Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белорусские НПЗ: бремя дорогой и бремя дешевой нефти

Белорусские НПЗ: бремя дорогой и бремя дешевой нефти

Минск несколько месяцев сражался за удешевление российской нефти – настаивал на компенсации издержек от налогового маневра, требовал отмены премии российским нефтяным компаниям, а когда фактически получил такой «подарок», оказалось, что дешевая нефть вовсе не благо.

Три месяца отчаянной «обороны»

На финише 2019 года белорусские нефтяники вступили в торг с российскими компаниями за размер отмену премии к цене поставляемой ими нефти. Цена торга была достаточно высокой. Ибо налоговый маневр с каждый годом приближал белорусские НПЗ к покупке сырья по мировым ценам: уже в начале 2019 года цена российской нефти для них повысилась до 83% от мировой, хотя еще год назад была 80% от мировой. Это означало, что совсем скоро Беларуси покупать нефть по мировым ценам, а значит, лишиться статуса крупнейшего экспортера нефтепродуктов.

Беларусь имела такой статус благодаря тому, что цена российской нефти для белорусских НПЗ была всегда заметно ниже мировой. Разница между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты позволяла заводам покрыть логистические издержки при экспорте нефтепродуктов на мировые рынки, в том числе через порты.

Отмена премии российским нефтяникам позволяла Беларуси снизить цену импортируемой нефти и таким образом облегчить бремя налогового маневра для НПЗ.

Для победы в этом споре Минску пришлось пожертвовать финансовым благополучием НПЗ, поступлениями в бюджет от экспорта нефтепродуктов и заблаговременно – фактически за три года до завершения налогового маневра в РФ – заняться поисками альтернативных поставок нефти. В январе белорусский президент заявил, что Беларусь будет стремиться к тому, чтобы 30%-40% сырья покупать в России, около 30% завозить из Балтики и 30% – через Украину.

В течение трех месяцев белорусские НПЗ работали с 50-процентной загрузкой своих мощностей, обеспечивая нефтепродуктами в приоритетном порядке внутренний рынок и по остаточному принципу – критический экспорт нефтепродуктов.

В результате по итогам первого квартала Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 62,5% в сравнении с первым кварталом 2019 года до 1,126 млн тонн. При этом валютная выручка снизилась на 63% в сравнении с первым кварталом 2019 года до 525,2 млн долларов.

Тем не менее саму ситуацию с нефтяным форс-мажором, в котором оказалась страна в начале 2020 года, белорусские власти не обостряли (по крайней мере, в публичном пространстве). Более того, министр финансов Беларуси Максим Ермолович в начале года отмечал, что бюджет-2020 подготовлен к рискам в нефтегазовом секторе, так как бюджет-2019 был исполнен «с несколько большим профицитом, чем ожидалось». «Поэтому мы достаточно подготовленно входим в бюджет 2020 года. Мы очень хорошо подготовились в прошлом году к любым рискам – и с исполнением бюджета, и с работой нефтегазового сектора», – сказал он.

Мировой кризис вернул российскую нефть в Беларусь

Договориться с традиционными российскими компаниями о поставке нефти в Беларусь помог обвал мировых цен на нефть. Но было очевидно, что для Беларуси скорейшее возобновление работы нефтеперерабатывающих заводов было критически важным условием снижения тяжести экономических проблем.

Поставки нефти в Беларусь от традиционных российских поставщиков возобновились 6 апреля. По данным концерна «Белнефтехим», в апреле в Беларусь поступит около 2 млн тонн нефти, в том числе 1,56 млн тонн – это российские поставки по трубопроводной системе и железнодорожным транспортом, оставшийся объем – танкерные поставки и собственная нефть.

По имеющимся данным, в апреле компания «Роснефть» поставила на белорусские НПЗ 470 тыс. тонн нефти, «Лукойл» – 130 тыс. тонн, «Газпромнефть» – 100 тыс. тонн, «Татнефть» – 100 тыс. тонн, компании «Оренбургнефть», «УДС нефть», «Нефтиса» и «Янгпур» – 100 тыс. тонн. Компания «Руснефть» по железной дороге поставила 100 тыс. тонн. Через порт Клайпеда было 170 тыс. тонн (на «Нафтан» по железной дороге), через порт Одесса — 170 тыс. тонн (на Мозырский НПЗ по трубопроводу «Одесса – Броды»). Также на белорусские НПЗ в апреле было поставлено 140 тыс. тонн белорусской нефти, которую добыла ГПО «Белоруснефть».

В начале апреля генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр Демидов сообщил, что с апреля завод увеличивает поставки нефти по трубопроводной системе из РФ и планирует в 2020 году войти в параметры бизнес-плана по нефтепереработке.

«Наша задача – войти в параметры бизнес-плана по нефтепереработке», – сказал Демидов ведомственному изданию «Вестник Нафтана». По его словам, «внутренний рынок был и остается обеспеченным в полной мере». «Будем увеличивать экспортные поставки топлива», – сказал он.

Демидов также сообщил, что политика диверсификации поставок нефти на заводе продолжится. Но «какие это будут сорта нефти и из каких стран, покажет экономическая целесообразность», – сказал гендиректор.

Низкие цены и низкий спрос тормозят экспорт нефтепродуктов

О том, что Беларусь уже в апреле доведет экспорт нефтепродуктов «до полного объема», заявил также председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков 7 апреля по итогам совещания у президента Александра Лукашенко.

Посол Беларуси в РФ Владимир Семашко в начале апреля также сообщал, что Беларусь планирует быстро нарастить поставки и выйти по итогам года на объемы, близкие к изначально запланированным.

«Совсем недавно нам удалось найти взаимоприемлемое решение на текущий 2020 год по условиям поставок российской нефти в Республику Беларусь. Поэтому ожидаем, что в оставшуюся часть года нам удастся быстро нарастить объемы поставок и выйти по 2020 году на цифры, близкие к изначально планировавшимся», – сказал Семашко в интервью «Российской газете».

Отметим, что в 2019 году Беларусь поставила на экспорт 10,508 млн тонн нефтепродуктов на 5,189 млрд долларов. Однако повторить этот результат в этом году белорусским нефтяникам не удастся, даже несмотря на открывшуюся возможность покупки дешевой российской нефти и желание максимально нарастить экспортные поставки.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 апреля на совещании с правительством о мерах в связи с негативным влиянием пандемии на экономику потребовал от правительства выполнения целевого прогноза по росту экономики, несмотря на негативное влияние пандемии коронавируса. В 2020 году белорусские власти ожидают роста ВВП по целевому прогнозу на 2,8%, по консервативному сценарию – в пределах 1,9%. Но фоне кризисной ситуации в мире и проблем собственной экономики ВВП страны в январе-марте 2020 года снизился на 0,3%.

Очевидно, что без наращивания объемов экспорта нефтепродуктов и собственной нефти выполнить прогнозные показатели не удастся.

Надо полагать, что в ближайшие месяцы с учетом беспрецедентного падения цен на нефть и падения спроса на экспортных рынках нефтепродуктов белорусские нефтяники будут заняты другой задачей – накоплением коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов. Задачу – создать серьезный запас нефти и топлива на непредвиденные случаи, который позволит не нарушать работу отраслей и не прерывать технологические процессы, поставил перед отраслевыми специалистами и Лукашенко. «Сегодня нефть дешевая, нужно купить ее, произвести нефтепродукты и создать определенный запас», – сказал Лукашенко.

Сейчас емкость резервуарного парка для хранения нефти составляет в Беларуси около 0,9 млн тонн, в том числе 0,5 млн тонн нефти хранится в резервуарах на диспетчерской станции «Мозырь», еще 0,4 млн тонн находятся в резервуарах на филиале по транспортировке нефти «Новополоцк». Крупнейший резервуарный парк по хранению нефтепродуктов в стране принадлежит ГПО «Белоруснефть». В оптовой инфраструктуре «Белоруснефть» эксплуатирует 51 склад из 147 имеющихся в Беларуси. Вторым крупнейшим собственником резервуарного парка по хранению нефтепродуктов является Белорусская железная дорога – она владеет 10 складами. Предприятие «Белаэронавигация» владеет 5 нефтепродуктохранилищами.

Склады нефтепродуктов содержат также крупнейшие российские нефтяные компании, поставляющие нефть в Беларусь и имеющие в стране сеть АЗС – в частности «Лукойл», «Роснефть», а также известные нефтетрейдеры, занимающиеся поставкой нефти в Беларусь и продажей выработанных из нее нефтепродуктов, – «Славнефтехим», «Интерсервис», «Энерго Оил», «Белнефтегаз», «Белтопэнерго», «Эксимойл», «Западтрансэкспедиция» и другие.

Для Беларуси налоговый маневр в «нефтянке» завершится уже в мае

В мае Беларусь столкнется с уникальной ситуаций в сфере поставок нефти. Впервые цена поставок российской нефти для Беларуси фактически сравняется с европейской ценой.Минфин РФ сообщил, что экспортная пошлина на нефть в России с 1 мая 2020 года снизится на 45,2 доллара за тонну по сравнению с апрелем 2020 года, или в 7,6 раза, до 6,8 доллара.
Такое снижение обусловлено падением цен на нефть сорта Urals. По данным Минфина РФ, средняя цена российской экспортной нефти сорта Urals за период мониторинга с 15 марта по 14 апреля 2020 года составила 19 долларов за баррель. или 138,7 долларов за тонну.

Напомним, что за предыдущий период мониторинга, средняя цена на нефть Urals составила 47,27 долларов за баррель, или 345,1 долларов ха тонну.

То есть получается, что с мая экспортная пошлина на российскую нефть фактически обнулится. В результате стоимость российской нефти для Беларуси фактически сравняется с ценами для внешних покупателей.

В сложившейся ситуации концерн «Белнефтехим» тщательно просчитывал необходимый объем импорта нефти, в том числе и российской. По итогам анализа было принято решение закупить в РФ всего 1,13 млн тонн нефти, хотя российский министр энергетики Александр Новак заявил о готовности российских компаний в мае увеличить объем поставки нефти в в Беларусь до 2 млн тонн, предусмотренных индикативным балансом на 2020 год.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что сейчас Беларусь может закупить на мировом рынке любую нефть по низким ценам, «потому что ситуация на рынке такова, что, по большому счету, нефть некуда девать».

Однако сложившаяся, прежде всего из-за пандемии, ситуация на мировом рынке не является благом для Беларуси, поскольку страна является одновременно импортером нефти и экспортером нефтепродуктов.

Когда мировые цены на нефть и нефтепродукты были высокими и при этом разница между импортируемой российской нефтью и мировой ценой также была существенной, Беларусь могла хорошо зарабатывать на переработке российской нефти. Когда же это конкурентное для белорусской нефтяной отрасли преимущество исчезло, то Беларусь перестала нуждаться в 2 млн тоннах российской нефти, пусть даже и дешевой, необходимой для полной ежемесячной загрузки НПЗ и о которой она еще недавно мечтала. Единственная выгода: низкая цена на нефть позволяет сейчас Беларуси обеспечить внутренний рынок относительно дешевыми нефтепродуктами.

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Белрынок, 01.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики