Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейские ограничения не оставят «Северный поток — 2» без полной мощности

Европейские ограничения не оставят «Северный поток — 2» без полной мощности

Немецкий регулятор может отказать «Северному потоку — 2» в исключениях из Газовой директивы. Проекту это грозит тем, что газопровод будет использоваться лишь наполовину. Однако, как подтверждают эксперты, у «Газпрома» есть варианты, как соответствовать требованиям ЕС и полностью загрузить второй балтийский газопровод.

Немецкий регулятор BNetzA планирует отказать «Северному потоку — 2» в его заявке на исключение из правил Газовой директивы ЕС. Как сообщило издание Handelsblatt, агентство уведомило о своей предварительной позиции всех участников дела. В BNetzA считают, что проект не подпадает под исключения, так как его не завершили до 19 мая 2019 года, как требует европейская директива. До 24 мая регулятор должен вынести официальное решение.

«Мы обеспокоены информацией, которую рассылает BNetzA всем участникам. Мы не согласны с заключением», — сообщил оператор проекта балтийского газопровода агентству ICIS.

«Мы подождем официального решения и, конечно, оценим его и, если необходимо, будем действовать, чтобы защитить наши права», — рассказал EADaily пресс-секретарь Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер

В прошлом году в ЕС утвердили новые поправки в Газовую директиву, по которым газопроводы из третьих стран также должны соответствовать Третьему энергопакету. Он предполагает, что одна компания не может быть как поставщиком газа, так и собственником газопровода, по которому он поставляется. Кроме того, независимые поставщики должны иметь доступ к газопроводу. Это значит, что до 50% его мощности должно быть зарезервировано под них. В случае с «Северным потоком — 2» это означает, что проект будет работать в половину мощности — 27,5 млрд кубометров в год.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что для европейского экспорта «Газпрома» сейчас это не так страшно, поскольку транспортировочные мощности компании в европейском направлении и так избыточны относительно реального спроса.

Так, «Газпром» не выбирает сейчас все мощности по транзиту газа через Украину и Польшу. В то же время он не может отказаться, например, от украинского транзита, когда достроят «Северный поток — 2». У компании есть пятилетний контракт на транзит газа через Украину, по которому она обязана оплачивать законтрактованные объемы вне зависимости от реальной транспортировки.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский полагает, что история с предоставлением исключений для «Северного потока — 2» может стать долгой песней, так как из-за «низкого» рынка никто никуда уже не спешит. Он отмечает, что ситуация по решению немецкого регулятора может еще измениться. «Я так понимаю, ситуация на паузе, стороны торгуются», — считает эксперт.

В то же время, отмечает Алексей Калачев, невозможность загрузить «Северный поток — 2» на полную мощность как минимум удлинит сроки окупаемости проекта стоимостью 9,5 млрд евро на десятилетия. «Как максимум, это может сделать проект убыточным, если в договоренностях с инвесторами действовал тот же принцип, что и относительно первого „Северного потока“ — оплата прокачки за полный объем вне зависимости от реального объема», — замечает аналитик ГК «ФИНАМ».

При этом эксперты согласны с тем, что у «Газпрома» есть возможность заполнить «Северный поток — 2» на полную мощность и при действии ограничений Газовой директивы.

«Возможны различные сценарии и, соответственно, тактика действий», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Ранее, осенью прошлого года, немецкие издания писали о том, что «Газпром» создает отдельную компанию, которая будет владеть и управлять 12-мильным немецким участком «Северного потока — 2», находящимся в юрисдикции Евросоюза. В этом случае требование «разный поставщик и оператор» будет соблюдено.

По доступу независимых поставщиков к газопроводу у «Газпрома» есть несколько вариантов, как обойти это правило. Это: дать допуск к «Северному потоку — 2» для «Роснефти» и «Новатэка» или перенести точку сдачи газа на немецкую морскую границу или на вход в «Северный поток — 2» в России.

«Не вижу особых проблем, кроме нежелания „Газпрома“ терять контроль над экспортом, чтобы соответствовать ограничениям Газовой директивы ЕС», — говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. Он считает, что трубопроводный бизнес в России можно было бы выделить в отдельное предприятие под государственным контролем по принципу «Транснефти», а затем будет достаточно изменить федеральный закон «Об экспорте газа», устанавливающий монополию «Газпрома» на трубопроводный экспорт природного газа.

«Совместно независимые российские поставщики могли бы обеспечивать вторые 50% заполнения „Северного потока-2“, формально выполняя требования ЕС. И это был бы все тот же российский природный газ, который сейчас они вынуждены продавать „Газпрому“. Он, конечно, в этом случае потеряет свою монополию, но газовая отрасль от такой реформы только выиграет», — считает аналитик ГК «ФИНАМ».

«Роснефть» и «Новатэк» уже давно пытаются добиться отмены монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа, но смогли получить только допуск к экспорту СПГ. Аргумент «Газпрома» о том, что конкуренция российского газа в Европе только снизит цены на топливо и доходы бюджета, оставался до последнего времени ключевым.

Поэтому перенос точки сдачи выглядит более предпочтительным, если возникнет необходимость обойти ограничения Газовой директивы ЕС.

«Газпром» может продавать газ трейдерам на точке входа в «Северный поток-2» на российском берегу. И тогда трейдеры смогут самостоятельно арендовать мощности газопровода для транспортировки купленного, то есть уже своего газа, — замечает Алексей Калачев. — Главное, чтобы никто из трейдеров не превысил лимит мощности в 50%. Не знаю, рассматривается ли такая идея в принципе, но мне кажется, это вполне рабочий и, главное, вполне рыночный вариант, который не будет противоречить европейским антимонопольным требованиям».

Крупнейшие компании — закупщики российского газа являются партнерами «Газпрома» по «Северному потоку — 2», и варианты по переносу точки сдачи газа в случае отказа в исключении из Газовой директивы могут уже прорабатываться, полагает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Другое дело, что Украина может потребовать, чтобы и в ее случае точки сдачи газа европейским потребителям перенесли на восточную границу. Однако это вряд ли получится, так как страна не является членом Евросоюза и Брюссель в данном случае не будет отстаивать интересы Киева», — говорит эксперт.

Источник: EADaily, 14.05.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики