Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков рассказал, чем грозит "Северному потоку-2" отказ в иммунитете к газовой директиве ЕС

Юшков рассказал, чем грозит "Северному потоку-2" отказ в иммунитете к газовой директиве ЕС

Газовая директива Евросоюза превратится для российской стороны в условные санкции, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) намерено отклонить заявку Nord Stream 2 AG на освобождение проекта строительства трубопровода "Северный поток-2" от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. Окончательное решение по этому вопросу будет принято после рассмотрения всех замечаний от заинтересованных сторон, которые должны быть направлены до 8 мая 2020 года. Такое сообщение сделало издание Handelsblatt со ссылкой на проект решения ведомства.

“В последнее время вопрос о функционировании “Северного потока-1” и “Северного потока-2” становится весьма актуальным. Недавно Европейский союз ввел поправки в газовую директиву, или, по-другому, третий энергетический пакет ЕС, которые распространяют ее действие на морские газопроводы. Правила, установленные данным документом, начинают действовать в 12 милях от берега Германии. Последний такой участок как раз касается российских газопроводов”, - комментирует эксперт.

В этом случае основная сложность для российского “Газпрома” заключается в том, что по правилам третьего энергетического пакета поставщик не должен владеть трубой и может передать управление независимому оператору или вовсе ее продать.

“Помимо этого существует и другая проблема - согласно установленным Европейским союзом правилам, один поставщик не имеет права загружать более 50% мощности трубы. То есть по двум газопроводам вместо 55 млрд кубометров на каждую трубу получится загрузить только по 27 млрд кубометров. И получается, что в итоге российская сторона вместо двух газопроводов на 110 млрд может получить как будто один на 54 млрд.

Поэтому возникает достаточно большая проблема, которую “Газпрому” придется решить и доказать, что третий энергопакет нельзя применять к морским газопроводам, или добиться исключения для своих проектов от Европейского союза, так как ограничения противоречат логике законодательства”, - рассказывает эксперт.

Игорь Юшков отмечает, что газовая директива ЕС по факту является антимонопольным комплексом законов, которые призваны развивать конкуренцию.

“Ограничения по объемам вводятся на тот случай, если придет еще какой-то поставщик. По мнению Европейского союза, места должно хватить всем, чтобы на выходе из трубы у потребителя была возможность выбора. Но в 12 милях от берега на морском дне не может появиться альтернативный поставщик, так как на территории Российской Федерации, именно на входе в трубу, только один “Газпром” имеет право экспортировать трубопроводный газ.

В связи с этим меры, которые пытается внедрить Евросоюз, можно рассматривать как очередные санкции против России. Ведь в законодательстве Европейского союза прописано, что там, где не может возникнуть конкуренция вследствие применения, нужно давать исключения для поставщика. Согласно этой норме, российская компания должна получить послабление, так же как и проекты других стран. Например, исключение еще на моменте заявления о строительстве получил газопровод Азербайджана TANAP, который уходит в Европу, а также газопровод Baltic Pipe из Норвегии в Польшу”, - объясняет эксперт.

Игорь Юшков напоминает, что на примере работы магистрального газопровода между Российской Федерацией и Германией, проходящего по дну Балтийского моря и являющегося морской частью одной из веток системы газопроводов Ямал-Европа, видно иное.

“Эта система на территории Германии расходится на две части: OPAL и NEL. Последняя получила исключение из третьего энергопакета сразу после окончания строительства. При этом труба OPAL, которая идет транзитом через Германию и приходит в Австрию, много лет испытывает проблемы из-за ограничений. В этом случае также альтернативный поставщик претендовать на нее не может, но правила газовой директивы на нее распространяются”, - отметил собеседник агентства.

Что будет с “Северным потоком-2”

Игорь Юшков предполагает, что дальнейшая судьба “Северного потока-2” будет чем-то похожа на судьбу газопровода OPAL, так как после окончания строительства российская сторона будет прорабатывать меры по получению исключений из-под норм третьего энергопакета.

“Я думаю, что немецкий регулятор отказывается давать законные послабления Российской Федерации из-за невыгодности привлечения внимания к проекту “Северный поток-2”. Сейчас все стороны должны переключиться на главную задачу - закончить строительство магистрального газопровода, не дожидаясь ввода каких-то официальных санкций от Европейского союза. Напомню, что в последнее время против российского газопровода действуют только санкции Соединенных Штатов Америки”, - добавил Юшков.

Эксперт подчеркивает, что немецкая сторона таким образом пытается избежать нового скандала вокруг “Северного потока-2” и не привлекать внимания Соединенных Штатов.

“Строительство газопровода должно прийти к финалу спокойно. Тем более что краново-монтажное трубоукладочное судно “Академик Черский” уже прошло Датские проливы и входит в Балтийское море. Как только подготовка и строительство участка трубы закончатся, стороны вернутся за стол переговоров и начнут обсуждать правила использования достроенного газопровода. А сейчас в рамках стратегии успокоения немецкий регулятор не идет навстречу российской стороне.

Третий энергопакет регулирует правила использования готовой инфраструктуры, а не ее строительство. Поэтому отказ в иммунитете к газовой директиве Европейского союза никак не скажется на сроках окончания указанного проекта”, - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 01.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики