Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нефть будут сливать в море": хранилища переполнились

"Нефть будут сливать в море": хранилища переполнились

Драма продлится еще два месяца

К концу мая все мировые нефтехранилища будут окончательно переполнены. Спрос на нефть исчерпан — экономическая активность в связи с эпидемией коронавируса близка к нулевым отметкам. Как прогнозирует Goldman Sachs, в ближайшие две недели все нефтяные емкости - наземные хранилища, морские танкеры - будут забиты по завязку. Наш эксперт не исключил варианта, что нефть просто-напросто будут сливать в море. 

Сейчас стоимость нефти растет — всего за неделю котировки Brent увеличились более чем на 50% — с $20 до 31 за баррель. Эксперты связывают рост цен с новой сделкой альянса ОПЕК+ о серьезном сокращении объемов добываемой нефти, заключенной в апреле. Но надолго ли хватит у биржевых игроков и фундаментальных инвесторов оптимизма?

Данные Goldman Sachs о перенасыщении мирового рынка нефти выглядят весьма впечатляющими: мощности для хранения нефтеперерабатывающих заводов Индии, одного из основных потребителей углеводородов, задействованы на 95%.

Аналогичные тревожные звоночки поступают из Европы: поставки в Великобританию, Германию, Францию, Италию и Испанию превышают спрос примерно на 50 млн баррелей в неделю. Хранилища главного американского нефтяного хранилища в Кушинге заполнены более чем на 80%. К началу лета, как полагают эксперты, места для хранения углеводородов будут окончательно заполнены.

Реальна ли эта угроза для мира в целом и России в частности? Что будет происходить с ценой барреля - он опять упадет ниже нуля, как в 20-х числах апреля? Озабочены ли в мире строительством новых хранилищ? С этими вопросами «МК» обратилась к экспертам: члену-корреспонденту РАН, завкафедрой РГУ нефти и газа им. Губкина Елене Телегиной и ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности Игорю Юшкову.

- Угроза от аналитиков Golden Sachs реальна? В Интернете появились видеосъемки из Венесуэлы — на них можно увидеть, что нефть из бункеров буквально выливается на землю. Как это можно объяснить?

Телегина: Подобные кадры, скорее всего, можно назвать несколько преувеличенными и рассчитанными на необъективное восприятие непрофессионального зрителя.

В апреле майские фьючерсы действительно торговались по отрицательной цене. Всем было понятно, что в ином случае нефть продать будет невозможно. Сейчас ситуация не изменилась. Практически все мировые нефтяные хранилища заполнены. Вполне возможно, что подобное драматичное положение сохранится еще один-два месяца, но к середине лета спрос немного восстановится, благодаря действию сделки ОПЕК+, и постепенному восстановлению спроса на сырье после выхода из пандемии.

Юшков: Конечно, новая сделка ОПЕК+ должна заработать. Правда, не стоит ждать моментального эффекта от одобного договора.

Заключение соглашения позволило намекнуть производителям и покупателям сырья, что наземным нефтехранилищам и морским танкерам в ближайшее время придется столкнуться с поставками новых объемов сырья. То есть хранить нефть стало менее выгодным, чем ее продавать. Тем не менее, спрос в один момент не вырастет.

Не исключено, что производители будут сбрасывать сырье в море, лишь бы сохранить доступные объемы для наполнения свежими углеводородами. Пока место для хранения нефти есть — даже на знаменитом американском «Кушинге» существуют доступные объемы для их наполнения «черным золотом». Но постепенно ресурсные базы заполняются. Примерно в июле, если участники соглашения ОПЕК+ будут выполнять свои обязательства, рынок вернется на докризисные уровни и объемы нефти, которые предлагают трейдеры, не будут превышать спрос на углеводороды.

- Можно ли оперативно создать новые подземные хранилища нефти, в том числе за счет использования уже исчерпанных месторождений, которые могли бы стать природными резервуарами для содержания сырья?

Телегина: Это не самый эффективный способ хранения. Крайне не экономично сначала добывать нефть, а потом закачивать сырье обратно в пласт.

Создать крупное подземное хранилище нефти можно менее чем за год. Обойдется подобный проект в несколько миллиардов долларов. Только надо учитывать, что его обслуживание, когда спрос на нефтепродукты будет расти, окажется в несколько раз дороже, нежели услуги, которые подобный бункер сможет оказывать. Поэтому ни о каких новых мощностях по хранению сейчас в мире не слышно.

Юшков: Надо понимать: за три дня и даже за три месяца новое нефтехранилище не построишь. А когда подобное сооружение, требующее серьезных инвестиций, будет создано, оно, скорее всего, будет уже никому не нужно — если спрос на нефть вырастет, то хранить значительные объемы сырья не станет выгодно. Зачем держать нефть «за пазухой», если ее можно с выгодой продать и не растрачиваться на услуги по ее содержанию.

Даже сейчас производителям гораздо дешевле обходится аренда переполненных нефтебункеров или морского транспорта, нежели строительство дополнительных хранилищ. Подобные емкости спасут только в кризисные времена. В отсутствие таких ударов, как коронавирус, они будут простаивать и отнимать деньги на обслуживание.

Хранилища нефти всегда находились на территории стран-импортеров. Крупные проекты собираются реализовывать в Китае. Россия, как поставщик нефти, всегда располагала лишь перевалочными базами, способными обеспечить стабильную транспортировку, но не долговременное хранение сырья.

- Еще в марте стоимость ежедневного фрахта супертанкеров, перевозящих углеводороды в Китай, выросла до $250 тыс. На это повлияли планы Саудовской Аравии нарастить добычу и бронирование судов для хранения дешевой нефти. Сколько сегодня стоит аренда морского супертанкера, способного хранить несколько сотен тысяч баррелей нефти?

Телегина: Это крайне конъюнктурный вопрос. Стоимость фрахта взлетела чуть ли не в десять раз. Но даже за такие деньги будет крайне сложно найти доступные вместилища для хранения углеводородных ресурсов. В акваториях крупных портовых городов стоят несколько десятков супертанкеров полные под завязку, которые ждут, когда их разгрузят.

Юшков: Аренда морских супертанкеров в последнее время, конечно, выросла. Правда, тут есть парадокс. Если арендовать танкер на два месяца, когда стоимость барреля не превышает $20, к концу истекающего срока аренды можно оказаться в убытке. Хранение дешевой нефти — это крайне сомнительная перспектива. Нефть, как и другое углеводородное сырье, лучше продавать по мере поступления, а не хранить ее «под подушкой», как доллары или золото.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 07.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики