Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские ограничения не оставят «Северный поток — 2» без полной мощности

Европейские ограничения не оставят «Северный поток — 2» без полной мощности

Немецкий регулятор может отказать «Северному потоку — 2» в исключениях из Газовой директивы. Проекту это грозит тем, что газопровод будет использоваться лишь наполовину. Однако, как подтверждают эксперты, у «Газпрома» есть варианты, как соответствовать требованиям ЕС и полностью загрузить второй балтийский газопровод.

Немецкий регулятор BNetzA планирует отказать «Северному потоку — 2» в его заявке на исключение из правил Газовой директивы ЕС. Как сообщило издание Handelsblatt, агентство уведомило о своей предварительной позиции всех участников дела. В BNetzA считают, что проект не подпадает под исключения, так как его не завершили до 19 мая 2019 года, как требует европейская директива. До 24 мая регулятор должен вынести официальное решение.

«Мы обеспокоены информацией, которую рассылает BNetzA всем участникам. Мы не согласны с заключением», — сообщил оператор проекта балтийского газопровода агентству ICIS.

«Мы подождем официального решения и, конечно, оценим его и, если необходимо, будем действовать, чтобы защитить наши права», — рассказал EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер

В прошлом году в ЕС утвердили новые поправки в Газовую директиву, по которым газопроводы из третьих стран также должны соответствовать Третьему энергопакету. Он предполагает, что одна компания не может быть как поставщиком газа, так и собственником газопровода, по которому он поставляется. Кроме того, независимые поставщики должны иметь доступ к газопроводу. Это значит, что до 50% его мощности должно быть зарезервировано под них. В случае с «Северным потоком — 2» это означает, что проект будет работать в половину мощности — 27,5 млрд кубометров в год.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что для европейского экспорта «Газпрома» сейчас это не так страшно, поскольку транспортировочные мощности компании в европейском направлении и так избыточны относительно реального спроса.

Так, «Газпром» не выбирает сейчас все мощности по транзиту газа через Украину и Польшу. В то же время он не может отказаться, например, от украинского транзита, когда достроят «Северный поток — 2». У компании есть пятилетний контракт на транзит газа через Украину, по которому она обязана оплачивать законтрактованные объемы вне зависимости от реальной транспортировки.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский полагает, что история с предоставлением исключений для «Северного потока — 2» может стать долгой песней, так как из-за «низкого» рынка никто никуда уже не спешит. Он отмечает, что ситуация по решению немецкого регулятора может еще измениться. «Я так понимаю, ситуация на паузе, стороны торгуются», — считает эксперт.

В то же время, отмечает Алексей Калачев, невозможность загрузить «Северный поток — 2» на полную мощность как минимум удлинит сроки окупаемости проекта стоимостью 9,5 млрд евро на десятилетия. «Как максимум, это может сделать проект убыточным, если в договоренностях с инвесторами действовал тот же принцип, что и относительно первого „Северного потока“ — оплата прокачки за полный объем вне зависимости от реального объема», — замечает аналитик ГК «ФИНАМ».

При этом эксперты согласны с тем, что у «Газпрома» есть возможность заполнить «Северный поток — 2» на полную мощность и при действии ограничений Газовой директивы.

«Возможны различные сценарии и, соответственно, тактика действий», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Ранее, осенью прошлого года, немецкие издания писали о том, что «Газпром» создает отдельную компанию, которая будет владеть и управлять 12-мильным немецким участком «Северного потока — 2», находящимся в юрисдикции Евросоюза. В этом случае требование «разный поставщик и оператор» будет соблюдено.

По доступу независимых поставщиков к газопроводу у «Газпрома» есть несколько вариантов, как обойти это правило. Это: дать допуск к «Северному потоку — 2» для «Роснефти» и «Новатэка» или перенести точку сдачи газа на немецкую морскую границу или на вход в «Северный поток — 2» в России.

«Не вижу особых проблем, кроме нежелания „Газпрома“ терять контроль над экспортом, чтобы соответствовать ограничениям Газовой директивы ЕС», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Он считает, что трубопроводный бизнес в России можно было бы выделить в отдельное предприятие под государственным контролем по принципу «Транснефти», а затем будет достаточно изменить федеральный закон «Об экспорте газа», устанавливающий монополию «Газпрома» на трубопроводный экспорт природного газа.

«Совместно независимые российские поставщики могли бы обеспечивать вторые 50% заполнения „Северного потока-2“, формально выполняя требования ЕС. И это был бы все тот же российский природный газ, который сейчас они вынуждены продавать „Газпрому“. Он, конечно, в этом случае потеряет свою монополию, но газовая отрасль от такой реформы только выиграет», — считает аналитик ГК «ФИНАМ».

«Роснефть» и «Новатэк» уже давно пытаются добиться отмены монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа, но смогли получить только допуск к экспорту СПГ. Аргумент «Газпрома» о том, что конкуренция российского газа в Европе только снизит цены на топливо и доходы бюджета, оставался до последнего времени ключевым.

Поэтому перенос точки сдачи выглядит более предпочтительным, если возникнет необходимость обойти ограничения Газовой директивы ЕС.

«Газпром» может продавать газ трейдерам на точке входа в «Северный поток-2» на российском берегу. И тогда трейдеры смогут самостоятельно арендовать мощности газопровода для транспортировки купленного, то есть уже своего газа, — замечает Алексей Калачев. — Главное, чтобы никто из трейдеров не превысил лимит мощности в 50%. Не знаю, рассматривается ли такая идея в принципе, но мне кажется, это вполне рабочий и, главное, вполне рыночный вариант, который не будет противоречить европейским антимонопольным требованиям».

Крупнейшие компании — закупщики российского газа являются партнерами «Газпрома» по «Северному потоку — 2», и варианты по переносу точки сдачи газа в случае отказа в исключении из Газовой директивы могут уже прорабатываться, полагает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Другое дело, что Украина может потребовать, чтобы и в ее случае точки сдачи газа европейским потребителям перенесли на восточную границу. Однако это вряд ли получится, так как страна не является членом Евросоюза и Брюссель в данном случае не будет отстаивать интересы Киева», — говорит эксперт.

Источник: EADaily, 14.05.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики