Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Армения разыграет белорусский сценарий для получения выгодных условий поставки газа из РФ

Армения разыграет белорусский сценарий для получения выгодных условий поставки газа из РФ

Скорейшее формирование общего газового рынка внутри ЕАЭС позволило бы установить единую стоимость газа для стран-участниц, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе транслировавшейся онлайн пресс-конференции заявил, что вопрос формирования общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является единственной нерешенной проблемой интеграционного объединения, в связи с чем он надеется на его решение в ближайшем будущем. Пашинян также подчеркнул, что стратегия развития ЕАЭС согласована всеми участниками организации, но остаются принципы, как этот рынок должен быть сформирован.

“Вероятнее всего предложение, поступившее от Армении по поводу снижения стоимости сырья по действующему контракту с российским “Газпромом”, было отклонено. Поэтому в Ереване решили предложить иной вариант, который позволил бы изменить цены для страны на газ”, - комментирует эксперт.

В марте 2020 года Армения обратилась к российскому «Газпрому» с просьбой начать переговоры о снижении цены на газ. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте армянского правительства. Вице-премьер Мгер Григорян объяснил эту меру ухудшением социально-экономической ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции и сокращением объемов потребления энергоресурсов. Однако официального ответа от российской транснациональной энергетической компании, более 50 % акций которой принадлежит государству, еще не последовало.

Ранее в марте скидку на российский газ получила Болгария. Условия контракта позволяют снизить стоимость газа для болгарских потребителей на 40%.

“Сейчас цена для Армении на границе составляет приблизительно $150 за тысячу кубометров. Ереван выступал с предложением сделать скидку параллельно с белорусской стороной, которая приобретает российский газ за $127 за тысячу кубометров. Страны практически синхронно подавали заявки. К слову, в Европе стоимость таких объемов газа составляет $70. Именно на европейские показатели ориентировалась Армения при формулировании обращений”, - объясняет собеседник агентства.

С 1 января 2019 года цена на российский газ для Армении выросла со $150 до $165 за 1 тыс. Кубометров.

Напомним, что Белоруссия также просила Российскую Федерацию снизить стоимость поставляемого ей природного газа в апреле 2020 года после того, как посол Белоруссии в России Владимир Семашко и глава российской государственной энергетической компании “Газпром” Алексей Миллер подписали договор о порядке формирования цен при поставке российского газа на белорусские территории в 2020 году. Минск при этом руководствовался тем, что в последнее время из-за пандемии коронавирусной инфекции динамика снижения мировых цен на природный газ обрела ярко выраженные очертания.

Сейчас Белоруссия закупает газ по цене $142,4 тысячу кубометров, которая является самой низкой экспортной ценой "Газпрома". Минск получил официальный отказ, так как тот уровень цены, который он предлагал, снизил бы базовую цену ниже себестоимости добычи сырья.

После этого Российская Федерация и Белоруссия договорились о поставках российского газа Минску на протяжении 2020 года на условиях 2019 года.

Армения изменила стратегию

Отметим, что российская транснациональная энергетическая компания является единственным поставщиком газа потребителям Армении. При этом, поставщиком газа на внутренний рынок страны считается "Газпром Армения".

“В начале 2020 года и в 2019 году цены в Европе стоимость тысячи кубометров газа составляла около $200. Тогда Армения не выступала за снижение цен.

Предполагаю, что отказ “Газпрома”, который скорее всего получил Ереван, обоснован тем, что российская сторона не может предоставлять скидки выборочно во избежание конфликтных или же спорных ситуаций”, - считает эксперт.

Игорь Юшков также отмечает, что на основании полученного ответа, Армения приняла решение перейти к так называемому плану Б, реализация которого позволила бы получить более выгодные условия.

“По этой причине Армения выступила с предложением ускорить формирование общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза. Подобное звучало и от белорусской стороны.

Единый газовый рынок предполагает одинаковую стоимость на российский газ для всех участников союза. Государства, которые на данный момент входят в ЕАЭС, предполагают, что единая цена будет образовываться по российскому уровню и составит около $50-80 за тысячу кубометров газа”, - рассказывает эксперт.

Общий газовый рынок внутри ЕАЭС точно в срок

Однако, предполагает Игорь Юшков, российская сторона будет подходить к вопросу формирования общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза сдержанно в соответствии с установленными ранее сроками несмотря на то, что данное действие ускорит интеграционные процессы.

Напомним, что замглавы Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин в ходе выступления на Европейской газовой конференции заявлял, что страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создадут общий рынок газа не позднее 2025 года. Очередное заседание руководителей ЕАЭС запланировано на 19 мая 2020 года.

“На примере белорусской стороны становится понятно, что Армения сейчас старается таким образом получить углеводороды по внутрироссийской стоимости в ближайшее время.

Однако Российская Федерация однозначно пока что не будет торопиться с принятием подобных решений и ускорять процесс формирования единого рынка газа на фоне сложной экономической ситуации в мире, спровоцированной распространением коронавирусной инфекции”, - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 16.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики