Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

«Северный поток — 2» не останется полупустым, рассказали эксперты-энергетики

Федеральное сетевое агентство ФРГ собирается отклонить заявку на освобождение «Северного потока — 2» (СП-2) из-под требований обновленной газовой директивы Евросоюза, сообщает немецкая газета Handelsblatt. Причиной отказа может стать то, что газопровод не был завершен до мая 2019 года, даты принятия самой директивы. Пока окончательное решение не принято, и стороны должны представить свою аргументацию в немецкое агентство. Если СП-2 не будет предоставлено исключение, то Россия сможет заполнять трубопровод лишь на половину.

Останется ли газопровод, проходящий по дну Балтики, после ввода в эксплуатацию полупустым, «Вечерняя Москва» спросила у специалистов в области энергетики.

Методы обхода газовой директивы ЕС

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что существует несколько вариантов вывода СП-2 из-под ограничений европейской газовой директивы.

— Была предпринята попытка вывести «Северный поток — 2» из-под действия обновленной газовой директивы Евросоюза по упрощенной схеме, апеллируя к тому, что проект реализовывался до мая 2019 года. Есть другие механизмы. «Северный поток — 2» можно вывести из-под директивы через согласие на то страны, где труба впервые выходит на сушу, то есть Германии, — сказал он.

Альтернативными методами могли бы быть учреждение компании, которая будет транзитировать газ по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2», или же создание виртуального газового хаба в Балтийском море.

— В конце концов можно вообще продавать газ еще на выходе из России. Тогда он будет транзитироваться не как газ компании «Газпром», а как транзитный, — уточнил эксперт.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов тоже обратил внимание на то, что предполагаемое решение немецкого агентства касается лишь одного из вариантов выведения СП-2 из-под действия Третьего энергетического пакета (ТЭП) ЕС.

— В данных поправках есть ряд обстоятельств, которые позволяют в том числе немецкому регулятору дать СП-2 исключение из-под норм Третьего энергопакета. Сами нормы европейского права подразумевают большее количество вариантов, которые позволяют СП-2 быть загруженным на 100 процентов, — сказал он.

Говорить о том, что СП-2 будут как-то ограничивать еще рано по двум причинам. Во-первых, сообщения Handelblatt не подтверждены официальными властями Германии. Во-вторых, сам «Северный поток — 2» еще не достроен, уточнил Фролов.

Опыт «Северного-потока — 1»

Еще одним ответом на вопрос, как обойти ограничения ЕС, может быть опыт «Северного потока — 1» (СП-1).

— Мы можем вспомнить опыт «Северного потока — 1», который долгое время не мог быть загружен на полную мощность. В последние два года он загружается более чем на 100 процентов номинальной мощности: не на 55, а на 58,5 миллиарда кубометров газа в год, — пояснил эксперт.

Получение уступок по первому газопроводу стало результатом долгой и упорной работы Газпрома и европейских чиновников.

— Как говорил мне газпромовский представитель, работавший над выдачей разрешения СП-1, «не надо рассматривать нормы Третьего энергопакета как враждебный акт по отношению к РФ, нужно рассматривать их с точки зрения возможностей. При грамотной работе ограничения можно обойти, — сказал Фролов.

Главным аргументом, позволившим запустить «Северный поток — 1» на полную мощность, было то, что в Европе попросту не нашлось поставщиков, которые могли бы заполнить остальные 50 процентов трубы.

— Эту практику можно распространить и на СП-2. Таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома, — подчеркнул специалист.

Учитывая эти факторы, Станислав Митрахович предположил, что в конечном счете и «Северный поток — 1», и «Северный поток — 2» будут выведены на полную мощность. Главная задача сейчас — физически достроить сам газопровод. Пока прокладка оставшегося 100-километрового участка приторможена американскими санкциями.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 02.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики