Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В давлении на «Северный поток-2» Польша решила пойти по украинскому пути

В давлении на «Северный поток-2» Польша решила пойти по украинскому пути

Амбиции Польши по «Северному потоку-2» беспочвенны, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Причиной польских инсинуаций является газовый контракт

В компании Nord Stream 2 AG, являющейся оператором «Северного потока-2», заявили, что ничего не знают о судебных процессах, которые позволили бы польской стороне затормозить реализацию этого газотранспортного проекта.

Это является реакцией оператора на выступление заместителя министра государственных активов Польши Януша Ковальского, который в интервью одному из польских изданий заметил, что выступает за арест акций компаний Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG в случае, если «Газпром» не заплатит польской компании PGNiG 1,5 млрд долларов.

Напомним, что в марте в PGNiG заявили, что польская компания выиграла у «Газпрома» разбирательство в Стокгольмском арбитраже, которое изменило формулу расчета газовых цен, начиная с 1 января 2014 года. В результате поляки насчитали, что «Газпром» должен PGNiG порядка 1,5 млрд долларов.

Перед нами стандартный коммерческий спор, единственной проблемой которого является то обстоятельство, что Польша пытается привлечь к себе внимание за счет спекуляций по поводу «Северного потока-2». Варшава не имеет отношения к этому проекту, но это не мешает польской стороне постоянно делать на этот счет различные заявления.

«Все эти заявления прежде всего касаются вопросов транзита российского газа через Польшу, поскольку на этой неделе заканчивается транзитный договор с польской стороной. Договор на поставку газа заключен с PGNiG до конца 2022 года, а вот транзитное соглашение основано на других условиях и временных датах. Стороны давно ведут переговоры по данному вопросу, но пока не достигли компромисса», - заключает Юшков.

Речь идет о газопроводе «Ямал-Европа», который был построен в 1999 году и который поставляет российский газ в Германию через территорию Белоруссии и Польши. Формально этот газотранспортный проект рассчитан на 32,9 млрд кубов газа, но фактически там идут несколько большие объемы сырья.

«Есть два варианта дальнейшего взаимодействия России и Польши по транзитному вопросу. Во-первых, это новый долгосрочный договор, что и вызвало многочисленные споры по его условиям, а во-вторых, если Москва и Варшава не смогут договориться, это переход Польши на общеевропейскую модель образования цен на транзит. Это аукцион, где будут разыгрываться лоты на транзит газа через территорию Польши», - констатирует Юшков.

Во втором случае, как отмечает эксперт, «Газпром» просто будет участвовать в аукционе и брать столько транзитных возможностей, сколько российской компании нужно, ведь конкурентов у нас не будет.

«В Польше этот механизм имплементирован, в отличие от Украины, которая сделала это только формально, поскольку у Киева не сложилось понимания, как он будет работать в украинских условиях», - резюмирует Юшков.

Игорь Валерьевич полагает, что Россия и Польша сейчас обсуждают комплексное соглашение, которое подразумевает реализацию решения стокгольмских арбитров и одновременно долгосрочный контракт на транзит газа.

Предметом спора России и Польши являются деньги

«Пока стороны продолжают давить друг на друга – например, «Газпром» не спешит исполнять решение арбитров, пусть и такие споры являются для российской компании стандартной практикой. Согласно контрактам «Газпрома», можно раз в три года подавать просьбу о пересмотре цен, причем все потребители постоянно это делают, и Польша здесь не является исключением», - заключает Юшков.

Российская компания уже выплачивала такие «компенсации» Варшаве, поэтому перед нами стандартная практика для долгосрочных газовых контрактов, представляющая собой коммерческий вопрос.

«Именно из-за непоняток по транзитному контракту «Газпром» не исполняет решение стокгольмских арбитров, а польская сторона пытается принудить его к этому, намекая на новые проблемы. «Вот, смотрите, мы подаем иск против «Северного потока-2». Это в принципе то же самое, что делал «Нафтогаз». Поляки хотят подписать новое транзитное соглашение, но на выгодных для себя условиях, что уже не нравится «Газпрому», - констатирует Юшков.

Юшков утверждает, что истекающее транзитное соглашение было чрезвычайно выгодным для «Газпрома», поскольку российская компания по нему почти ничего не платила полякам за транзит.

«Газпром» выплачивал Польше около 40 млн долларов в год, что крайне мало, но российская компания была права в том, что поляки на строительство газопровода «Ямал-Европа» не дали ни копейки и все было построено за наш счет. Именно из-за этого «Газпрому» удалось подписать транзитное соглашение, по которому российская компания практически ничего не платила Польше», - резюмирует Юшков.

Что касается возможного иска Польши к «Северному потоку-2», то это не повлияет на деятельность этого проекта и не скажется на его операционном управлении, не говоря уже про саму достройку газопровода.

«В случае разбирательств по этому поводу «Газпром» просто не сможет заложить или продать акции проекта, но наша компания и не собирается этого делать. Акции и так уже находятся в залоге у пяти европейских партнеров «Газпрома», которые дали кредиты на реализацию проекта», - заключает Юшков.

Кроме того, «Газпром» может прийти в суд и указать на то, что он зарезервировал деньги на выполнение решения стокгольмских арбитров по спору c PGNiG, что парализует любые польские инсинуации.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.04.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики