Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша пошла по украинскому пути

Польша пошла по украинскому пути

Польша подала в международный суд иск на Газпром и выиграла его.

Спор развернулся вокруг перерасчета цен на газ. Согласно решению суда, Россия должна выплатить Польше 1,5 миллиарда долларов.

Причиной конфликта стал так называемый Ямальский контракт. Он был подписан в 1996 году и должен был действовать до 2022 года. Речь шла о поставках до 10 млрд кубометров топлива в год по трубопроводу Ямал - Европа из России через Белоруссию в Польшу и Германию.

Проблемы возникли еще много лет назад. С 2010 года представители Варшавы заявляли, что формула расчета цены якобы не соответствует ситуации на рынке. В 2012 году Россия снизила стоимость газа по этому контракту для польской стороны на 10%. Но в 2015 году Польша вновь потребовала снижения, а затем обратилась в Стокгольмский суд.

По словам истцов, в конце марта этого года они получили решение суда, согласно которому была установлена новая цена на газ, поставляемый из России с 1 ноября 2014 года. По утверждению польской стороны, Газпром должен вернуть разницу в размере 1,5 миллиарда долларов. Если Россия откажется от выплаты, Польша арестует активы «Северного потока - 2» и строительство второй ветки газопровода будет остановлено.

Сейчас представители Газпрома молчат. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков говорит, что в данный момент Газпром тянет время и пытается договориться с поляками.

Вполне возможно, что обсуждается какое-то комплексное соглашение о том, что Польша отказывается либо сокращает свои претензии по разбирательству в Стокгольмском арбитраже, а Газпром в обмен на это соглашается на какой-либо удобный для поляков вариант по транзиту, пояснил Юшков. Однако успех переговоров неочевиден - с учетом низких цен на газ поляки, скорее всего, предпочтут получить деньги здесь и сейчас, чем получать преференции от транзита в течение нескольких лет.

Полтора миллиарда - это по 12 долларов с каждого россиянина. То есть каждый из нас с вами, по сути, должен будет отдать Польше чуть меньше тысячи рублей.

Но еще сильнее, чем поляки, россиян ограбило родное правительство. Ведь сам газопровод «Северный поток - 2» мы начали строить в отместку Украине - стоимость строительства оценивается в 30 с лишним миллиардов долларов, а цена прокачки газа будет всего лишь на 10-15% дешевле стоимости транзита газа через Украину. При средней цене на газ (за последнее десятилетие) экономия составит около 70 миллионов долларов в год (прибыль по сравнению с прокачкой через Украину).

То есть на одном только иске от Польши мы потеряли 20 лет экономии!

Причем Польша не первая страна, которая сумела засудить РФ за строительство СП-2. Ее предшественницей была Украина - суд присудил Газпрому выплатить Нафтогазу почти 3 миллиарда долларов. А это еще 40 лет экономии! То есть мы уже «наэкономили» на 60 лет вперед!

Сколько еще «наэкономим»? Известно, что причиной строительства «Северного потока» были вовсе не экономические, а политические мотивы - таким образом Россия решила насолить Украине «за Майдан».

За 60 лет «экономии» Россия успеет десять раз снова подружиться с Украиной и десять раз поругаться, уйдут в мир иной и Путин, и Зеленский, и Порошенко, а россияне, вернее, их потомки, все будут продолжать расхлебывать неграмотные экономические решения нынешней российской власти.

P. S. Поляки без газа не останутся: сейчас идет строительство Балтийского газопровода, благодаря которому Польша сможет отказаться от российского газа и вместо него покупать норвежский. С польской стороны вклад в этот проект составляет примерно миллиард долларов по действующему курсу.

То есть поляки неплохо устроились: достаточно один раз оштрафовать Россию, чтобы и газопровод построить, и еще положить себе в карман полмиллиарда долларов «на мелкие расходы».

Авторы: Наталья Пуртова, Аделаида Сигида

Источник: Мир новостей, 12.05.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики