Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

«Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

Федеральное сетевое агентство ФРГ собирается отклонить заявку на освобождение «Северного потока — 2» (СП-2) из-под требований обновленной газовой директивы Евросоюза, сообщает немецкая газета Handelsblatt. Причиной отказа может стать то, что газопровод не был завершен до мая 2019 года, даты принятия самой директивы. Пока окончательное решение не принято, и стороны должны представить свою аргументацию в немецкое агентство. Если СП-2 не будет предоставлено исключение, то Россия сможет заполнять трубопровод лишь на половину.

Останется ли газопровод, проходящий по дну Балтики, после ввода в эксплуатацию полупустым, «Вечерняя Москва» спросила у специалистов в области энергетики.

Методы обхода газовой директивы ЕС

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что существует несколько вариантов вывода СП-2 из-под ограничений европейской газовой директивы.

— Была предпринята попытка вывести «Северный поток — 2» из-под действия обновленной газовой директивы Евросоюза по упрощенной схеме, апеллируя к тому, что проект реализовывался до мая 2019 года. Есть другие механизмы. «Северный поток — 2» можно вывести из-под директивы через согласие на то страны, где труба впервые выходит на сушу, то есть Германии, — сказал он.

Альтернативными методами могли бы быть учреждение компании, которая будет транзитировать газ по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2», или же создание виртуального газового хаба в Балтийском море.

— В конце концов можно вообще продавать газ еще на выходе из России. Тогда он будет транзитироваться не как газ компании «Газпром», а как транзитный, — уточнил эксперт.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов тоже обратил внимание на то, что предполагаемое решение немецкого агентства касается лишь одного из вариантов выведения СП-2 из-под действия Третьего энергетического пакета (ТЭП) ЕС.

— В данных поправках есть ряд обстоятельств, которые позволяют в том числе немецкому регулятору дать СП-2 исключение из-под норм Третьего энергопакета. Сами нормы европейского права подразумевают большее количество вариантов, которые позволяют СП-2 быть загруженным на 100 процентов, — сказал он.

Говорить о том, что СП-2 будут как-то ограничивать еще рано по двум причинам. Во-первых, сообщения Handelblatt не подтверждены официальными властями Германии. Во-вторых, сам «Северный поток — 2» еще не достроен, уточнил Фролов.

Опыт «Северного-потока — 1»

Еще одним ответом на вопрос, как обойти ограничения ЕС, может быть опыт «Северного потока — 1» (СП-1).

— Мы можем вспомнить опыт «Северного потока — 1», который долгое время не мог быть загружен на полную мощность. В последние два года он загружается более чем на 100 процентов номинальной мощности: не на 55, а на 58,5 миллиарда кубометров газа в год, — пояснил эксперт.

Получение уступок по первому газопроводу стало результатом долгой и упорной работы Газпрома и европейских чиновников.

— Как говорил мне газпромовский представитель, работавший над выдачей разрешения СП-1, «не надо рассматривать нормы Третьего энергопакета как враждебный акт по отношению к РФ, нужно рассматривать их с точки зрения возможностей. При грамотной работе ограничения можно обойти, — сказал Фролов.

Главным аргументом, позволившим запустить «Северный поток — 1» на полную мощность, было то, что в Европе попросту не нашлось поставщиков, которые могли бы заполнить остальные 50 процентов трубы.

— Эту практику можно распространить и на СП-2. Таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома, — подчеркнул специалист.

Учитывая эти факторы, Станислав Митрахович предположил, что в конечном счете и «Северный поток — 1», и «Северный поток — 2» будут выведены на полную мощность. Главная задача сейчас — физически достроить сам газопровод. Пока прокладка оставшегося 100-километрового участка приторможена американскими санкциями.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 02.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики