Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия грозит поставить крест на "Северном потоке-2": эксперт разъяснил суть претензий

Германия грозит поставить крест на "Северном потоке-2": эксперт разъяснил суть претензий

Что не нравится немецкому регулятору

Многострадальный российский газопровод «Северный поток-2» (СП-2), который по разным причинам «Газпром» никак не может достроить, рискует остаться незавершенным навсегда. Если верить немецкой газете Handelsblatt, Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) планирует отклонить заявку на освобождение строительства проекта трубопровода СП-2 от требования Газовой директивы ЕС. Ранее российский газовый монополист неоднократно давал понять, что не собирается работать в соответствие с европейским энергетическим законодательством. Если различие в подходах немецкой и российской стороны не удастся преодолеть, ситуация окажется тупиковой для проекта. 

В отношении СП-2 – амбициозного проекта «Газпрома», стоившего 10 млрд евро, призванного доставлять российский газ до Германии по дну Балтийского моря для дальнейшего распределения по европейским потребителям, и заблокированного санкциями США, - есть две новости: хорошая и плохая.

Хорошая заключается в том, что плавучий трубоукладчик «Академик Черский» - единственное российское судно, способное (при условии дооснащения) достроить проект, вошла в исключительную экономическую зону Дании в Балтийском море, по дну которого проходит незавершенный газопровод. Как уже писал ранее «МК», трубоукладчик находится в пути почти три месяца, и неоднократно менял за это время маршрут. Как считают некоторые специалисты, чтобы обойти принятые ранее санкции США против компаний, участвующих в реализации «СП-2». Напомним, швейцарская компания Allseas, занимавшаяся прокладкой газопровода, практически сразу после объявления санкций, уведомила о приостановке работы.

Но эта хорошая новость меркнет на фоне плохой. Если верить немецким СМИ, 1 мая Федеральное сетевое агентство ФРГ приняло решение отказать компании Nord Stream 2 AG (опреатор СП-2) в выведении проекта из-под требований обновленной Газовой директивы ЕС. Иными словами, регулятор немецкого энергорынка постановил, что «Северный поток-2» должен соответствовать европейским нормам конкуренции. Главная из которых: поставщик газа -«Газпром» - не может быть одновременно владельцем трубы.

«На практике это означает, что даже если газопровод будет достроен к концу 2020 года, половину его мощности - 27,5 млрд кубометров в год из 55 млрд - российской газовой монополии придется отдать независимым поставщикам. «Газпром» никогда не был с этим согласен и, уверен, никогда не согласится», - сказал «МК» партнер RusEnergy Михаил Крутихин.

Как поясняют эксперты, выполнить требования европейского энергопакета «Газпром» не в состоянии: лишь его газовые месторождения подключены к СП-2. А значит, труба останется полупустой, что грозит сделать дорогостоящий проект в принципе неокупаемым. Собственно, если вспомнить историю создания «СП-2», то становится понятным: его изначально строили в расчете на «лазейки» в европейском законодательстве: требования газовой директивы не распространялись на морские трубопроводы. Еврокомиссия в 2017 году предложила ликвидировать эту лазейку, но принятие поправок более года блокировала Германия. Однако, в апреле 2019-го Европарламент подавляющим большинством голосов утвердил изменения законодательства и распространил Газовую директиву на морские трубопроводы, приходящие из третьих стран.

В начале января 2020 Nord Stream 2 подала заявку на освобождение проекта от требований Газовой директивы. Компания ссылалась на то, что проект следует считать завершенным в мае 2019 года - то есть, до того момента, как поправки вступили в силу. Компания-оператор предлагала под «завершением» понимать окончание инвестиций, а не физическое завершение строительства.

Но, как теперь стало известно, Федеральное сетевое агентство ФРГ отвергло такую трактовку. ««Северный поток-2» в свете незаконченности реализации не выполняет условия Закона об энергетическом хозяйстве ФРГ для освобождения от правил», - заявил регулятор.

Почему же Германия, всегда раньше поддерживающая строительство СП-2, теперь готова похоронить проект? «Немецкие власти, в том числе Ангелу Меркель, не раз выступавшую за СП-2, можно понять, - объясняет Крутихин, - Германия «на халяву» получала мощный газопровод и положение европейского хаба, исключительно выгодное и с политической, и с экономической точки зрения. Но немцы народ педантичный: теперь закон принят, и его надо выполнять».

Означает ли это окончательный приговор для СП-2? Еще нет, указывают эксперты. Окончательное решение по этому вопросу в Германии примут после консультаций, которые запланированы на 8 мая. Напомним, строительство «Северного потока-2» было остановлено в конце декабря 2019 года после введения санкций США. На тот момент уложить по дну Балтийского моря оставалось менее 200 км трубы. Президент РФ Владимир Путин после переговоров с канцлером Ангелой Меркель 11 января 2020 заявил, что проект будет достроен и заработает не позднее первого квартала. Но в дело вмешалась пандемия коронавируса.

Теперь участники процесса ожидают, что Nord Stream 2 подаст апелляцию в Высший земельный суд Дюссельдорфа, а тот, возможно, перенаправит данный вопрос в Европейский суд — высшую судебную инстанцию ЕС. Шансы на успешное разбирательство невелики: чиновники в Брюсселе неоднократно заявляли о необходимости диверсифицировать поставки газа и снижать зависимость от Москвы.

К тому же наверняка Россия, для которой СП-2 – проект исключительной политической важности, не будет тихо-мирно ждать решения европейского суда, а активизирует дипломатическую активность, не исключено, что с личным участием президента Путина.

Ну а пока суд да дело, полагает Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, трубоукладчик «Академик Черский» вполне может завершить строительства морского участка газопровода, поставив немецкие и европейские власти перед свершившимся фактом.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: МК, 02.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики