Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

«Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

Федеральное сетевое агентство ФРГ собирается отклонить заявку на освобождение «Северного потока — 2» (СП-2) из-под требований обновленной газовой директивы Евросоюза, сообщает немецкая газета Handelsblatt. Причиной отказа может стать то, что газопровод не был завершен до мая 2019 года, даты принятия самой директивы. Пока окончательное решение не принято, и стороны должны представить свою аргументацию в немецкое агентство. Если СП-2 не будет предоставлено исключение, то Россия сможет заполнять трубопровод лишь на половину.

Останется ли газопровод, проходящий по дну Балтики, после ввода в эксплуатацию полупустым, «Вечерняя Москва» спросила у специалистов в области энергетики.

Методы обхода газовой директивы ЕС

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что существует несколько вариантов вывода СП-2 из-под ограничений европейской газовой директивы.

— Была предпринята попытка вывести «Северный поток — 2» из-под действия обновленной газовой директивы Евросоюза по упрощенной схеме, апеллируя к тому, что проект реализовывался до мая 2019 года. Есть другие механизмы. «Северный поток — 2» можно вывести из-под директивы через согласие на то страны, где труба впервые выходит на сушу, то есть Германии, — сказал он.

Альтернативными методами могли бы быть учреждение компании, которая будет транзитировать газ по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2», или же создание виртуального газового хаба в Балтийском море.

— В конце концов можно вообще продавать газ еще на выходе из России. Тогда он будет транзитироваться не как газ компании «Газпром», а как транзитный, — уточнил эксперт.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов тоже обратил внимание на то, что предполагаемое решение немецкого агентства касается лишь одного из вариантов выведения СП-2 из-под действия Третьего энергетического пакета (ТЭП) ЕС.

— В данных поправках есть ряд обстоятельств, которые позволяют в том числе немецкому регулятору дать СП-2 исключение из-под норм Третьего энергопакета. Сами нормы европейского права подразумевают большее количество вариантов, которые позволяют СП-2 быть загруженным на 100 процентов, — сказал он.

Говорить о том, что СП-2 будут как-то ограничивать еще рано по двум причинам. Во-первых, сообщения Handelblatt не подтверждены официальными властями Германии. Во-вторых, сам «Северный поток — 2» еще не достроен, уточнил Фролов.

Опыт «Северного-потока — 1»

Еще одним ответом на вопрос, как обойти ограничения ЕС, может быть опыт «Северного потока — 1» (СП-1).

— Мы можем вспомнить опыт «Северного потока — 1», который долгое время не мог быть загружен на полную мощность. В последние два года он загружается более чем на 100 процентов номинальной мощности: не на 55, а на 58,5 миллиарда кубометров газа в год, — пояснил эксперт.

Получение уступок по первому газопроводу стало результатом долгой и упорной работы Газпрома и европейских чиновников.

— Как говорил мне газпромовский представитель, работавший над выдачей разрешения СП-1, «не надо рассматривать нормы Третьего энергопакета как враждебный акт по отношению к РФ, нужно рассматривать их с точки зрения возможностей. При грамотной работе ограничения можно обойти, — сказал Фролов.

Главным аргументом, позволившим запустить «Северный поток — 1» на полную мощность, было то, что в Европе попросту не нашлось поставщиков, которые могли бы заполнить остальные 50 процентов трубы.

— Эту практику можно распространить и на СП-2. Таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома, — подчеркнул специалист.

Учитывая эти факторы, Станислав Митрахович предположил, что в конечном счете и «Северный поток — 1», и «Северный поток — 2» будут выведены на полную мощность. Главная задача сейчас — физически достроить сам газопровод. Пока прокладка оставшегося 100-километрового участка приторможена американскими санкциями.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 02.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики