубе и в других странах. Впрочем, в начале 1990-х многие из этих проектов были закрыты.

На сегодня «Росатом» занимает первое место в мире по числу зарубежных проектов. На счету корпорации 36 энергоблоков в 12 странах.

Также Россия экспортирует ядерное топливо, предоставляет услуги по обогащению природного урана в других странах, занимается геологоразведкой и добычей урана за рубежом и создаёт исследовательские ядерные центры в различных странах.

По словам Игоря Юшкова, основное преимущество российских проектов АЭС для зарубежных заказчиков — доступность и возможность их «проверить на практике».

«Когда Россия предлагает другим странам строительство АЭС, она предлагает опробованный проект. И любые заказчики могут приехать в Россию, посмотреть, как всё это работает. И увидеть, что это не только проект на бумаге, он уже воплощён и нормально работает, без сбоев. В этом плане это один из наиболее ключевых примеров, почему «Росатом» часто выигрывает тендеры по всему миру», — пояснил эксперт.

План по спасению 

Чтобы решить ключевые проблемы американской атомной отрасли, Минэнерго США предлагает ограничить импорт американскими компаниями ядерного топлива из России и Китая. Таким образом Вашингтон намерен помешать этим странам занять доминирующие позиции в сфере переработки отходов. Подобная ситуация представляет для Соединённых Штатов «геополитический вызов», отмечается в докладе энергетического ведомства.

Кроме того, министерство полагает, что США нужно активнее выходить на рынки, где сейчас лидируют атомные компании из России и Китая.

«Наконец, правительство США выйдет на рынки, где в настоящее время доминируют российские и китайские государственные предприятия, восстановит позиции страны в качестве мирового лидера в сфере экспорта лучших в своём классе технологий ядерной энергетики, а вместе с этим и высокие стандарты в области нераспространения ядерного оружия», — прогнозируют авторы документа.

Впрочем, эксперты скептически оценивают подобные планы. По мнению аналитиков, даже в том случае, если США удастся потеснить РФ и КНР на глобальном ядерном энергорынке, у них вряд ли хватит ресурсов, чтобы заполнить образовавшийся вакуум.

«Не уверен, что они смогут это сделать, поскольку американская атомная энергетика последнее время находилась в кризисном состоянии. Также по причине экономического спада, который сейчас распространяется на все страны, США будет сложно использовать внешнеэкономическую конъюнктуру для расширения присутствия на мировом энергетическом рынке ядерных технологий», — отметил в беседе с RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

Он также предположил, что Вашингтон может попытаться расчистить место на рынке с помощью методов недобросовестной конкуренции вроде санкций.

 

«Вашингтон, конечно, может снова прибегнуть к ограничительным мерам и «подвинуть» Москву и Пекин, но обеспечить прорывное развитие отрасли он не в состоянии. Вся эта ситуация лишь приведёт к усилению конфронтации и напряжённости в российско-американских и американско-китайских отношениях. При существующем раскладе это будет выглядеть как попытка нанести экономический ущерб России и Китаю», — пояснил Васильев.

 

Владимир Васильев напомнил, что США уже применяли такие методы в отношении проекта газопровода «Северный поток — 2», чтобы нарастить экспорт американского сжиженного газа в Европу.

С точки зрения эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, если США и смогут ограничить импорт топлива из России и нарастить добычу урана, то это произойдёт явно не в краткосрочной перспективе.

«Удастся ли США с помощью таких мер сократить отставание от России, зависит от того, насколько эти предложения, которые выдвинуло Министерство энергетики, перейдут в практическую плоскость. Причём в большинстве случаев американские услуги в этой сфере будут дороже, чем уже существующие российские предложения, поэтому США придётся решать эту задачу не только экономически и технологически, но и политически», — заключил эксперт.

Авторы: Александр Карпов, Алёна Медведева

Источник: RT, 24.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики